Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 9

3 м/с, ю-з

767мм

46%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Российские сапоги есть просят

564
ПоделитьсяПоделиться

В условиях стремительного роста цен на потребительские товары и услуги «Фонтанка» решила изучить возможности импортозамещения в самых востребованных для покупателя отраслях. Для примера взяли обувную промышленность, но выводы неутешительны. Ни одно современное предприятие пока невозможно представить без иностранных расходных материалов и оборудования. Из-за колебания валют часть производителей  уже остановила производство, другие вынуждены сокращать персонал.

Кабальные условия кредитования лишь подтверждают, что наладить собственное массовое производство обуви в России сегодня вряд ли получится. В хороших условиях оказались лишь кожевенные заводы, традиционно поставляющие на химическую обработку кожу для обуви.

Последняя неделя стала одной из самых неожиданных и неприятных за последний год для российской экономики. Кроме беспорядка на валютном рынке, эти события привели еще и к росту цен практически на все потребительские товары и услуги. Повысили (или объявили о скором повышении) цены продавцы электронной техники, продолжилось удорожание продуктов питания. Ряд автодилеров объявил о приостановке продаж из-за высокого риска получить убытки на разнице валютных курсов. Автомобильный завод Ford из 13 рабочих дней оставил только четыре, и то не для всех своих цехов.

Производители в различных отраслях декларируют намерения продолжить увеличение цен после Нового года, эксперты предсказывают ценовой рост, увязывая его с опустением складов и началом закупок за рубежом по новому курсу.

В сложившейся ситуации единственным способом сбить цены на рынке может стать импортозамещение готовых товаров и изделий, а также составляющих, ввозимых из зарубежья. «Фонтанка» решила разобраться, возможно ли быстро провести импортозамещение на потребительском рынке. Первым изученным сегментом рынка стала обувная промышленность Петербурга.

Отечественное производство из иностранных деталей

Производство обуви в городе представлено в основном мелкими предприятиями, выпускающими по несколько тысяч пар обуви в год. Некоторые из них в свете последних событий уже остановились. Основной причиной большинство производителей называют отсутствие спроса: обувь не тот товар, куда люди стремятся вложить деньги во время наступившего кризиса. «В начале года на предприятии в этом году работало 20 человек, но сегодня не работает никто. Мы остановили производство, о возобновлении будем думать после Нового года», – сказал корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор компании Olda, производящей зимние ботинки, полуботинки, туфли и детскую обувь, Артур Джаназян.

Главный конкурент оставшихся еще российских производителей обуви – китайская обувная промышленность. По мнению Джаназяна, российские производители конкурентоспособны сегодня только в производстве зимней обуви. Но обойтись без иностранных деталей сегодня, пожалуй, невозможно.

«В России не производится достаточного ассортимента подошв. Качество обувного клея у нас гораздо хуже, чем у импортных аналогов. При производстве пользуемся старым отечественным оборудованием, но если бы была возможность – обязательно купили бы зарубежное», – сказал руководитель обувного предприятия.

Коммерческий директор фабрики нестандартной обуви «Меркурий» Владислав Журавлев считает, что заменить иностранные детали на отечественные в принципе можно, но это непременно скажется на качестве. «Первое, что может случиться  с обувью – у нее может отвалиться подошва. Чтобы этого не случилось, нужен хороший клей. Лучший делают в Италии. Аналоги можно купить и в России, и в Турции, и в Китае, но качество оставляет желать лучшего. Делать в России нестандартные подошвы сложно – объем заказов на такую обувь невелик, а чтобы окупить пресс-формы, нужно время», – объясняет Журавлев.

Он признает, что в последние годы значительно лучше стало качество обувной нити, которую производят в Петербурге, предприятие закупает ее для некоторых моделей. Но большая часть обувных нитей и фурнитуры поставляется из Италии и Турции. Основную часть подошв компания закупает в Италии, Португалии, Испании и Германии. Хорошее качество подошв, практически сопоставимое с западноевропейским, до кризиса обеспечивало GB-Plast, расположенное в Запорожье. И если летом еще можно было заказать подошву компании в частном порядке, после падения курса поставки прекратились совсем.

«Иногда доходит до смешного. Например, некоторые затяжные стельки производятся из картона. Но в России, при избытке последнего, такие стельки не делаются в принципе, поэтому заказывать их приходится из той же Италии. В Петербурге производятся молнии для обуви, но все расходники для них – застежки и сами молнии в рулонах – везут из Китая», – рассказывает Журавлев.

Оборудование также приобретается в основном за границей. Лучшие швейные машины производят в Германии, его также можно закупить в Италии. Китайцы за последнее десятилетие также продвинулись в производстве швейного оборудования. Кожу в России производят, но прежде, чем шить обувь, нужно подвергнуть ее химической обработке. Для этого кожу везут в Италию, и только оттуда продают российским обувным  фабрикам.

Импортозамещению не способствуют и условия кредитования. «Меркурий», по словам генерального директора предприятия Сергея Щербакова, производит порядка 15 тыс. пар обуви в год. Самая низкая ставка, по которой компании удавалось кредитоваться до падения курса рубля и увеличения учетной ставки ЦБ РФ, была 15,5% годовых. Некоторые предложения доходили до 19%. В период повышенной волатильности национальной валюты банки кредиты не выдают, но, когда курс стабилизируется, собираются кредитовать под 25-30% годовых, рассказал Щербаков.

«Смысл привлекать такие займы есть в случае гиперинфляции. Например, в 90-е годы она измерялась тысячами процентов. Но если предприятие не может обходиться без кредитов, ему остается либо прибегнуть к помощи банков, либо закрываться», – рассуждает руководитель фабрики нестандартной обуви.

В докризисный период под 14,5% кредитовалось ООО «МТ – Обувная фабрика», одна из наиболее успешных фабрик Петербурга, производящая до 300 тыс. пар обуви в год. Предприятие работает на базе существовавшей в советское время фабрики«Ленвест» и шьет обувь под маркой burgerschuhe. Теперь ставка коммерческих банков выросла на размер увеличения учетной ставки – предприятие готовы кредитовать минимум под 21% годовых, говорит директор предприятия Яков Мезиас.

Руководитель компании уверен, что заместить импорт в легкой промышленности невозможно: если «закрыть» страну, купить можно будет лишь "топорную" обувь, как при социализме. А в современном производстве невозможно обойтись без итальянского дизайна или материалов из Китая.

Счастливые экспортеры

Коммерческий директор компании «Афалина», которая занимает узкий сегмент производства обуви стиля «казаки», Михаил Грамматопуло отмечает, что кризис 1998 года дал импульс для развития обувной промышленности. «В то время оставалось еще наследие советской обувной промышленности. Крупных предприятий – таких как «Скороход», «Пролетарская победа» – уже не существовало, но на огромных площадях располагалось большое количество малых фирм. Они-то и получили заказы, когда рубль обвалился относительно доллара. Но они были задушены в «жирные» нулевые дешевеющим долларом и все более доступным импортом из Китая. Скачок валюты в 2008 году уже не дал такого эффекта. Для восточных соседей время не шло даром. Сегодня они выигрывают уже не в цене, а в качестве. У них стоит самое современное оборудование, и в массовом сегменте в мире у них нет конкурентов. Но, возможно, какие-то шансы на развитие сегодня есть у предприятий Ростова-на-Дону, где исторически много обувных производителей», – предположил коммерческий директор «Афалины».

Стоимость кредита для предприятия – 14% в год. Предприятие производит порядка 5-7 тыс. пар обуви в год. На нем работают около 20 человек, но после Нового года придется сокращать как сотрудников, так и объемы производства, с сожалением говорит Грамматопуло. Пока предприятие будет работать благодаря узкой нише и отсутствию серьезной конкуренции. Но из-за резкого снижения спроса смысла в кредитовании руководство фабрики уже не видит.

Зато в ощутимом плюсе оказались российские кожевенные заводы. Поставки за рубеж, для химической обработки кожи, осуществлялись и до падения курса. Но сегодня, когда национальная валюта подешевела, производители кожи продают всю свою продукцию за рубеж, рассказал коммерческий директор «Афалины».

Герман Костринский, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close