Интриги в нашей скучной политике все же есть, несмотря на кажущееся отсутствие таковых. Примечательно, что создают их не мнимые оппозиционеры и далекий Березовский, а сама власть. Более того, власть закручивает интригу, не считая нужным объяснять нам, простым смертным, происходящее. И оставляя простор для гнусных измышлений. Ими и займусь.
Три года условно бывшему губернатору Ненецкого округа Алексею Баринову и условный год приговора пока еще мэру Архангельска Александру Донскому – пощечина полпреду в СЗФО Илье Клебанову. Потому что в операции по снятию Баринова полпредство принимало непосредственное участие, а арест минувшим летом Донского не мог состояться вне согласования в этом могучем ведомстве в лице зама полпреда Александра Нестерова, если оно хоть чем-нибудь управляет. Прокурор требовал для Баринова десяти лет тюрьмы. Приговоры ВИП-арестантам были оглашены на минувшей неделе.
Надо сказать, что в последнее время полпред создает информационные поводы лишь благодаря спецмероприятиям по нейтрализации неугодных чиновников. Последний такой выход в люди – зачистка Новгорода от Михаила Прусака. И суть неприятностей засидевшегося на своем посту главы региона отнюдь не в разгуле какого-то криминала в области. Ведь если этот криминал вконец обнаглел, то, видимо, все-таки не сегодня. Очевидно, что отставка напрямую связана с грядущими выборами, когда вертикаль особенно нуждается в спокойствии на местах. О конфликтах в новгородской элите знали все от Калининграда до Чукотки. Впрочем, для самого Прусака, не ставшего упорствовать в желании удержаться на посту, все закончилось благополучно.
Уголовное дело в отношении Баринова послужило первым звонком для губернаторов. До весны прошлого года существовало неписанное правило, или понятия: лояльность в обмен на свободу действий на доставшейся территории. Баринов стал последним избранным губернатором. Покуда выборы еще не были отменены, полпредства пытались вмешиваться в процесс, но победа того или иного претендента не зависела напрямую от их настроения. Примерно так случилось в НАО, где победу, вопреки воле Клебанова, одержал Алексей Баринов.
Через год с небольшим после триумфа он оказался под стражей, а его уголовное дело насчитывало 14 эпизодов. Суд признал экс-губернатора виновным лишь в приобретении недвижимости за счет организации «Архангельскгеологодобыча», которую он возглавлял до избрания. Я это не к тому, что он белый и пушистый, но схожих скелетов можно во множестве отыскать в шкафах очень многих чиновников. И стоила ли эта история десанта прокуроров, высадившихся в Ненецком округе, чтобы устроить показательную порку губернатору, небрежно отнесшемуся к воле вышестоящего начальника?
История Донского, которого 18 июля в одном исподнем выволокли под руки из квартиры сотрудники СОБРа, не менее показательна. В прошлом году он с какого-то перепугу объявил о желании баллотироваться в президенты. Вскоре выяснилось, что у будущего кандидата вроде бы фальшивый диплом института. Теперь этот диплом обошелся ему в 75 тысяч рублей штрафа. Еще год условно суд отвесил за незаконное покровительство фирме, учредителем которой являлся Донской. Несмотря на приговор, мэр останется под стражей, потому что в июле ему предъявлены обвинения в злоупотреблении полномочиями. Якобы мэр незаконно оплачивал собственную охрану за счет городского бюджета.
В последнем слове в суде Донской утверждал, что его "заказали" губернатор Архангельской области Николай Иванович Киселев и полпред президента в СЗФО Илья Иосифович Клебанов". По словам Донского, полпред ему звонил и якобы угрожал возбуждением уголовных дел. Отметим, что главу Архангельска арестовали через две недели после того, как на сайте городской администрации появилось видео, запечатлевшее, как человек, похожий на губернатора Киселева, получает взятку. Обнародовав запись, Донской нарушил главное правило корпорации – маленький босс не должен вмешиваться в действия старшего. Запись была вывешена в сети через день после того, как Николай Киселев обратился к президенту страны с вопросом о доверии. Надо понимать, что до этого он нашел доверие в полпредстве и вопрос был согласован.
Идет третий месяц, а президент молчит. И я его понимаю. Заявление архангельской прокуратуры, утверждающее, что видеозапись есть монтаж, требует уточнений: что же смонтировано? Например, вырезаны куски, где человек, похожий на.. гневно отвергает предлагаемую сумму, или добавлены пачки купюр? Ведь и предполагаемый взяткодатель-бизнесмен подтвердил, что да, было дело, губернатор попутал. Полпредство поставило в неловкое положение и президента, и «партию власти», областной список которой Киселев собирался возглавить на выборах в Госдуму. А тут такое кино.
Нарастающая череда громких дел против областных и городских чиновников имеет разные корни. Политическая целесообразность, как в Архангельске или Перми. Личные амбиции «заказчика» и желание посадить на княжение своего человека, как в НАО. Целесообразность отдать мощные финансовые потоки доверенным людям, как во Владивостоке, где мэр Владимир Николаев оказался под стражей за ту же оплату собственной охраны из бюджета, а совсем не за то, что еще до избрания занимал «активную жизненную позицию» и приобрел широкую известность под кличкой Вини-Пух в родном городе.
Общее у большинства этих историй одно: в сухом остатке фигуранты получают условные срока за прегрешения, недостойные солидных джентльменов.
Например, Волгоградский голова Ищенко за незаконное хранение боеприпасов приговорен к году тюрьмы с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на 4 года и штрафу 5 тысяч рублей. После приговора экс-мэр сразу был отпущен на свободу, так как он больше года провел в СИЗО.
К середине нынешнего года для губернаторов и мэров, независимо от способа занятия высоких постов, сформулированы новые понятия: держаться за власть опасно для собственного здоровья. Эти правила еще раньше поняли бизнесмены.
Александр Горшков,
замдиректора АЖУР.
Все мэры могут получить это
Написать комментарий
Горшков Александр
Главный редактор "Фонтанки"ПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки