4 апреля. Ровно 300 лет тому назад, в 1716 году, в Санкт-Петербург прибыл скульптор Карло Бартоломео Растрелли с сыном Франческо, по приглашению самого Петра I — для украшения новой столицы России.
Карло Растрелли был крепким профессионалом, он работал при дворе французского короля Людовика XIV и умел не только лить скульптуры, но и пушки, а еще имел познания в архитектуре. Человек он был практичный и дальновидный. В частности, своевременно приобрел графский титул, что, разумеется, в России было весьма полезно для формирования собственного имиджа.
[Фонтанка.Офис]
Первой его работой стал бюст Меншикова, который можно лицезреть в Государственном Эрмитаже. Другим работам повезло меньше. Тем не менее конная статуя Петра по-прежнему возвышается на площади перед Инженерным замком.
Но, наверное, главным его творением, образно говоря, был его сын Бартоломео Франческо. Он приехал в Россию 16-летним юношей, и именно здесь расцвел его талант архитектора и строителя.
Его произведениями являются Зимний дворец и Смольный собор в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Андреевская церковь и Царский дворец в Киеве, а также Рундальский и Митавский дворцы в Латвии и другие великолепные здания, которыми мы можем наслаждаться сегодня.
Хотелось бы обратить внимание на один важный элемент в работах Растрелли-сына, а именно – инженерное решение фундаментов на слабых питерских грунтах. Традиционные ленточные фундаменты под стенами сооружений, по мнению Растрелли, в Петербурге были малопригодны. И он стал отдавать предпочтение ростверкам, которые устанавливаются на свайном основании.
Фундамент типа «ростверк» похож на прочную решетку, которая своими пересечениями опирается на кусты свай и является очень жесткой конструкцией. На таком фундаменте можно строить крупные сооружения сложной формы, так как он снижает опасность неравномерных осадок. Таким образом, Варфоломей Варфоломеевич, как его звали на русский манер, в первой половине XVIII века продемонстрировал самый оптимальный способ строительства в городе на Неве.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны сменилась и мода — барокко стал уходить в прошлое. А императрица Екатерина II благоволила к другому итальянцу — Антонио Ринальди. Растрелли же получил пенсию и уехал в Курляндию, где закончил строительство дворцов в Митаве и Рундале по заказу вернувшегося из ссылки герцога Бирона. И хотя он покинул Россию, его школа, его разработки, не говоря уже о его творениях, остались с ней навсегда...