Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 5

0 м/с, штиль

770мм

73%

Подробнее

Пробки

1/10

Чем закончится кризис между Саудовской Аравией и Ираном

2372

Кризис, возникший между Ираном и Саудовской Аравией после казни 47 приговоренных саудовским судом преступников, в числе которых был и видный шиитский богослов, проповедник и общественный деятель Нимр Бакр аль-Нимр, в короткое время вышел за рамки двустороннего и быстро превратился в региональный.

Казнь проповедника вызвала резкое возмущение в Иране, Бахрейне и шиитских районах Саудовской Аравии. Запад и, главное, США тоже совершенно без восторга восприняли демонстрацию торжества саудовского правосудия. Если в Бахрейне и Восточной провинции королевства саудиты контролируют ситуацию полностью, то в Иране им пришлось столкнуться с разъяренной толпой, разгромившей представительства Саудовской Аравии. Это и стало поводом для конфликта — саудиты, а вслед за ними Бахрейн и Судан объявили о разрыве дипломатических отношений с Ираном, а ОАЭ отозвало своего посла. Начала создаваться явочным порядком антииранская коалиция.

Конфликт коалиции с Ираном продолжает расширяться — сегодня уже Кувейт отозвал своего посла из Ирана. Разрывать отношения, как и Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт не стал – но солидарность с саудитами выразил.

Как и у любого кризиса, у нынешнего есть несколько фаз. В зависимости от того, чем завершатся эти фазы (в особенности первая), и можно будет предполагать дальнейшее его развитие.

В начальной фазе конфликт имеет шанс выйти на новый уровень напряженности в том случае, если к Саудовской Аравии присоединится достаточное число региональных стран, обладающих серьезным военным и экономическим потенциалом, а также важных с точки зрения блокады Ирана. ОАЭ – очень важная страна, так как она в случае необходимости может стать преградой на пути иранских транспортов в Ормузском проливе. Однако в военном отношении ОАЭ — практически пустое место, поэтому саудитам критически важно срочное создание мощной антииранской коалиции, в которой примут участие и Турция, и Египет – причем обе эти страны также владеют стратегическими проливами и могут дополнительно заблокировать Иран. Без Турции и Египта перспективы столкновения с Ираном близки к нулевым, поэтому задача саудовской дипломатии сейчас очевидна.

Правда, если саудиты закусят удила, рациональные соображения могут уступить место весьма безрассудным решениям — это тоже нужно держать в уме. Тем не менее, пока королевство еще не в той ситуации, когда любая осторожность отбрасывается окончательно. То, что к конфликту присоединяются аравийские монархии и полностью сателлитный по отношению к Саудовской Аравии Судан, для Ирана большой роли не играет – такая коалиция ему не страшна. Главное он уже услышал – Соединенные Штаты выразили несогласие с казнью Нимр аль-Нимра и поддерживать Саудовскую Аравию в случае столкновения не будут. Теперь саудиты, если хотят обострения кризиса, должны спешно сколачивать региональный союз. Если им удастся вовлечь в коалицию против Ирана серьезных союзников – кризис имеет все шансы на дальнейшее обострение. Не удастся – начнет стихать.

Прямо сейчас иранцам вообще ничего не нужно делать – они могут с интересом следить за потугами Саудовской Аравии. И у Египта, и у Турции есть свои резоны войти в коалицию против Ирана – Саудовская Аравия все еще обладает серьезными финансовыми ресурсами и может попросту купить союзников. Однако и турки, и египтяне имеют виды и на сотрудничество с Ираном – турки в особенности. После конфликта с Россией Иран становится для Эрдогана запасным вариантом снабжения газом – а это уже долгосрочная политика и перспективы. Смогут ли саудиты предложить Турции что-то взамен – сомнительно.

Если бы Кремль ставил на ближневосточную войну как способ поправить свои дела ростом цены на нефть – он не должен был конфликтовать с Турцией ни при каких обстоятельствах, а раз конфликт Турция – Россия уже возник, то у турок резко пропал интерес поддерживать саудитов в возможной маленькой войне с иранцами.

С рациональной точки зрения кризис между Саудовской Аравией и Ираном уже подошел к своему пику и пока не имеет шансов на развитие, однако пока говорить о его прекращении рано – в дело могут вмешаться сугубо субъективные факторы. Тот же Эрдоган – известный авантюрист, и заранее просчитывать его поведение только из объективных соображений невозможно.

Видимо, примерно неделя – дней десять еще уйдут на попытки саудитов как-то интенсифицировать конфликт, и если им это не удастся, придется как-то начинать выходить из него. Вряд ли быстро – но никакой войны в таком случае не предвидится. Для Саудовской Аравии это не самый хороший выход из ситуации — она в очередной раз покажет свою слабость как региональная держава. Слишком охотно она запустила кризис и интенсифицировала его, чтобы теперь вот так спокойно прекращать нагнетать обстановку. Однако складывающаяся конфигурация союза против Ирана не дает никаких шансов на перспективу, а поэтому война станет еще более печальным итогом саудовской политики.

Анатолий Несмиян

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора
все статьи автора

Станьте автором колонки

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close