С ракетных обстрелов Ливии начался отсчёт новейшей арабской истории. Ибо то, что предшествовало 19 марта, являлось, скорее, продуктом «внутреннего сгорания» арабского мира. Без ярко очерченных масштабов последствий - то ли полыхнёт где ещё, то ли рассосётся…
Доселе сомнительная роль внешнего фактора не позволяла ответить на краеугольный вопрос политического бытия: cui prodest - кому это выгодно? Теперь многое встало на свои места. Если вслед за Ливией придёт жертвенный черёд Сирии, то прочие арабские метаморфозы составят лишь фон геополитического сдвига по всей средиземноморской, а может, и глобальной оси. Ибо не только арабский, но и весь мусульманский мир узнает, кто в их доме порачительнее. Ливийская нефть (9 место по запасам в мире, следом за Россией) окажется под контролем не экстравагантного полковника, а вполне прагматичных европейских энергопотребителей. А Сирия, избавившись от «тоталитарного наследия», покается за многолетнее антизападное антрепренёрство. И уж точно выставит российскую военно-морскую базу в Тартусе. А вы думали, это арабы не могут разобраться, чего они хотят?
Они действительно вели себя так, как будто их дело - взорваться, а остальное - в воле священных или здравствующих «пророков». Все, сколь-нибудь учитывающие производность политики от экономики, не понимали, почему Тунис (48 место в мире по качеству жизни) и Йемен (далеко за сотню) столь синхронно востребовали кардинального обновления? В этом же ряду – сверхблагополучный Бахрейн с движущимися тротуарами, ибо Аллах подводит нефть даже в подвалы старых мечетей. Да и Египет с чего-то вдруг плюнул на миллиардные доходы от туризма и проникся революционно-саморазрушительным пафосом. Как будто в «обновлённую» страну теперь хлынет обновлённый до беспамятства туристический поток. И все они, заметьте, - страны ислама. В переводе с арабского - покорности. И это, притом что мусульмане привыкли не только терпеть, но и считать. Восток, конечно, дело тонкое, но никогда не тоньше купюры. Да и восточной Фемиде не откажешь в пытливости. А тут - прям как в расхристанном доме Облонских! Значит, спешили.
Спешили не они, а за них. Торопились с обустройством «Большого Ближнего и Среднего Востока». Этот американский проект должен превратить южное Средиземноморье в «Восточную Европу». Чтобы никто не усомнился в способности «звёзднополосатого брата» казнить-миловать в соответствии с «цивилизационным мэйнстримом». А пока в Пекине переводят это словосочетание на китайский язык, нужно захватывать плацдармы. Например, севернее чёрной Африки и наискосок через Атлантику от Южной Америки. «Желтеющих» не по годам... Да и собственно исламский проект (саудиты и Ко) - пока локален. Но при насыщении его солидарными интересами миллиарда правоверных он может стать «перпендикулярным» западному.
Тем более что политический инструментарий «демократического переустройства» уже исторически апробирован. В Косово (комплимент исламу + военное укрепление на юге Европы), Афганистане (наказанном за американо-саудовское внедрение туда бен Ладена) и Ираке (там «четвёртой по запасам» нефти угрожал «мерзавец» Саддам). Поэтому для начала разожгли всеарабский огонь. А когда убоялись, что его подхватят исламисты, порядок начали наводить с «демократически ущербной» Ливии. Заодно пообещав её богатства западным европейцам. На «пропитание» и в подтверждение евроатлантического единства. Да и друга Саркози есть повод приободрить. Он до сих пор переживает, что на свою предвыборную кампанию брал в долг у другого «мерзавца» - Каддафи...
Арабское «обновление» распространялось по принципу домино. По этому же принципу может произойти и восстановление статус-кво. Обновлённого. Не обновлённым и даже архаичным оказался повод для новой войны. Гитлер в Данциге уничтожил своих уголовников - за это заплатили поляки. В Косово раскопали свежее захоронение и во всём безошибочно обвинили сербов. Афганистан надоел своим круглосуточным бодрствованием, которое, разумеется, не имеет ничего общего с геополитическим взбадриванием. Виновность Саддама подтвердила гэдээровская пробирка с ватой, она же - ооновский символ его бактериологических злонамерений. «Томагавк» полетел в Ливию в ответ на падение «оппозиционного» «Миража». «Ты виноват уж тем, что...», по Сеньке и шапка... Штатовцы почти перепоручили ливийскую «одиссею» французам. Но полторы сотни американских «Томагавков» уже «поздравили» полковника Каддафи с «рассветом» 19 марта. Тем веселее станет некролог...
По закону жанра на очереди - не только Сирия, но и Йемен. Это строго по диагонали от Марокко с Мавританией, которых тоже не назовёшь царством гармонии. Зато зона «арабского обновления» требует закругления углов. Запад спешит. «Стихийно-сетевому» бен Ладену, как показало время, торопиться некуда. Потому что томагавки и бумеранги исторически из одного арсенала. Даже если в Коране об этом ничего не сказано.
P.S. Ничто так не изменяет земной рельеф, как столкновение расчёта со стихией. Не верите? Спросите у японцев. 19 марта 2011 года западный менеджмент решил проверить это ещё раз…
политолог Борис Подопригора