22 июня наша страна отмечала День памяти и скорби. По всей России проходили мероприятия, посвященные очередной годовщине начала войны. Телеэфир наполнили сериалы, фильмы и документальные программы о Великой Отечественной. При всем при этом отказываться в траурный день от рекламы и развлекательных передач никто на российском ТВ и не думал.
Из года в год 22 июня убеждаешься в том, насколько же циничен медиабизнес. С одной стороны, по всем центральным телеканалам звучат традиционные речи о «самой страшной войне в истории» и «подвиге советского народа», идут репортажи о траурных акциях, демонстрируются советские ленты о грозовых сороковых. С другой – в телеэфире продолжается привычный балаган. Почтенную публику веселят всеми любимые - ненавидимые медиапетрушки. Веселят, правда, вяловато – как-никак, а на дворе лето, пора отпусков, шашлыков и вообще – мертвого сезона на телевидении.
Впрочем, унылость жизни на телеэкране в данном случае не столь важна. Куда примечательнее тот факт, что ТВ вспоминает о трагической дате чисто «для галочки». Наверное, если бы не существовало различных указов и законов, официально делающих 22 июня памятной датой, телеканалы говорили бы о событиях почти семидесятилетней давности раза в три меньше. И это в лучшем случае.
«Почтить память павших – дело нужное и даже святое. Мы, конечно, помним, гордимся и все такое. Однако теперь, видите ли, кризис на дворе. Посему нам отказываться от рейтинговых проектов и рекламы даже 22 июня никак нельзя», - примерно такой нехитрой логикой руководствовались главные российские телеканалы. Изобразив скорбь и аскетическую сосредоточенность (этим суровым, несущим отпечаток вселенской скорби лицам телеведущих поверил бы даже Станиславский), отечественное ТВ вернулось к привычному существованию. А там «не жисть - Сорочинская ярмарка». Не успели корреспонденты «Первого канала» договорить свои казенно-гранитные речи, как в эфире начался геронтофильский телешабаш «Малахов +». Дальше – больше. «Модный приговор», «Агент национальной безопасности», «Давай поженимся!», «Обручальное кольцо» - отказываться от этих сериалов и увеселительных проектов никто из вроде бы государственнически мыслящего руководства «первой кнопки» и не собирался.
Канал «Россия» лишь частично скорректировал свои программные планы. Здесь за приключенческим сериалом «Отряд специального назначения» последовали тоскливо тянущиеся, нескончаемые саги для домохозяек («Однажды будет любовь», «Кармелита»). Разумеется, не стал изменять себе «НТВ». Можно понять многое. Например, то, что данный телеканал даже в День памяти и скорби не желает отказываться от своего фирменного «мыла» про «ментов», мухтаров и «албанцев». Но вот сериал с названием «Город соблазнов», занявший 22 июня прайм-тайм вещательной сетки на «НТВ», - это, пожалуй, слишком. Как говорится, всему есть предел.
Правда, обвинять наше телевидение в том, что оно совсем уж непочтительно отнеслось к скорбной дате, никак нельзя. Наоборот: программ, посвященных событиям 41-го, в эфире было более чем достаточно. При этом готовиться к отмечанию Дня памяти и скорби телеканалы начали заранее. Так, уже в субботу, 20 июня по «НТВ» был показан документальный фильм под названием «Кто «прошляпил» начало войны». Как нетрудно догадаться, его авторы попытались разобраться в причинах военной катастрофы лета 1941-го. Собственно, ответ на вынесенный в название проекта вопрос дается уже в самом начале. Виной всему, полагают создатели фильма, «неизбывное российское разгильдяйство» и «всегдашняя надежда на «авось» (впоследствии фраза о разгильдяйстве повторяется раз пять). Версия о патологической недоверчивости и недальновидности Сталина отметается авторами с ходу. Более того – рассматривается ими в качестве продукта этакого антисталинского «черного пиара», коим активно занимался Никита Хрущев.
Примечательно, что даже проведенная «отцом народов» чистка офицерского состава не воспринимается создателями документального проекта и участвующими в нем экспертами как весомый аргумент. Мол, да – репрессии в войсках были. «Но преувеличивать потери, которые понес командный корпус Красной Армии, тоже не следует», - тут же заявляет один из комментаторов. По ходу фильма откровенно сталинистский пафос неуклонно нарастает. Иосиф Виссарионович видится авторам и участникам проекта великим и мудрым вождем, все прекрасно понимавшим и даже жалевшим свой «терпеливый народ». Вот только беда – с подчиненными Сталину не повезло. Оказались они безалаберными олухами, недальновидными бюрократами и разгильдяями.
Разумеется, не обошлось без новых сериалов о Великой Отечественной. Ровно за неделю до Дня памяти и скорби их начали показывать (по старой доброй традиции синхронно) «Первый канал» и «Россия». Первый отметился сериалом «Смерть шпионам. Крым» - продолжением военно-детективной саги, демонстрировавшейся два года назад. Действие нового телефильма опять происходит в 1944 году. Советская контрразведка вступает в очередное противостояние с немецкими диверсантами. На сей раз доблестным «смершевцам» предстоит предотвратить покушение на лидеров стран антигитлеровской коалиции, которое должно произойти во время Ялтинской конференции. Стоит отметить, что в качестве завязки сюжета сценаристы не смогли предложить что-либо более оригинальное, чем гибель вражеского шпиона, нейтрализуемого нашей контрразведкой. Привет, что называется, «Апостолу», Юрию Морозу и вообще – культовому «Тегерану-43».
Канал «Россия» остался верен жанру приторной мелодрамы. Здесь состоялась премьера сериала Валерия Шалыги «1941». Сказать, что такой «клюквы в сахаре» не было на нашем телеэкране давно (все эти «Участки», «Батюшки» и «Гаишники» отдыхают), значит не сказать ничего. Итак: простая русская деревенька в приграничной зоне, последние дни перед началом войны. Красавец Гриша любит Дашу, но родители женят его на другой. От этой другой, как водится, без ума Иван, брат Григория. Затем наступает 22 июня 1941 года, немцы входят в деревню. Гриша становится бесстрашным партизаном, Ваня – полицаем. И пошло-поехало: славные партизанские будни с привалами под березкой (разве что без гармони и ромашки в зубах), жаркая амурная сцена на сеновале, соборность и сплоченность жителей оккупированной деревушки, воспеваемые в духе абрамовских «Братьев и сестер». Не хватает только немецких воплей «Русиш швайн!» и предрасстрельных героических криков «Ну, давай, - стреляй в коммуниста, сволочь фашистская!». Впрочем, вполне возможно, что оные в сериале еще будут.
Почему новый проект оказался такой сусальщиной, понятно. Попробуешь сделать свой продукт хоть чуть-чуть реалистичным и вменяемым, и его сразу же зарежут как «неформат». И все же не могли советские солдаты в 1941 году иметь такой опрятный и пышущий здоровьем вид. И не выглядели деревенские мальчишки военных лет теми чистенькими домашними пупсами, какими показаны они в новом сериале. Научились бы наши киношники хотя бы грим накладывать и правильно костюмы подбирать, что ли...
Однако самое интересное происходило в эфире в субботу вечером, 20 июня, когда канал «НТВ» представил очередной выпуск цикла «Профессия – репортер». В преддверии Дня памяти и скорби журналист Алексей Бахарев (среди недавних работ – репортаж «Безмолвные мишени», посвященный расследованию устроенной майором Евсюковым бойни) подготовил материал о неприглядном и позорном закулисье казенной мемориальной показухи. Конкретно – о том, как краснодарские чиновники уже полгода не могут отреставрировать и зажечь Вечный огонь. Как на обертке рулона туалетной бумаги в Брянске появляется изображение местного памятника воинам-партизанам. Как гниют в канавах останки советских солдат. Как умирают в нищете наши ветераны.
В анонсах репортаж Бахарева (получивший говорящее название «Провалы памяти») именовался «фильмом-приговором». До выхода материала в эфир подобные слова звучали исключительно как пафосный рекламный штамп. После просмотра репортажа стало ясно: речь действительно идет о приговоре – нашей власти, государству, всем нам с вами. У общества, страдающего ТАКИМИ «провалами памяти», нет будущего. По крайней мере – будущего человеческого.
Сергей Ильченко-мл., "Фонтанка.ру"