Сейчас

+24˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+24˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 22

2 м/с, с-з

759мм

29%

Подробнее

Пробки

2/10


Парусник "Газпрома" пришвартуют к берегу

2508
ПоделитьсяПоделиться


Петровское адмиралтейство образца XXI века выглядит так: огромный прямоугольный ангар, на нем аршинными буквами написано "Газпром" и прикреплен рисунок с парусником. Ниже – вырезанное из дерева название: «Полтава». Внутри ангара - каркас парусника XVIII века. Ворота, охранник с рацией. У ворот - рубленый деревянный «дом корабельного мастера», здесь уже собрана небольшая экспозиция.


Петровское адмиралтейство образца XXI века выглядит так: огромный прямоугольный ангар, на нем аршинными буквами написано "Газпром" и прикреплен рисунок с парусником. Ниже – вырезанное из дерева название: «Полтава». У берега – марина с яхтами стоимостью в несколько бюджетных квартир каждая. Слева – то ли канава, то ли канал, за ним – будущий "Лахта-центр". Внутри ангара – каркас парусника XVIII века. Ворота, охранник с рацией. У ворот – рубленый деревянный «дом корабельного мастера», здесь уже собрана небольшая экспозиция.

За домом под навесом шлюпка, на которой написано, что сработана она на верфи «Штандарта». Безумно чисто. Из деревянного дома мы после недолгих поисков выуживаем экскурсовода – Льва Льва (да, у него такая фамилия). Прочитав в соцсетях огромное количество восторженных отзывов о его рассказах, мы с фотографом напросились на экскурсию. Лев говорит, что пока на верфь приходит мало гостей, хотя посмотреть тут есть на что.

«Полтава» – огромный (длина – почти 40 метров, ширина – более 11 метров) парусник Петра I. Заложен в 1708 году, через два года спущен на воду, строительством руководил Федосей Скляев, до того служивший в Преображенском полку и отличившийся в бою под той самой Полтавой. Экипаж – около 380 человек, три мачты, 54 пушки. Разобран в 1732 году.

Проект реконструкции судна поддерживает "Газпром". Официальная сумма инвестиций не разглашается, неофициально озвучивают от 600 миллионов до миллиарда рублей. На верфи рассказывают, что строительством интересуется сам глава газовой монополии, который очень любит и хорошо знает историю жизни Петра I.

Очертания будущего корпуса парусника изящны, как греческая лира. Потрясает какая-то непостижимая величина конструкции. Глядя на него забываешь и про логотип с зажигалкой, из которого, кажется, скоро посыпятся золотые монеты, и про чуть гламурную чистоту. Потому что этот еще не рожденный корабль уже прекрасен.

Устанавливается один из шпангоутов – "ребер" корпуса. Огромную дугу поднимает закрепленный под потолком кран, переносит и устанавливает на киль, без суеты и шума, за несколько минут, очень аккуратно. Когда смотришь на эту работу, кажется, что строить корабль – это просто. "Шпангоут весит около 5 тонн. Как его поднимали во времена Петра I, когда кранов не было? Это непостижимо, все равно, что понять строительство пирамид», – говорит Лев.

ПоделитьсяПоделиться

К строительству "Полтавы" готовились несколько лет, в архивах удалось найти чертежи первого корабля, сейчас они хранятся в библиотеке Академии наук. Размеры корабля на основе чертежа высчитывали по «английской системе» – даже не пытаюсь уточнить суть. А проверяли их с помощью сохранившейся ведомости материалов на постройку 54-пушечного корабля, в которой приведены все расходы на постройку, вместе со стоимостью и объемами поставок.

Сохранились чертежи другого корабля, «Новой Полтавы». Есть и свидетельства того, что делал их сам царь. Петр I на верфи не просто топором махал, он был конструктором, – поясняет Лев. Сохранилась запись царя: "Весь день чертил Новую Полтаву". По мотивам исследования истории корабля вышла книга.

Уже отлиты пушки, они стоят у воды, некоторые из них даже стреляли в мае, когда на верфь приезжал Миллер. Рядом орудие, датированное 1857 годом. Его нашли на Кронштадтском мясоперерабатывающем заводе и передали сюда на хранение. Некрасивое, но настоящее.

После того как будет готов "скелет", начнется обшивка корпуса. Дубовые бревна под нее уже готовы, есть дерево, которое помнит время Наполеона – возраст можно посчитать по годовым кольцам, кто-то посчитал на кольцах дату своего рождения. Построят палубы.

После этого корпус спустят на воду и начнется достройка: на корабле установят мачты, паруса. Последние, говорит Лев, будут шить в Петербурге. Резные украшения корпуса будут воссоздавать по сохранившимся гравюрам – рисунок кормы виден очень хорошо, там даже есть аллегорическое падение шведского короля Карла XII.

"До спуска на воду – 25 месяцев", – сообщается на интернет-портале проекта.

В мире около десятка копий исторических парусников, некоторые передвигаются с помощью буксира, некоторые – самостоятельно. Один из таких уникальных кораблей – построенный в Петербурге "Штандарт", в Европе у него есть соответствующие разрешения, он ходит по морям c волонтерами на борту и выходит в океан, в России – есть ограничения от надзорных ведомств. Большая часть команды, строящей газпромовский парусник, работала на "Штандарте".

У "Полтавы" походов в море не будет. «Мы даже не заикаемся об этом», – говорит Михаил Плеханов, главный строитель. Он объясняет, что исторические парусники невозможно ни при каких обстоятельствах вписать в требования морского регистра и других надзорных ведомств. Корабль заведомо обречен быть стоечным судном, передвигаться сможет на буксире. После спуска на воду его пришвартуют возле строящегося "Лахта-центра", построят мощные трапы, на берегу поставят генератор, который и будет обеспечивать корабль электричеством. Вокруг вырастет музейно-исторический комплекс.

– Вам не обидно?

Михаил Плеханов подробно отвечает на этот вопрос: "Нет, не обидно... Корабль–музей сможет посетить гораздо больше людей, чем корабль, который скитается в море... А для моря есть другие, безопасные суда... И на небольшой лодке можно получить большой опыт ... ". Он прерывается на телефонный звонок. Прощается, уходит, потом возвращается и снова говорит про безопасность. Мне становится стыдно за свою бестактность.

Но то, что он говорит – правда. На требования и регламенты надзорных органов ропщут не только строители исторических кораблей, но и яхтсмены, которые говорят о невозможности зарегистрировать любое судно, и даже – пока, кажется, в шутку – на прошедшем в Петербурге форуме "Петербург – морская столица" угрожали перекрыть Неву.

Что касается "Полтавы", то неофициально многие задействованные в проекте люди выражают надежду на то, что мощь "Газпрома" позволит найти возможность для регистрации исторических парусников в России.

На выходе с верфи вновь видим экскурсовода Льва, он в форме Преображенского полка, вокруг него толпа детей, он пытается отнять у них ядро для пушки.

Анна Нежинская,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close