Военно-морской флот России в субботу, 18 мая, отмечают День Балтийского флота. Официальной датой рождения российского флота на Балтике считается первая победа в морском бою, одержанная 18 мая 1703 года в устье Невы. Тогда были взяты на абордаж и захвачены два шведских корабля. За 299 лет своего существования Балтийский флот формировался практически в условиях постоянных военных действий.
Созданный в ходе Северной войны, Балтийский флот одержал множество славных побед, которые способствовали утверждению России на Балтийском море и превращали ее в крупную морскую державу.
Балтийский флот известен своими боевыми традициями. В его истории важное место занимали дальние и кругосветные плавания с научными целями, итогами которых были географические открытия, имеющие мировое значение. История Балтийского флота неразрывно связана с историей России, историей Санкт-Петербурга
Достойно удивления стремительное возникновение флота в стране, не имевшей выхода к морю. С другой стороны, русичи всегда были искусными пловцами и рыболовами, многие народные песни и предания связаны с реками и речными судами. А какими именами обладали эти предки современных кораблей! Шитики, бусы, струги...
Необыкновенное чувство охватывает того, кто сравнит «дедушку русского флота» - ботик Петра – и современный военный корабль. Как в капле воды, в маленьком ботике отразилось все, чем и поныне гордится российский флот – красота, мощь судна и героизм экипажа.
Успехи России в военных действиях против Турции позволили Петру I начать борьбу за выгодный торговый путь в Европу — через Балтийское море. Для защиты Балтийских земель нужен был флот. Еще во время путешествия с Великим Посольством Царь Петр изучил и усвоил методы строительства кораблей.
В Амстердаме специально для него, чтобы Петр мог увидеть весь цикл постройки судна, был заложен, построен и спущен на воду фрегат, названный "Петр и Павел". Грамота, выданная "Петру Михайлову" виднейшим голландским корабельным мастером, подтверждала, что Петр "изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания, ...как и мы сами искусство сие разумеем".
Однако удовлетворения от полученных знаний у Петра не было. Дело в том, что голландская школа кораблестроения, в отличие от английской, апеллировала в большей степени к практическому опыту, чем к теоретическим расчетам и обоснованиям. Формы и размерения корпуса, размеры деталей в основном определялись "по традиции", на основе передаваемых от отца к сыну "секретов" профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было ещё потомственных корабельных мастеров, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Требовался более научный метод. Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим методически выверенным и формализованным подходом ко всему, в том числе и к проектированию и строительству кораблей.
Как рассказывает журнал «Катера и яхты», применение полученным в Англии и Голландии знаниям нашлось довольно скоро. В 1702-1703 гг. началось спешное строительство боевых кораблей для Балтики: строили их на реках Сясь и Свирь. Работа Сясьской верфи оказалась не очень успешной — подбор мастеров оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, расположенной на Свири (ныне — Лодейное Поле) дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начав работу буквально "в чистом поле" и создавая верфь "на ходу", удалось построить первые 10 судов.
Самым большим и самым мощным по вооружению был 28-пушечный фрегат "Штандарт", который и стал первым флагманским кораблем создаваемого Балтийского флота. Годом позже государь перенес свой флаг на другой корабль, но "Штандарт" так и остался любимцем Петра и по праву считался первенцем молодого Российского флота. Неслучайно же Петр дал указание Адмиралтейств-коллегии "Фрегат "Штандарт" хранить вечно как первенец флота".
Корабли на Свири были заложены "по указу Царя и по приказу губернатора Меньшикова" 24 марта 1703 года.
Строили каждый из кораблей "по 50 олонецких плотников, самых добрых, да по 120 работных людей, из них 60 с лошадьми, да по 20 кузнецов". Руководили работами голландские и английские мастера, а также русские подмастерья из обученных во время Великого Посольства. Известно, что в постройке и особенно — оснащении фрегата принимали самое активное участие Иван Немцов, Иван Кочет, Тихон Лукин и Фаддей Попов. Чертежи многих кораблей составлял собственноручно Петр I. А доверял строить по своим проектам он только лучшим, проверенным мастерам, таким, как голландец Выбе Геренс (1655-1713 гг.). До начала работ на Олонецкой верфи "Выбей" уже зарекомендовал себя как талантливый кораблестроитель: в Воронеже и Архангельске он строил 38-пушечный корабль, две 8-пушечные яхты и даже корабль на 68 пушек. Ему и было поручено строить "царский" фрегат, названный "Штандарт" (а всего он построил для России 25 кораблей).
В 1994 году группа энтузиастов заявила о намерении воссоздать точную копию первенца Балтийского флота - 28-пушечный фрегат Петра Первого, вошедшего в историю под именем "Штандарт", в успех предприятия верили только сами строители.
За пять лет члены клуба "Штандарт" освоили многие мудреные кораблестроительные специальности: сами делали чертежи, основываясь на архивных изысканиях, сами пилили, строгали, конопатили. Сами же искали спонсоров - ведь денег на дорогостоящую затею не было: лесхозы жертвовали лес, голландцы - такелажные принадлежности.
По мере того, как рос фрегат, увеличивалось и число "соучастников" проекта. Теперь их более ста: добровольцы, волонтеры, студенты и те, кто зашел на верфь из любопытства и остался. В одной команде с ними люди значительные и влиятельные, поверившие в проект и клуб "Штандарт": губернатор города Владимир Яковлев, Его Высочество герцог Йоркский (они являются патронами проекта), бывший Генеральный консул Великобритании г-н Джон Гай, посол Нидерландов г-н Вос ван Стеенвейка и многие другие.
4 сентября 1999 года состоялся спуск фрегата "Штандарт" на воду. Спуск фрегата собрал примерно 15-20 тысяч горожан, пришедших посмотреть на этот замечательный праздник.
Первое плавание фрегата "Штандарт" началось 25 июня 2000 года. Следуя по маршруту Великого Посольства Петра 1, "Штандарт" отправился туда, где молодой царь изучал основы корабельного дела - в голландский город Заандам. Весь город, чтящий свою историю и гордящийся своей исторической связью с Россией, приветствовал любимое детище Петра.
А завтра, как сообщило «Информ-ТВ», «Штандарт» возвращается из очередного плавания. В воскресенье его увидят на рейде Кронштадта, а 24 мая он вернется в Петербург. До нового плавания.
Фонтанка.ру