07:33 15.12.2017
Рената Литвинова выступит свидетелем обвинения
Эдуард Лимонов расскажет о монгольском пути России
Путин поговорил с Трампом
В “Родине” покажут фильмы Линча
В перестрелке в Испании убиты двое полицейских
США отговаривают от инвестиций в Россию из-за грядущих санкций
В Канаде разбился вертолёт
Минобороны РФ рассказало о бегстве американского F-22 от российского Су-35С в Сирии
В массовом ДТП на Энгельса разворотило машины
Разрешение на строительство «Планетограда» приостановлено
Экс-глава РФС о письме WADA в ФИФА: Это не мой цирк и не мои обезьяны
Взрывчатку на «Старой деревне» не нашли
Ковальчук: Когда говоришь что-то от сердца - это всегда доходит до людей
Порошенко обрадовался анонсированному решению ЕС о продлении антироссийских санкций
Пентагон прокомментировал сближение самолетов США и России в Сирии
На Кушелевской дороге построят дом-змею
«Старая деревня» закрыта на проверку
Националисты залили краской Александровскую колонну в Одессе
Берни Сандерс призвал Трампа уйти в отставку из-за возможных секс-скандалов
Валентина Гафта госпитализировали
Дом Маркова отремонтируют за 13,4 млн рублей
Американские истребители перехватили российские Су-25 в Сирии
Задержан отец обвиняемых в подготовке теракта в метро Петербурга
Смольный выбрал подрядчика на планирование территории для третьей очереди ВСД
Мень: Изменениям в ЖКХ нужно придать принципиально новую динамику
КГИОП не видит препятствий для использования части территории завода «Пекарь»
Смольный начинает планировать территорию под крупнейшие дорожные объекты
Подозреваемая в убийстве старейшего работника Мариинки пожаловалась на здоровье
На здании бывшего ВЧК в Петербурге ОМОН задерживает активистку
«Зенит» ответил на обвинения президента «Реал Сосьедада» в пособничестве футбольным хулиганам
В Петербурге расследуют травмирование детей в школах и детсадах
«Фонтанка» за 60 секунд — 14 декабря
За бомбу на «Горьковской» приняли пакет с личными вещами
На планировку территории под строительство метро к «Шуваловскому проспекту» дали год
Ввоз чая из Шри-Ланки в Россию запретили из-за жуков
Комиссия ВООПИиК обследует здания на Тележной улице «как можно скорее»
«Эспресс-помощь» собрала для «Ночлежки» больше 360 тысяч рублей
Арестован подозреваемый в убийстве старейшего работника Мариинки
На Васильевском легковушка, вылетев на тротуар, снесла ограждение и машины
Экс-вице-президент "Роснефти" Феоктистов назвал спонсора задержания Улюкаева
На «Горьковскую» не пускают пассажиров
СМИ: Минтранс требует отставки главы Росавиации
Минстрой начал проверки по фактам завышения коммунальных платежей после пресс-конференции Путина
На Ветеранов автобус со странным водителем вылетел на встречку
Охранять глав регионов будет Росгвардия
Комстрой рапортует о скором решении проблем дольщиков Каменки, а сами они собираются митинговать
«Парашютист» Быков сдает погоны генерала
YouTube и Twitter пока не будут блокировать за «Открытую Россию»
Лахта Центр выберет лучшие короткометражки о себе
Материал историка в «Новой газете» суд Петербурга признал экстремизмом
Петербургские депутаты хотят законодательно уточнить порядок капремонта
«Политехническую» открыли для пассажиров
Disney заплатит Руперту Мердоку 52,4 млрд долларов за кинокомпанию Twentieth Century Fox
Мурманское шоссе перекрывали из-за полыхающего самосвала
Что подарить на день рождения Центру поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом»
Курганскому фермеру после слов Путина бросилась помогать прокуратура
«Политехническая» закрыта на вход
Страны ЕС хотят вернуть в Финляндию тысячи беженцев
В Петербурге следователи задержали мужчин, похитивших бывшего ресторатора
СМИ: 300 российских спортсменов заподозрили в употреблении допинга
«Невский проспект» открыли после проверки
Маркетологи выяснили, сколько в среднем тратит на лекарства петербуржец
За участие в массовых протестах Петербурга задержан лидер «Артподготовки»
На проспекте Культуры эвакуируют торговый центр
"Невский проспект" закрыт для пассажиров
Реверсивное движение запустят на Большеохтинском мосту
Владимир Путин: Рамзан все правильно делает
«Зенит» сыграет на зимних сборах с чемпионами Дании, Чехии, Китая и Словении
«Метрострой» прокопал тоннель от «Большого проспекта» к «Театральной»
Путин высказался против запрета абортов
Город

«Отказ от развития подземного пространства - градостроительная ошибка»

Правительство Петербурга отказалось от строительства подземной парковки под Сенной площадью при ее реконструкции. Несмотря на планы, город не готов вкладываться в миллиардные стройки в историческом центре. Между тем курс на экономию скажется на комфорте горожан. Город должен развивать подземные пространства, в том числе с привлечением инвестиций бизнеса, считает глава компании «Геострой», работавшей с фундаментами Константиновского дворца и Дома журналиста, заслуженный строитель РФ, к.т.н. Анатолий Осокин.
«Отказ от развития подземного пространства - градостроительная ошибка»
Анатолий Осокин, фото: Евгений Киселев

Правительство Петербурга отказалось от строительства подземной парковки под Сенной площадью при ее реконструкции. Несмотря на планы, город не готов вкладываться в миллиардные стройки в историческом центре. Между тем курс на экономию скажется на комфорте горожан. Город должен развивать подземные пространства, в том числе с привлечением инвестиций бизнеса, считает глава компании «Геострой», работавшей с фундаментами Константиновского дворца и Дома журналиста, заслуженный строитель РФ, к.т.н. Анатолий Осокин.

Подземная площадь

- Идея Смольного реконструировать Сенную площадь вызвала большой резонанс. В частности, город отказался от создания подземной парковки под площадью, сохранив только подземные переходы. Как Вам этот проект?

– Я считаю, что это одна из больших советских градостроительных ошибок. На Сенной площади должно быть развитое подземное пространство. Более бездарное решение, чем соединение Сенной и Садовой подземным проходом длиной почти 100 метров, сложно придумать. Мне по этому переходу идти неприятно. Это состояние безвыходной, серой жизни, которой живешь, понимая, что будущего нет.

- Хорошо, а какой должна быть, на Ваш взгляд, площадь?

– Сенная площадь, если мы хотим ее оживлять, постепенно будет вынуждена нырнуть под землю. Там должны появиться не только парковки, но и общественные пространства, магазины, общепит. Три станции метро делают это решение шикарным и для бизнеса, и для горожан. Представляете, какие потоки могут проходить через это пространство, создавая оборот коммерсантам. И в то же время горожане смогут комфортно передвигаться, проводить время. Подземные города в Токио, Торонто, подземные пространства Вены, Парижа – все это уже создано. Это решения, которые добавляют комфорт, позволяют себя не чувствовать зажатым в пространстве временного пребывания.

- Причина отказа – большое количество сетей, коммуникаций под площадью, которые дорого переносить.

– Это вопрос воли города. Рано или поздно сети все равно надо упорядочивать. У нас в центре города до сих пор действует общесплавная канализация. Этого нет ни в одном миллионном мегаполисе. В последний раз комплексная реконструкция сетей в центре города происходила в 1930-е годы. Местами еще сохранились деревянные дренажные сети петровского времени.

- Сколько это будет стоить?

– Условно говоря, квадратный метр трехуровневой парковки будет стоить около 150 тысяч рублей. Но за счет этого станет выше привлекательность всего окружающего района. Мы не должны опускать себя до уровня утилитарного, обывательского проживания в бедном городе. Наш город требует денег, и они должны тратиться на его обустройство.

Кафе «Под Витебским»

- Где бы Вы еще предложили сделать подземные пространства?

– В 1970-х был разработан план развития подземного пространства Ленгорисполкома. С тех пор ничего не поменялось. Были предложения по площади Искусств, площади Восстания. Мы видим проблемы на станции «Технологический институт». Станцию метро построили так, что от нее мы должны пересечь очень оживленный Московский проспект. В этой ситуации необходимо строительство подземных переходов. В свое время мы предлагали развивать подземное пространство под Гостиным двором, под Витебским вокзалом. Сейчас НИПЦ Генплана занимается подготовкой схемы возможных мест подземного строительства.

Мы понимаем, что все попытки создания новых зданий, которые выделяются из окружающей архитектурной среды, превышения высотных регламентов, не украшают город. Чтобы сохранять город и развивать его комфортно, остается развивать подземное строительство. Это и развязки, и перехватывающие паркинги, и замена коммуникаций, и общественные пространства.

- А когда и кому вы предлагали развивать пространство под Витебским вокзалом?

– Два года назад мы направляли письма в КГИОП и РЖД с концепцией. Мы разработали ее по инициативе заслуженного строителя РФ Ильмара Казарновского, почетного пенсионера Ленгипротранса. Сейчас под Витебским вокзалом уже есть подземные пространства, но они не эксплуатируются. Речь была об их расширении еще на два уровня, в том числе под платформами. Верхний, существующий, должен был остаться техническим этажом, ниже – зона рекреации, торговый зал и общепит. И еще ниже — парковка. Доработка такого концепта до стадии инвестпроекта не требует больших вложений. При этом каждая такая площадка имеет огромный инвестиционный потенциал, который позволяет существенно увеличить комфортность для горожан. Но нужна воля РЖД.

- Есть вопросы по безопасности подземного строительства в Петербурге. Примеров разрушений, к сожалению, много – «Стокманн», Мариинская больница, проект группы «Соло» на набережной Шмидта…

– Деформации зданий и трещины, к сожалению, возможны. Есть технологии, которые позволяют минимизировать воздействие, но полностью безосадочные технологии для наших грунтов сегодня отсутствуют, особенно при глубоких котлованах. Если в 1980-е начинали строить здания с глубиной подвалов 1-3 метра, то сегодня мы достигли глубин 19-20 метров. И котлован глубиной до 10 метров воспринимается как вполне нормальный. К тому же, очень многие вещи могут быть не учтены в процессе проектирования и обнаруживаются в процессе работ. К примеру, на ряде объектов мы вскрывали старые русла рек.

Главное, чтобы существовала система мониторинга и гласности, как это ведется в зарубежных странах. Но, к сожалению, у нас пока даже имеющиеся инструменты работают плохо. В Петербурге есть экспертно-консультационная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям. Это как градсовет для архитекторов. Но собирается эта комиссия крайне редко – как правило, заказчики не выносят технические решения на общественную экспертизу. Другой пример – в Европе застройщики страхуют ближайшие к стройке здания. У нас пока страховые компании фактически отказываются платить по строительным рискам – только аккумулируют финансовые ресурсы, не выплачивая компенсаций.

Китайские котлованы

- На сферу подземного строительства повлияли санкции Европы и США?

– Да, вся техника, которую мы используем, закупается в Германии, Австрии, Италии, Нидерландах, США. И на компанию, у которой мы покупаем оборудование, распространились ограничения. Сегодня мы лишены поставок запчастей и оборудования. Срыва заключенных контрактов из-за этого не было. Но в августе на две недели «подвисла» поставка буровых труб. Из-за этого возникла задержка по нашему объекту в Карелии.

- Как будете выходить из ситуации?

– Мы рассматриваем возможность переориентирования на Китай, будем изучать возможности Востока. Пока у нас есть только опыт использования китайских сваевдавливающих машин. Это сравнимо с уровнем европейского машиностроения в 1970-х годах. Российские машины нас также не удовлетворяют по качеству и возможностям. Были примеры, когда у «Ивановцев» ломались стрелы. Надеемся, что правительство все-таки поддержит российское машиностроение. Тогда через 5-10 лет в условиях санкций, я думаю, мы сможем достичь достаточного уровня в производстве собственной техники.

- Получается, вы остались без техники?

– Пока что у нас достаточно уже закупленных машин. Нам бы загрузить то, что есть. Сейчас происходит сжатие рынка строительства жилья. Мы начинаем рассматривать проекты в области транспортного строительства и вынуждены брать заказы из других городов, чтобы загрузить свои мощности. Сегодня у нас 36 объектов в различных городах. Примерно 90% из них – в Петербурге. К примеру, к декабрю мы должны завершить I-й этап работ корпуса для международной Академии музыки Елены Образцовой в Гостином дворе.

Количество проектов увеличилось, но уменьшилась их емкость. Если раньше работы занимали полгода — год, то сегодня это небольшие здания, которые девелоперы стараются построить достаточно быстро, чтобы уйти от рисков изменения конъюнктуры рынка.

- Когда вы почувствовали сжатие рынка?

– Неплатежи на рынке строительства жилья начались в феврале. Мы вынуждены обращаться в арбитражные суды для взыскания платежей. Это говорит о том, что у компаний есть определенные финансовые сложности. Платежеспособными остаются только лидеры отрасли.

- Странно, учитывая, что этой зимой произошел бум продаж. А за первое полугодие на рынок было выведено рекордное количество объектов.

– Из четырех миллионов квадратных метров жилья, которое в этом году было предложено на рынке, продано два. Банки уже ужесточили требования по выдаче кредитов, повысили ставки и для застройщиков, и для покупателей. Это сразу же играет на объемах спроса. Думаю, сентябрь и октябрь покажут дальнейший тренд. Но мы минимизируем участие в жилищных проектах.

Не стоит отказываться от Орловского тоннеля

- В каких проектах планируете участвовать в ближайшее время?

– Мы уже закончили работы по устройству ограждения котлована под фундамент «Лахта-центра», работы по строительству Арбитражного суда Санкт-Петербурга на Смольной набережной, усиление фундаментов Малого Эрмитажа. Сейчас рассматриваем региональные рынки – Москву, Пермь, продолжим работать в Воронеже, в Новгороде. В Петербурге уже приступили к обустройству одной из площадок «Метростроя» по строительству станции метро. Договор субподряда находится в заключении. Обсуждаем решения по строительству Орловского тоннеля. От этой идеи не отказались окончательно. У нас, и у «Метростроя» есть предложения, которые позволяют уложиться в треть ранее озвученной суммы (115 млрд рублей. – Прим. ред.). И для этого не надо ничего приобретать — у «Метростроя» все есть.

- В начале этого года вы получили площадку в районе Фаянсовой улицы для строительства бизнес-центра. Как развивается проект?

– Мы работаем над концепцией строительства, подготовили архитектурное решение. В ближайшее время оно должно быть вынесено на Градсовет. Сейчас думаем, поменять его на концепцию «типового» современного здания, не привлекающего внимания, или отстаивать свое, выразительное решение, с использованием на одном фасаде идеи совмещения архитектурных стилей.

- Будете развивать сферу «надземного» девелопмента?

– Девелопмент площадки на Фаянсовой, скорее, вынужденный шаг. Наша цель – обустроить свою базу. Хотя мы уже увидели коммерческую составляющую проекта. И, может быть, поменяем концепцию в сторону создания технопарка, сдачи части площадей в аренду. Тогда склады будут перенесены на периферию. Посмотрим, как сложится интерес к площадке. Но в целом, мы бы хотели заниматься только подземным девелопментом. Мы ориентируемся на технологическое и инновационное развитие. На это направлены все ресурсы. Любое приобретение техники — это многомиллионные евровые затраты. К примеру, комплекс для стены в грунте — 6 млн евро.

- Что будет с вашим нынешним офисом на Загородном проспекте?

– Эту площадку мы оставим. Скорее всего, будем привлекать соинвесторов, когда будет подготовлена концепция.

- Смольный взял курс на открытие рынка метростроения. В город пришли компании, связанные с Геннадием Тимченко и Олегом Дерипаской. Как Вы это оцениваете?

– Плюсы открытия рынка очевидны для жителей и правительства – это повышение конкуренции и, как следствие, – снижение цены. Но минус — в том, что на петербургский рынок выходят компании, которые не имеют опыта работы в наших грунтах. Это может повлечь ошибки и дополнительные траты. При этом открытие рынка – естественный процесс. Это уже произошло в Москве, где в рамках государственно-частного партнерства ведется строительство станций и целых веток метро. Потенциал рынка подземного строительства очень большой. Но его будущее будет зависеть от решений, которые принимаются в области профессионального образования строителей, поддержки российского машиностроения и разумной налоговой политики для малых и средних инновационных компаний.

Антонина Асанова


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Холдинг RBI
«Северный город» признан компанией, которой покупатели доверяют больше всего
В Петербурге подведены итоги юбилейного, десятого конкурса «Доверие потребителя». Сами потребители и экспертное жюри, составленное из профессионалов рынка недвижимости, выбрали лучшие компании и проекты из более чем 200 участников – агентств недвижимости, инвестиционно-строительных компаний и банков
Магазин "Кей"
Выбираем подарок для девушки на Новый год со специалистами КЕЙ
В этот день все ждут настоящего чуда и специалисты компании КЕЙ помогут Вам подобрать достойный презент, который не оставит равнодушной Вашу любимую женщину
Компания «ПСК»
«ПСК» приступает к устройству фундамента нового ЖК на Васильевском острове
В ноябре 2107 года строительная компания «ПСК» выиграла тендер на произведение работ по устройству фундамента и монолитного каркаса жилого комплекса, возводимого на намывных территориях Васильевского острова. Девелопером проекта выступает Glorax Development, входящая в структуру Glorax Group. В настоящее время на объекте закончились подготовительные работы по организации строительной площадки: завершены земельные работы, произведена забивка свай
«Петербургская Недвижимость»
«Петербургская Недвижимость» – надежная компания десятилетия
«Петербургская Недвижимость» удостоена награды как «Самая стабильная компания десятилетия» на юбилейном, десятом, конкурсе «Доверие потребителя». Церемония награждения состоялась 12 декабря
«Главстрой-СПб»
В ЖК «Юнтолово» состоялось открытие первого детского сада
Компания «Главстрой-СПб», входящая в строительный сектор одной из крупнейших российских диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», сообщает об официальном открытии первого дошкольного учреждения на 140 мест в новом жилом районе «Юнтолово». Две группы уже начали свою работу
СК «Полис Групп»
Компанию «Полис Групп» наградили за развитие инфраструктуры в регионах
Компания «Полис Групп» получила специальный приз вице-губернатора Санкт-Петербурга и заместителя председателя Правительства Ленинградской области «За весомый вклад в развитие социальной инфраструктуры регионов»