Российское авторское общество стало требовать «дань» не только с использующих музыку коммерческих структур (дискотек, ресторанов, гостиниц и т.д.), но и с граждан, которые желают осуществить так называемое публичное исполнение. Под оным закон понимает прослушивание музыки иными лицами, кроме семьи. Это значит, что если на мероприятие (день рождения, корпоративную вечеринку или пр.) организаторы пригласили коллег или друзей, то за право послушать диск или устроить пение «а капелла» должны будут заплатить 1800 рублей.
Взимание платы за коммерческое использование авторских произведений – нормальная западная практика. Считается, что, обедая под хорошую музыку, посетитель, например ресторана, будет дольше сидеть, сделает больше заказов и принесет доход заведению. Поэтому справедливо «делиться» – часть прибыли отдать автору. Сбором «авторских налогов» занимаются специальные уполномоченные государством агентства коллективного управления авторских прав, а ставки, как правило, устанавливаются в процентном отношении к выручке заведения.
Сибирский цирюльник
Отечественное законодательство признает исполнение публичным, если оно происходит там, «где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». Такая формулировка закреплена в принятой три года назад IV части Гражданского кодекса РФ, регулирующей авторские и смежные права.
В итоге «Российское авторское общество» (РАО) стало «стричь» деньги не только с кафе, дискотек и иных заведений, которые используют музыку для проводимых публичных коммерческих мероприятий, но и, например, гостиниц, в номерах которых установлены телевизоры. Ведь по ним транслируются фильмы, концерты и иные произведения, а постояльцы крайне редко являются членами семьи владельца отеля. С кинотеатров, даже имеющих прокатные удостоверения, взыскивают сбор в пользу композиторов, написавших музыку к кинофильмам.
Рычаг заставить несговорчивых меломанов платить «дань» у РАО есть – взыскание до 5 млн рублей за незаконное использование произведений. Жертвами этих санкций уже стали, например, выставочное объединение "Ленэкспо", пустившее на свою территорию музыкальную группу, а также Дом офицеров Ленинградского военного округа, поставивший балет «Щелкунчик» без согласия наследника хореографа.
Теперь РАО разработало договор и для физических лиц, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. Первый такой договор 5 июля был заключен в Новосибирске. За каждое публичное исполнение гражданин Крестьянов обязался выплачивать РАО по 1800 рублей и предоставлять специальный отчет. Прописаны и карательные санкции: пени за задержку перечисления денег – более ста процентов годовых, за просрочку предоставления отчета – 100 рублей в день.
Крокодильи слезы
Формально желающему пригласить друзей на любое торжество (например, день рождения ребенка) и прослушать запись или спеть «Пусть бегут неуклюже» (оное произведение композитора Владимира Шаинского на слова Александра Тимофеевского включено в реестр РАО), нужно будет платить авторскому обществу. Формально под его требования попадают и корпоративные вечеринки, и встречи однополчан, одноклассников или однокурсников (если они только не создали единую семью).
Вице-президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Валерий Мордвинов констатирует, что формально такие требования законны: «Гражданский кодекс РФ никак не ограничивает ни круг авторов, ни ставки сборов – все решает РАО. Причем РАО легче требовать деньги не с крупных компаний, а с малого бизнеса и простых граждан, которые не умеют составлять отчеты и т.д. Можно умножить 1800 рублей за каждое мероприятие на количество расположенных только в Санкт-Петербурге ресторанов, кафе, гостиниц и т.д. – получаются десятки миллионов! Почему владельцы гостиниц должны платить за телевизоры – радио-, телекомпании уже сделали отчисления в пользу авторов», – констатирует эксперт.
Однако есть иная трактовка. Вадим Усков, директор юридической компании «Усков и партнеры», считает нужным разделять граждан - организаторов мероприятий, и просто частных пользователей: «Гражданин может профессионально заниматься проведением свадеб или иных торжеств в качестве тамады, диджея и т.д. – это очень выгодный бизнес. При этом он может быть не зарегистрирован как предприниматель. Взимать сборы в РАО в такой ситуации законно и справедливо. Другая ситуация, когда частное лицо сам для себя проводит какое-либо торжество, например – вечеринка в офисе. Формально ее участники не подпадают под понятие «состав семьи», и, соответственно, имеет место публичное исполнение произведения. Но РАО пока не требовало и, убежден, не будет требовать уплаты в таких ситуациях сборов», – заключает Вадим Усков.
В пресс-службе Российского авторского общества журналисту «Фонтанки» признались, что пока заключен только один договор с гражданином - не предпринимателем, но оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. В северо-западном филиале авторского общества пока не знакомы с практикой коллег из Новосибирска. По словам руководителя филиала Натальи Новиковой, просто частные вечеринки не требуют уплаты сборов. В то же время она уточнила, что все зависит от степени «публичности мероприятия». Например, за исполнение музыки в банкетных залах на свадьбе платить РАО должен сам ресторан (к счастью для организаторов и участников бракосочетаний, марш Мендельсона уже не является охраняемым авторским произведением).
Посмертные права режиссеров
Причем далеко не факт, что собранные за использование произведений деньги дойдут до авторов: из-за нечеткой нормы, РАО может брать плату за использование произведений не только своих клиентов, а вообще любых композиторов, поэтов-песенников, исполнителей и т.д.
«30 процентов собранных средств РАО оставляет себе, – рассказывает Валерий Мордвинов. – Кроме того, если вознаграждение не будет востребовано в течение трех лет, средства идут на собственные нужны авторского общества».
Согласно отчету самого РАО, в минувшем году оно собрало 2,8 млрд рублей, а выплатило авторам только 1,8 млрд.
Деньги за большинство кинофильмов и многие иные произведения получают вовсе не их создатели (режиссеры, авторы сценария, операторы, актеры и т.д.), а соответствующие студии. Исключение законодатели сделали только для композиторов. Справедливость в отношении авторов попытался восстановить режиссер Павел Любимов, известный как постановщик десятков советских кинофильмов: соответствующее заявление он подал в Конституционный суд России. Спор развернулся за права на снятый в 1977 году фильм «Школьный вальс»: телекомпания «ТВ Центр» отказалась выплачивать режиссеру вознаграждение за показ киноленты, поскольку права на него принадлежат Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
Высшая судебная инстанция отказала в принятии к рассмотрению жалобы Павла Любимова, так как решение поднятого вопроса о справедливости распределения гонораров «составляет прерогативу федерального законодателя и Конституционному суду РФ неподведомственно». Определение по этому делу было вынесено еще 27 мая, но было изготовлено, выслано заявителю и стало доступным общественности только в последних числах июня. Сам режиссер его не увидел – 23 июня Павел Григорьевич ушел из жизни...
Антон Одынец, специально для "Фонтанка.ру"