Пока в России разворачивается борьба за шведское культурное наследие на берегу Охты, сами шведы сохраняют по этому поводу истинно скандинавское спокойствие. Более того, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, непримиримый в вопросе независимости Абхазии и Южной Осетии, как оказалось, совершенно не беспокоится за судьбу останков шведских крепостей Ландскрона и Ниеншанц в связи с реализацией газпромовского проекта. Он, как выяснилось, считает строительство небоскреба вовсе не разрушением истории, а «констатацией наличия на этом месте шведского поселения».
Об этом Карл Бильдт заявил в эфире радиостанции «Эха Москвы» в беседе с её руководителем — Алексеем Венедиктовым. Разговор был посвящен недавнему саммиту «Россия — ЕС» и проекту «Северный поток», однако под конец интервьюер, как он выразился сам, решил «столкнуть» шведского министра иностранных дел с «Газпромом». «Археологи обнаружили шведскую крепость Ниеншанц. И что с этим делать?» - спросил Венедиктов.
Карл Бильдт в ответ признался, что информирован - вопрос спорный. «Что хорошо с точки зрения шведов, это констатация наличия там очень давнего шведского поселения. Как по российским, так и по шведским законам, прежде чем производить строительство, необходимо провести археологические изыскания. Поэтому теперь, во-первых, «Газпром» должен оплатить проведение археологических раскопок, через которые будет выявлена история Швеции. Там есть небольшой музей, что, по-моему, очень хорошо. Там, конечно, очень много всего надо сделать, но это очень интересно». Министр признался, что обсуждал этот вопрос с президентом РФ Дмитрием Медведевым, которого все это очень заинтересовало, так как он сам из Петербурга. Медведеву он порекомендовал взглянуть на музей. Никаких протестов против строительства общественно-делового центра из уст господина Бильдта не прозвучало.
Почему же шведский министр не встал на категорическую защиту шведского наследия в Петербурге? Может быть, дело в том, что он лично побывал на строительной площадке и своими глазами видел всё то, что обнаружили археологи. В устье Охты и Невы он гулял чуть больше года назад — в октябре 2008 года. В Петербург шведы тогда прибыли большой делегацией — Карла Бильдта сопровождал директор по политическим вопросам шведского МИДа Бьёрн Люрваля и большая свита дипломатических сотрудников. Был свидетелем происходящего и корреспондент «Фонтанки», который вспоминает - шведского министра тогда интересовало всё — и сколько людей жило в городе Ниен, и проводились ли на этом месте когда-либо археологические работы, и что будет дальше. Кто и в каких объемах финансирует проект, и сколько сотрудников «Газпрома» будет работать в «Охта центре».
«Конечно, мне было очень интересно осмотреть раскопки, которые ведутся здесь. Они являются подтверждением того, что здесь еще до Петра Первого было место оживленной международной торговли. У нас есть давние традиции, на которые мы можем опираться. Я очень рад, что такие раскопки ведутся. Что их показывают публике. Отрадно, что мы продлеваем в глубину веков нашу общую шведско-русско-финскую историю», - заявил нашему корреспонденту Карл Бильдт, после того как изучил останки рвов и крепостных стен Ландскроны и Ниеншанца и осмотрел часть найденных артефактов. Министр отметил, что ему будет очень интересно увидеть газпромовский небоскреб, когда он будет построен. «Охта центр» - грандиозный проект, он впечатляет», - сказал Бильдт. Как видно, за минувший год позиция одного из первых лиц Швеции не поменялась.
Любопытно, что незадолго до приезда в Петербург шведского министра, на строительной площадке Охта центра побывали и наследники другого человека, который также ведал политикой этой скандинавской державы. Но ведал на полвека раньше — как раз когда строилась крепость Ниеншанц. Канцлера Акселя Оксеншерна часто называют «шведским Бисмарком». Он сделал для утверждения этой державы на Балтике не меньше, чем Петр I для России. У наследников древнего рода есть традиция раз в два года собираться и осматривать места, связанные с историей их славного предка. В прошлом году два десятка Оксеншернов приехали на место, где когда-то стоял Ниеншанц.
Как ни странно, осмотрев находки и останки крепостей, «туристы» пришли к тому же выводу, который чуть позже сделал министр. «Я считаю, что очень интересно, что именно здесь будет небоскреб. Надеюсь, что он будет построен, и при этом не будет забыта и очень важная часть нашей истории. Хочется, чтобы она была как-то запечатлена», - сказал «Фонтанке» Габриель Оксеншерн.
Алексей Владимирский, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме: