В Петербурге прошла пятая конференция руководителей европейских железных дорог. Россию представлял президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. 23 гендиректора железных дорог из 16 европейских стран решали, как лучше будет грузам и туристам добираться из нашего города в Берлин и наоборот.
Не желаете ли отправиться в путешествие до Берлина на поезде? На данный момент большинство из читателей «Фонтанки», скорее всего, откажутся от такого предложения: слишком уж много времени занимают различные формальности при пересечении границ между четырьмя государствами (Россией, Белоруссией, Польшей и Германией). Такая ситуация не устраивает ни пассажиров (к которым присоединятся и грузоперевозчики), ни руководителей железных дорог. Именно поэтому в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о том, как сделать железнодорожное сообщение между Россией и Германией быстрее, дешевле и качественнее.
Этот вопрос в числе прочих обсуждался на 5-ой Конференции руководителей европейских железных дорог, прошедшей в Петербурге. На ней собрались 23 генеральных директора железных дорог из 16 европейских стран. Россию представлял президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Он заявил, что конференция носит неофициальный характер, но сам статус ее участников говорит о том, что вопросы там разбираются важные, выходящие за рамки чисто железнодорожных проблем. Поднимаются темы гармонизации международного права в области перевозок, взаимоотношений между различными видами транспорта.
Помимо общих заседаний, прошли двусторонние и трехсторонние встречи для обсуждения конкретных планов дальнейшего сотрудничества. В частности, Владимир Якунин и председатель правления Немецкой железной дороги Хартмут Медорн обсудили вопросы взаимодействия по пассажирским и грузовым перевозкам. Так, решено создать совместную логистическую компанию по грузовым перевозкам, которая позволит объединить усилия обеих стран по организации грузопотока между Европой и Азией. По словам Хартмута Медорна, если Россия связывает Азию и Европу, являясь «мостом» между Тихим и Атлантическим океанами, то Германия, в свою очередь, представляет собой транзитный узел между севером и югом Европы. Объединение усилий позволит значительно улучшить ситуацию с грузовым движением в рамках Евроазиатской транспортной системы. Как сообщил Владмир Якунин, в ближайшее время будет организован демонстрационный контейнерный поезд Берлин-Москва, чтобы показать возможности и выявить недостатки доставки грузов по этому маршруту. Также планируется пригласить представителей таможенных органов Германии, Белоруссии, Польши и России и организовать совместную инспекцию того, как проходит на границах таможенный контроль.
Взаимодействие с Германией отразится и на тех пассажирах, которые не ездят за границу – немецкая сторона готова оказывать помощь в организации скоростного движения, благо опыт у них в этом большой. Как заметил Хартмут Медорн, прежде чем развивать скоростное движение, необходимо четко определить состояние инфраструктуры, сделать экономическое обоснование согласно тем скоростям, которые планируется достигать. Ведь увеличение скорости ведет к значительному увеличению энергопотребления, да и затраты на обслуживание таких дорог растут в геометрической прогрессии. В зависимости от результатов исследований можно будет решить: строить для скоростной магистрали отдельную железнодорожную ветку либо можно обойтись тем, что уже есть. Российские эксперты, по словам г-на Медорна, сами должны решить, какой путь им наиболее выгоден, и уже тогда определить параметры российско-германского сотрудничества.
Не забыты и немецкие туристы: в ближайшие 2 месяца совместная группа должна провести экономическую проработку проекта туристического поезда на базе поезда Talgo, который должен пойти по маршруту Берлин – Калининград – Петербург. Хартмуд Медорн сообщил, что этот туристический поезд должен работать там, где есть платежеспособный спрос на дорогие перевозки. По его словам, как для пассажирского, так и для грузового железнодорожного движения самой важной задачей является сокращение времени пути, что даст возможность конкурировать с водным и воздушным транспортом. Однако этому мешают технические проблемы, а именно - разная ширина колеи и использование разных видов тока (постоянного и переменного), и эти вопросы быстро решить не получится. Для ускорения движения разрабатывается возможность использования электровозов двойного питания, а также автоматических раздвижных колесных пар в пассажирских поездах для быстрого и незаметного для пассажиров перехода с западноевропейской на российскую колею. Как заметил Владимир Якунин, возможно, такой поезд будет создан совместно двумя сторонами: российской и германской. А если еще и таможенные, и пограничные проблемы будут решаться быстрее – то поездки в Европу станут просто удовольствием.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру