Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Экс-начальник «Крестов» Житенев: 35 лет – слишком большой срок

Экс-начальник «Крестов» Житенев: 35 лет – слишком большой срок

4 831
Фото с сайта rg.ru

Бывший начальник «Крестов» Александр Житенев - фигура значительная, но не публичная. Он проработал в изоляторе № 1 без малого 35 лет. Через его руки «прошли» все знаменитые питерские «сидельцы» – Мирилашвили, Шутов, Якубовский. И практически все «авторитетные предприниматели» - Малышев, Кжижевич и Кумарин. За все время службы он не дал ни одного интервью, и, покинув пост, не встал в позу – «не хочу быть палачом», - как делали многие его предшественники. «Фонтанке» удалось взять интервью у Житенева, которое оказалось первым после его ухода в отставку.

Александр Иванович был по-прежнему лаконичен, и о своей уже бывшей работе говорил в настоящем времени.

Александр Иванович, можете приоткрыть завесу над тайной вашего внезапного ухода?

- Я, честно говоря, уже писал в этом году рапорт. Весной. Еще Валерию Заборовскому (бывший начальник ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти. – Ред.). Это не связано с тем, что пришел Владимир Маленчук , просто большой слишком срок «отбывания наказания». Вы знаете, что когда судьи выносят приговор, обычно максимальный дают 25 лет. А свыше 25 – уже пожизненное, но 35 лет еще никому не давали. Не помню. Поэтому тридцать лет – это, наверное, перебор.

Понятно, что за 35 лет, на которые пришлась и смена политического курса страны, в «Крестах» было немало известных «сидельцев». Кто запомнился вам больше всех?

- Много хлопот мне принес, конечно, Якубовский. Он сам по себе такой шебутной. Когда человек умный или грамотный, он пытается продумать все наперед. Он все просчитывал, а получалось все наоборот. Много хлопот доставил и Шутов.

Вам, наверное, не раз приходилось решать конфликты, как между «сидельцами», так и между заключенными и персоналом?

- Конечно, конфликты бывают часто в камерах. Они же не пионеры. Если возникают подобные ситуации, я всех пропускаю через свой кабинет. Если сажаю в карцер, лично беседую с каждым, потому что первоначальная информация может быть сильно искажена. Иногда неправду говорят арестанты, иногда – работники, поэтому приходится лично разбираться.

Жесткие меры часто приходилось применять?

- У меня на памяти захват заложников в 92-м году.

Когда совершал побег Мадуев?

- Да. Тогда погиб мой служащий и три заключенных. Для меня это было самым тяжелым. Гибель людей – это всегда страшно.

Вы как главный начальник такого большого изолятора всегда являлись объектом для всякого рода просителей, как из криминального мира, так и страждущих родственников. Как удавалось справляться с этим?

- У нас все это идет по накатанной. Ежедневно или я, или мои замы, принимаем граждан. Приходится терпеть, потому что много приходящих людей - неадекватны. У меня, допустим, сидят на психотделении клиенты (арестанты, которые не прошли еще психическое обследование и находятся в спецотделении. – Ред.), их родители бывают такие же. Вот и приходится выслушивать оскорбления.

Напасть на вас не пытались?

- Да нет, обычно так, по-мирному. Всякие, конечно, случаи бывали, но до такого не доходило.

Как спецконтингент воспринял информацию о вашем уходе?

- Ну, я не знаю, не спрашивал. Я же резко ушел. Думаю, что уходить надо именно так. Если долго колеблешься, то никогда не покинешь.

Как ваша семья отнеслась к вашему решению?

- Жена рада. Последний год я спал по четыре часа, а еще нервы, постоянный стресс и общая усталость организма. «Кресты» - это все-таки «Кресты». Постоянно что-то случается и ты всегда в напряжении.

Уходить было не жалко, все-таки большая часть жизни прошла здесь?

- Жалко, конечно, когда тридцать лет в одном коллективе. Пропускаешь все через себя. При мне сменилось два-три поколения сотрудников. Много было хорошего.

А что именно?

- Мы были начинателями встреч с ветеранами. В нашем ГУ ФСИНе самая большая ветеранская организация - более двухсот человек. Все встречаются в первую пятницу декабря. И люди приходят с удовольствием. Даже не ради подарков, застолий. Ради общения.

Вы готовы сейчас к преподавательской деятельности?

- Я еще об этом не думал. У меня еще месяц для этого. Поразмыслю на досуге.

Чем планируете заниматься в отпуске?

- Отдыхать.

Справка: Александр Житенев, полковник, руководит «Крестами» уже порядка 10 лет, а работает в изоляторе около 35. Он поднялся на этот пост практически с самых низов, пережил сложное время, когда в 1998-м году, возглавив СИЗО, вынужден был уйти после того, как суд восстановил (пусть и ненадолго) в этой должности прежнего «хозяина» Степана Демчука.

Беседовала Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру.

Ранее по теме:
Новые «Кресты» будут строить новые люди
АЛЕКСАНДР ЖИТЕНЕВ: «ВИДИМО, ТЮРЬМА ТЯНЕТ...»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях