Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 17

2 м/с, вос

761мм

52%

Подробнее

Пробки

5/10

Памятник Багратиону открыли с цветами и «накладками»

2351
ПоделитьсяПоделиться

В день двухсотлетней годовщины Бородинского сражения в Петербурге открыли памятник Петру Багратиону, первый за последние полтора столетия монумент, посвященный героям войны 1812 года. На церемонии благодарили городские власти, спонсора и рассуждали о том, что увековеченная память «грузина, русского генерала» очень важна, чтоб задуматься о смысле слова «русский». Имя скульптора упомянули один раз, архитектора не вспомнили вовсе, о тех, кто четыре года боролся с бюрократическими препятствиями на пути памятника, речи тем более не было.

Памятник Петру Багратиону торжественно открывали 7 сентября в 11 утра. Несмотря на рабочее время, уже за полчаса до начала церемонии на месте событий собралось довольно много горожан. Они с удовольствием слушали марши, которые исполнял духовой оркестр, любовались на укутанный в покрывало монумент и гадали, на сколько минут задержат открытие из-за опоздания «начальников». Некоторые пришли с цветами.

К чести «начальников», чиновников Смольного, которые открывали с утра после ремонта детский садик, опоздание составило не больше 10 минут. Держались первые лица вполне демократично – хотя и сгруппировались на одном краю площадки, но охраны при них видно не было. Простых горожан тоже не разгоняли и приближаться к представителям исполнительной власти не запрещали.

Первым выступал вице-губернатор Игорь Дивинский. Он был краток – сообщил, что «Петербург свято хранит память войны 1812 года», и сказал «спасибо всем, кто помог создать этот памятник». Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поздравил «всех с тем, что это получилось» и, оговорившись, назвал Багратиона Наполеоном. Но, как опытный оратор, сумел обыграть собственную оговорку – сразу же рассказал, что она была не случайной, поскольку император Франции называл Багратиона одним из лучших русских генералов и «своим злейшим врагом».

Бывший спикер петербургского ЗакСа, а ныне москвич и сенатор Совета Федерации Вадим Тюльпанов кратко пересказал биографию знаменитого генерала и выразил благодарность губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и спонсорам. Валентину Матвиенко, благодаря которой и было принято решение установить памятник, он не упомянул.

Ведущий церемонию директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров тоже выразил благодарность «тем, кто вложил в памятник душу и деньги» и предоставил слово бизнесмену Александру Ебралидзе, на чьи средства и был выполнен монумент. Представитель бизнеса оказался единственным, кто вспомнил о заслуге скульптора Яна Неймана и инициаторах идеи, «представителях петербургской интеллигенции», а также - о поддержавшем идею бывшем вице-губернаторе Петербурга Сергее Тарасове, который погиб при крушении «Невского экспресса». Рассказывать биографию Багратиона он не стал, а лишь посоветовал собравшимся «прочесть замечательную книгу Евгения Анисимова» о знаменитом генерале.

Присутствовавший на церемонии, но не выступавший Евгений Анисимов, автор подробной биографии Багратиона, рассказал корреспонденту «Фонтанки», что книга была написана по заказу Ебралидзе и на его же средства издана. «Заказчик на меня совершенно не давил и исправил только одно слово – заголовок главы, в которой шла речь о том, что полководцу изменила жена», - с некоторой долей удивления отметил он. Более того, из кулуарных разговоров во время церемонии выяснилось, что Ебралидзе оплатил еще и перевод биографии Багратиона на грузинский язык и печать 20 тысяч экземпляров, предназначенных для читателей в Грузии.

После церемонии освящения (собравшимся зачитали поздравительное послание от епископа Петергофского Маркела) перешли к самому открытию. Но солдаты, которые должны были сдернуть покрывало, запутались в веревках. К ним на помощь поспешил человек в штатском, но и втроем они не сумели открыть памятник в запланированное время. Ситуацию спас Николай Буров, пошутивший, что все торжественные события всегда бывают отмечены накладками и потом именно накладки-то и помнят лучше всего. «Это – гарантия того, что открытие навсегда останется в нашей памяти», - заверил он.

С покровом, хоть и с некоторым опозданием, справились и перешли к церемонии возложения цветов. Пока солдаты роты почетного караула попарно подносили венки (торжественность ситуации слегка портила неуверенность движений военнослужащих), вдоль группы чиновников прошла дама, вручившая всем стоявшим в первом ряду по гвоздичке (отказался взять цветок только глава КГИОП Александр Макаров). Возложением "цветов революции" торжественное открытие завершилось.

Как рассказал «Фонтанке» скульптор Ян Нейман, памятник Багратиону остался не завершенным. Планировалось, что он будет окружен описывающей полукруг стеной – чтоб отгородить полководца и от шумной Звенигородской улицы, и от бизнес-центра «Нептун» - сейчас трезубец-логотип этого учреждения размещается прямо над головой великого полководца. Но не хватило ни средств, ни сил доказывать городским властям необходимость еще и этого сооружения.

Напомним , увековечить память героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона еще в 2008 году решил генеральный директор ОАО «Талион» Александр Ебралидзе, прославившийся реконструкциями исторических зданий Северной столицы. Такими, например, как надстройка дома по адресу Невский,15, мансардой, в которой разместился бассейн. Инициативу по сооружению памятника своему прославленному соплеменнику бизнесмен назвал «порывом души» и «политически актуальным шагом», уместным на фоне сложных отношений России и Грузии.

Место для скульптуры полководца определили на бывшем Семеновском плацу, позади нынешней Пионерской площади и здания ТЮЗа. Там в свое время размещались казармы лейб-гвардейского Егерского батальона, которым командовал Петр Багратион. «Я настаивал именно на таком размещении, - рассказал «Фонтанке» Александр Марголис. – Выбор был сделан так, чтобы оживить память о Семеновском плаце, подчеркнуть историчность этого места».

Итоги конкурса были подведены в январе 2009 года, и с этого момента начались проблемы. В апреле 2009 года Общественный совет при губернаторе Петербурга дал добро художественному руководителю МДТ — Театра Европы Льву Додину на строительство в сквере за ТЮЗом нового здания театра. Решение о том, что мастеру нужна площадка, и о том, что предложенное место - единственный возможный вариант, было единогласным. О недавних планах городских властей установить на этом же самом месте памятник Багратиону никто из участников Совета даже не вспомнил.

Однако в дальнейшем для театра была найдена другая территория по соседству, на Звенигородской улице. Но городские власти не спешили с утверждением градостроительных документов, и лишь 30 июля 2012 года наконец было принято постановление об установке памятника. Как рассказывали авторы работы, им оставили минимально возможный срок для установки. «Если не будет никаких неожиданностей, то мы успеем, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» архитектор Геннадий Челбогашев. – Но только при условии, что больше не будет задержки ни на день». Сейчас все причастные к установке памятника искренне считают чудом то, что идею все-таки удалось воплотить в жизнь – пусть и в слегка усеченном варианте.

Кира Обухова, Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close