Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино «Книга Мастеров»: Дело о гуслярах-самодурах (фото, видео)

«Книга Мастеров»: Дело о гуслярах-самодурах (фото, видео)

2 259

Появлению этого фильма предшествовали три волшебных слова. Нет, не «крибле-крабле-бумс», а «Walt Disney Pictures». «Книга Мастеров» – первый проект российского отделения всемирно известной кинокомпании. Съемочная команда – местная, жанровые лекала – заморские, основа сюжета и персонажи – отечественные.

На деле вышел классический случай дальних родственниц Царевны-лягушки: подсмотрели, как Василиса Премудрая махнула рукой – сделалось озеро, махнула другой – поплыли белые лебеди, и от большого ума принялись кидаться в царских гостей лебедиными костями. Имитировать кинотрадицию оказалось ничуть не легче, чем воспроизвести сказочное Лягушкино чудо.



Фабула такова. Некая Каменная княжна (Ирина Апексимова) сотни лет ищет Мастера, который бы оживил нечто под названием «бел-горюч камень Алатырь», что в свою очередь освободило бы ее, княжну, запертую в каменной горе, и наделило бы могущественной разрушительной силой. Пока все нормально. Немножко дедушки Бажова, немножко дядюшки Толкиена. Но стоит подойти к этой сказке ближе хоть на шаг – натурально, окаменеешь.



То есть к «Даниле-мастеру» претензий нет – все, что касается материальной культуры (декорации, костюмы и особенно спецэффекты), выполнено на весьма приличном уровне. Каменная башня и ее окрестности напоминают питер-джексоновский Минас-Моргул (в плохую погоду) и Изенгард (в хорошую), непроходимый лес мрачен, как владения энтов позднего периода, а из каменных головорезов «ордаров» вышли бы убедительные урук-хаи (лошадиный галоп их кавалерии в замедленной съемке – лучшее, что есть в операторской работе, в целом крайне неудачной). Но вот беда – мир фэнтези вплотную подходит тут к лубочному мирку местной деревеньки. Скромным и трогательным северным бажовским Гумешкам, конечно, здешние красоты не чета – все тут пышное, нарядное, расписное и фальшивое, как свекольный румянец, так что похоже больше на какую-нибудь картонную Сорочинскую ярмарку из новогодних телемюзиклов. А теперь представьте себе нападение боевых урук-хаев на патриархальную Диканьку. И оправившись от ужаса, объясните режиссеру Вадиму Соколовскому что-нибудь о существовании понятия «стиль». О работе режиссера с актерами говорить просто не приходится: не только дебютанты, но даже маститые профессионалы играют в этой сказке из рук вон плохо.



Кстати, главным артефактом тут является вовсе не объявленная Книга Мастеров (она всего лишь толстый учебник по камнерезному ремеслу, руководство для сказочных ПТУ, никакой магической силой не обладающее), а старый добрый Каменный цветок. Малахитового благородства он, правда, в этом фильме лишен, но массивная леденцовая розочка, вырезанная мастером Иванушкой, как раз и является ключом к сюжету.



Есть и другие волшебные артефакты – например, скляночка с живой водой. Ее вымаливает Иван у Бабы-яги (Лия Ахеджакова), и та, длинным и бестолковым монологом посетовав на старость, волшебный предмет герою, как и положено, вручает, – для внучки, для Катеньки, особо уточняет старушка. Внучка Катенька (приемная дочь Каменной княжны) тем временем стоит над пропастью, натурально, отдавая душу для оживления Каменного цветка. Что ж наш герой? Он устремляется в родную деревню, где, повинуясь зову сердца, выливает содержимое склянки в рот друга своего, молодого толстого кузнеца (только что убитого «ордарами»). Оно бы и ничего, герою нужен друг (в диснеевском формате – строго обязателен), но зачем этот самый толстый кузнец вообще понадобился авторам фильма? Он никак не задействован в основной линии сюжета, зато, приятно сияя румянцем и здоровой полнотой, в финале женится на такой же толстой и румяной дочке помещика. Которой тоже нечем заняться.



Знатоки «морфологии волшебной сказки» мне возразят, что пухлый кузнец нужен, дабы изготовить волшебный меч, способный рубить камень (функция, необходимая Ивану). Этот меч он и изготавливает – за пять минут, вернее, еще быстрее, благодаря ускоренной съемке. В следующие десять минут Иван успевает подарить меч безоружному «тридцать четвертому богатырю», исчезающему из сказки навсегда вместе с подареньицем. Подтвердив тем самым душевную и прочую щедрость Ивана, а также вопиющее неумение авторов фильма распорядиться сказочной структурой. Отдала Катя душу или нет, как ожил камень, как ожила Катя (в нее, бедняжку, еще и стреляют по ходу фильма, раня насмерть), зачем вообще городили весь этот сказочный огород – понять решительно невозможно. Тут за какую нитку волшебного клубка ни потянешь, куда невод ни закинешь, думая – Золотую рыбку или, там, русалку поймал, но нет – обязательно вытянешь кучу ржавых консервных банок…



В чем причина напасти? Герой, чтобы стать Мастером, изучал свою Книгу год – ему было достаточно. Совсем как авторам фильма, у них тоже год на работу ушел. А вот бажовские камнерезы тайны ремесла постигали всю жизнь, часто – ценой жизни, «уж и в бороде малахитовая прозелень появлялась». Вот пока так – до прозелени в бороде – не начнут учиться наши режиссеры, не видать нам Каменного цветка.

Лилия Шитенбург
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях