С того дня, когда российская сборная улетела на чемпионат Европы по футболу и вплоть до полуфинального матча с испанцами, вся наша великая страна жила в состоянии радостно-тревожного безумия. В игровые ночи останавливалось автомобильное движение в крупных городах, перед играми дезорганизовывалась работа в самых серьезных фирмах и структурах, а новости на федеральных каналах упрямо и торжественно начинались с футбола.
Мой отец — когда-то серьезного уровня футболист — был таким радостным и счастливым в ночь победы над голландцами, что у меня даже защемило сердце. Я думаю, вместе с ним были счастливы миллионы россиян, для которых в эти дни футбол стал чем-то не просто очень важным и интересным, а «нашим всем» и вообще — священным.
Вот именно над этим «святым понятием» я сейчас и надругаюсь — по возможности цинично, насколько хватит злости и умения.
При этом хочу уточнить — надругаться я хочу не над футболом и футболистами, а над общественно-государственным отношением к этой сфере человеческой деятельности. К самим футболистам у меня никаких претензий нет и быть не может. Я не специалист и не болельщик, но они, бесспорно, молодцы. С болельщиков и фанатов тоже — какой-такой спрос.
Но вот руководители СМИ и политики, а также госчиновники высокого ранга — это другая история, и к ним у меня есть вопросы, которые, скорее всего, останутся риторическими.
Итак. Дорогие мои, а вы помните такую пословицу: «Делу-время, а потехе — час?». Это хорошо, что помните. А понимаете ли вы, ненаглядные, что футбол — это просто футбол, то есть, проще говоря — потеха. Забава такая молодецкая. Так какого же рожна с «потехи», а не с «дела» начинаются наши новости на федеральных каналах?! И вот только не надо мне говорить, что этих новостей все ждут — я вовсе не за то, чтобы их не давать. Я за правильное расставление приоритетов. Начинайте этими новостями спортивные блоки, господа. Радость болельщиков от этого меньше не станет. А иначе — легко договориться и до того, что футбол может стать нашей национальной идеей — вот как в Бразилии. А там и мы, глядишь, Бразилией станем, со всеми вытекающими, в том числе и с огромным количеством диких обезьян и Педров, которые считают, что они Доны.
«Да что ж ты взъелся-то так на наше счастье, - взревет оскорбленный болельщик. - Зачем ты, гнида, посмел покуситься?!».
Объясняю. Посмел, потому что это радостное безумие совсем небезопасно, дорогие мои. Все это, чуть в других формах, уже бывало в истории.
Была такая империя великая — Римская. Помните? Так вот. Дела ее резко начали становиться все более хреновыми именно тогда, когда наступил расцвет гладиаторских игрищ, гонок на колесницах и прочих древнеримских шоу. Граждане не хотели работать и власти кормили их бесплатно — деньги были. А еще давали зрелищ. И очень скоро гладиаторы, возничие и танцовщицы стали властителями душ, кумирами и звездами. И постепенно они даже приобретали политический вес.
И жизнь всей этой тогдашней «гламурной тусовки» волновала граждан гораздо больше, чем состояние экономики и положение на границах империи. А границы эти, кстати, постоянно штурмовались ордами варваров, которые убивали по-настоящему, а не по законам шоу-бизнеса, как гладиаторы...
Ну вот, собственно... Когда вырождение и оскудение мозгов у древнеримских граждан перешло критическую отметку, наступил крах, и могучая империя рухнула. Погибая, она продолжала тешить себя гладиаторскими забавами — и на больших площадях и на частных вечеринках...
Надеюсь, понятна аналогия?
Один из самых высокопоставленных иерархов нашей православной церкви, обращаясь 22 июня к военнослужащим, сказал дословно следующее: «Сегодняшняя скорбь, связанная с годовщиной начала Великой Отечественной войны, разбавляется нашей общей радостью о вчерашней победе российской сборной». Я не против футбола. Но такие высказывания слегка отдают кощунством.
22 июня и 22 футболиста-миллионера... Как-то не должно это в одну линейку монтироваться.
И я нормально отношусь к тому, что самые высокие руководители в нашей стране — рьяные болельщики. Но мне кажется, что приверженность к «потехе» должна оставаться частным делом, а не транслироваться публично.
И самые лучшие тренеры не должны становиться почетными гражданами до и вместо настоящих ученых, воинов и художников.
Неправильная расстановка таких приоритетов в конечном счете может привести если не к национальной катастрофе, то к серьезнейшему глубочайшему кризису: и нравственному, и политическому, и экономическому, и военному. Именно так. Даже если подобная расстановка приоритетов потакает искренней и мощной радости большинства.
А футболисты-то, конечно, молодцы, и их успехам я искренне радовался...
Андрей Константинов,
Директор АЖУР
Футбол как национальная идея
Написать комментарий
Андрей Константинов
Гендиректор АЖУРа, писательПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки