Военный суд восстановил в должности одного из восьми офицеров, которые были уволены по приказу министра обороны. Из-за того, что побег двух рядовых из в/ч 02511 в Каменке вызвал серьезную шумиху в обществе. Решение еще не вступило в законную силу и,скорее всего, будет обжаловано военным ведомством. Однако само его появление стало приятной неожиданностью для офицеров, которые считают себя "козлами отпущения".
Восемь офицеров 138-й мотострелковой бригады были досрочно уволены с военной службы после скандального побега двух рядовых из в/ч 02511 в Каменке, позже пожаловавшихся на неуставные отношения. Дело получилось громким и резонансным, уже через четыре месяца был вынесен последний из трех приговоров в отношении младших сержантов , избивших военнослужащих. Однако еще до того как закончилось следствие, Минобороны приняло решение избавиться от командования бригады, не уследившего за своими подчиненными. Приказ о досрочном увольнении прошелся строго по вертикали: командир взвода (где произошло ЧП), командир роты, начальник штаба ремонтно-восстановительного батальона, сам начальник батальона. Также должностей лишились командир бригады, его замы по воспитательной работе и вооружению и начальник штаба.
Как рассказал “Фонтанке” один из уволенных - командир роты Олег Тарасов, сразу после побега солдат из части, командованием бригады было проведено внутреннее расследование, по результатам которого 6 октября 2009 года офицерам был объявлен строгий выговор “за неудовлетворительное состояние воинской дисциплины и в работе по воспитанию личного состава”. 12 октября это дисциплинарное взыскание было отменено приказом командующего ЛенВО Николаем Богдановским и объявлено неполное служебное соответствие. В частности, Тарасову вменялось “отсутствие работы в организации индивидуально-воспитательной работы с подчиненными, незнание их морально-деловых качеств и истинного положения дел в подразделении”. Но и этот приказ был отменен, на этот раз самим министром обороны Анатолием Сердюковым, который 14 ноября повелел уволить капитана Тарасова из рядов вооруженных сил “за неудовлетворительную организацию боевой подготовки в подчиненном подразделении и ненадлежащий контроль за несением внутренней службы”.
Из восьми уволенных таким образом офицеров только трое решились обсудить приказ в суде. Остальные пятеро посчитали это бессмысленной тратой времени, кто-то уехал из региона, кто-то сидит и ждет, что все само собой рассосется, а комбригу Алибеку Асланбекову и вовсе не до того: в отношении него возбуждено уголовное дело. В итоге заявления с просьбой отменить приказ министра подали в суд только командир ремонтно-восстановительного батальона Шамало, начальник штаба Евгений Бибик и, собственно, командир роты Тарасов. Как пояснил адвокат военнослужащих Рустем Зарбеев, согласно воинскому уставу, наложить дисциплинарное взыскание можно в течение 10 суток с момента совершения проступка или окончания разбирательства. В данном случае уволенные офицеры лично не совершали ничего противоправного, а закон (“О статусе военнослужащих” и дисциплинарный устав) гласит, что за проступки подчиненных запрещено наказывать командира, когда нет прямой вины. Но такая практика, по словам Зарбеева, существует повсеместно.
Этот аспект не затрагивался в судебном процессе, главным аргументом был факт дополнительного разбирательства, которое комиссия Минобороны начала спустя 1,5 месяца после инцидента. “Дополнительное расследование не предусмотрено действующим законодательством, - аргументирует свою позицию Зарбеев, - мало того, что не понятно, на каком основании через 1,5 месяца привлекли к ответственности, так еще не ознакомили с результатом разбирательства. О том, за что их уволили, они узнали только в суде”. Еще одним нарушением заявители считают разные формулировки трех приказов.
Проверяющие приезжали трижды, нарушения искали так тщательно, будто им было дано указание: уволить во что бы то ни стало. Как рассказал Олег Тарасов, члены комиссии в первый раз ничего не нашли, тогда начали запрашивать документацию, проверять отчетность. “Смотрели все, ходили по комнатам, даже телевизор в “ленинской” комнате проверяли, работает-не работает, хотя я никакого отношения к ней не имею, - говорит бывший ротный. - Смотрели газеты, все ли подшиты. В итоге нашли: в журнале боевой подготовки не было проставлено несколько тем, то есть они были проведены, но не записаны”. Свой первый суд Тарасов проиграл, суд Выборгского гарнизона отказал в удовлетворении заявления, равно как и в случае Шамало и Бибика.
Однако Ленинградский окружной суд, рассмотрев кассационную жалобу, пришел к выводу, что гарнизонный суд “неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неверно применил нормы материального и процессуального права”. Решения были отменены, дела направлены на новое рассмотрение. Этот факт приятно удивил и офицеров, и адвоката. Для Рустема Зарбеева неожиданной оказалась фраза окружного судьи, который, обращаясь к представителю Минобороны, пожурил за “разбазаривание” кадров, мол, “командир роты – это штучный материал, его беречь надо”.
При повторном рассмотрении гарнизонный суд принял противоположное решение. Согласно ему, капитан Бибик должен быть восстановлен в своей должности либо занять аналогичную, если того захочет сам. Решение огласили 21 мая, в законную силу оно еще не вступило, но дает остальным заявителям надежду, что рассмотрение их дел также завершится в пользу офицеров и они вернутся в свою часть. Правда, капитан Тарасов опасается, что после восстановления уже все будет иначе: вряд ли министр обороны сможет простить тот факт, что его приказы обсуждаются и еще как. Хотя, следуя логике главы военного ведомства, первый, кто должен быть уволен из рядов вооруженных сил за существующий в них “разброд и шатание”, так это сам Анатолий Сердюков. Если это, конечно, принципиальная позиция (командир отвечает за положение дел в своем подразделении), а не популистское решение, принятое только потому, что история получила резонанс.
Юлия Никитина,
“Фонтанка.ру”
Опальные офицеры из Каменки обсуждают приказы в суде
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ