Сейчас

+21˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+21˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 21

2 м/с, с-в

771мм

58%

Подробнее

Пробки

3/10

Александр Дольский: «Мы с Аркадием Исааковичем сошлись на идее, что смеяться можно только над тем, что любишь»

3687
ПоделитьсяПоделиться

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения «великого шута времен застоя» Аркадия Исааковича Райкина. Основные торжества и концерты по случаю юбилея пройдут чуть позже: с 1 по 12 ноября в Санкт-Петербургском Театре эстрады имени Райкина и 11 декабря в БКЗ «Октябрьский». Сегодня же воспоминаниями об Аркадии Исааковиче в эксклюзивном интервью Фонтанке делится народный артист России, поэт и музыкант Александр Дольский, который в 1979 - 1980 годах был артистом легендарного Ленинградского театра миниатюр п/р А.Райкина.

- Александр Александрович, как вас, старшего научного сотрудника и популярного барда, в конце 70-х свела судьба с Райкиным?

- Нас познакомил его автор Вениамин Сквирский. Сначала Аркадий Исаакович, где-то услышав мои песни в магнитофонной записи, спросил Сквирского: «Ты знаешь такого Дольского? Пожалуйста, приведи мне его! Мне нужны новые песни для спектакля!» Веня позвонил мне, а я как раз купил билеты на новый спектакль Райкина (причем у нас в НИИ их давали с нагрузкой). В антракте, собравшись с духом, я постучал в гримерку Райкина, а через несколько дней пришел на прослушивание. Райкин собрал пять-шесть своих артистов и внимательно следил не только за моим пением, но и за их реакцией. Я исполнял лирику, а также какие-то свои смешные песни. Когда я увидел, как заразительно Райкин хохочет, просто обалдел. Самый великий комик в мире так смеялся над моими песнями! А потом Райкин показал меня еще и «семейному худсовету», жене и детям. И Костя тогда сказал: «Папа, ты сделаешь большую ошибку, если не пригласишь Сашу в свой театр!» Аркадий Исаакович улыбнулся: «Ну, он же все-таки ученый! Меня совесть мучает!» А я тогда диссертацию написал, готовился к защите. Но ему сказал: «Аркадий Исаакович, к вам в театр я пойду хоть рабочим сцены». 

В основном мы работали у него дома. Много говорили – о жизни, об искусстве. Помню, зашел разговор о пианистах, о Рихтере, я сказал, что Гилельс мне тоже нравится, что он иногда в своем исполнении поднимается до небес. Аркадий Исаакович тут же отреагировал: «Да, это совершенно правильно. А Рихтер иногда спускается с небес…»

ПоделитьсяПоделиться



- Как выглядел ваш выход в райкинских спектаклях?

- В первом акте публика хохотала, а в начале второго, после монолога Райкина, выходил я с гитарой и пел исключительно лирику. Все, кто приходил на спектакли, говорили, что это был потрясающий сценарный и режиссерский ход Райкина. У меня поначалу были большие опасения, как в юмористическом спектакле пойдет лирика, но смена настроения была действительно необходима, и публика встречала меня очень хорошо. Потом снова появлялся Райкин, и публика, отдохнув от юмора, принималась хохотать с новой силой.

- А что за история, когда вы репетировали в одной из миниатюр роль первобытного человека?


- Райкин мне сразу сказал, что не хочет меня использовать в миниатюрах: «Занимайтесь поэзией!..» Но однажды предложил мне поучаствовать в миниатюре, где в жанре пантомимы была показана история человечества. Сначала появлялась обезьяна, которая добывала бананы, потом один первобытный человек отнимал у другого женщину, убивая его дубиной. Затем рыцари жестоко рубились, солдаты стреляли друг в друга, потом – ядерная война, и опять все сначала. Обезьяна снова ела бананы, первобытный человек отнимал женщину… Мне Райкин поручил играть первобытного человека, немытого, нечесаного, сгорбленного. Я же, как вчерашний ученый, всегда был причесан, умыт, одет и при галстуке - одним словом, ленинградский интеллигент. А тут пришлось изображать дикого, неотесанного первобытного человека… Аркадий Исаакович эту миниатюру стал очень часто репетировать. Сам сидел в глубине зала, в темноте, смотрел, потом актеров критиковал, а мне говорил: «Саша, а у вас все хорошо!» В итоге миниатюра в спектакль не вошла, что было обычным явлением для нашего театра.

Но когда, уже уйдя из театра, года два спустя, я навестил ребят, то они, улыбаясь, спросили: «Ты помнишь ту миниатюру?» И открыли мне тайну, почему Аркадий Исаакович ее так любил репетировать. Оказывается, сидя в темноте, он надо мной так хохотал, глядя, как интеллигент Дольский изменял свой облик - губы надувал, ходил, сгорбившись. Актеры это знали и тоже хихикали, хотя вида не показывали. Я, конечно, не ожидал подвоха, но сейчас мне приятно вспоминать, что я смешил гениального Райкина.

- Вы действительно считаете его гением, или это фраза из юбилейного лексикона?

- В своем искусстве он был на самой большой высоте. Я и Чарли Чаплина не считаю выше Райкина, уже не говоря о Бенни Хилле, Джиме Керри или Роуэне Аткинсоне. У Райкина было такое качество, которое дается от природы Господом Богом. Изображая людей плохих, уродливых, он сам обладал потрясающим обаянием. У Чаплина, как мне кажется, не было такого обаяния, таких глаз, такого лиризма, который шел изнутри. Аркадий Исаакович был очень красивым, обаятельным человеком, к чему прибавлялись его актерская техника, интеллект и чувство юмора – в итоге получалось гениальное явление.

Я учился у него не только профессиональным вещам, но и отношению к работе, к людям, необыкновенно деликатной манере общения. Мы с ним сошлись на том, что смеяться можно только над тем, что сам любишь. Если ты по-настоящему любишь свою страну, беспокоишься о ней, тогда можешь сказать и резкие слова о недостатках, проблемах. А иначе не имеешь права.

ПоделитьсяПоделиться



- Поразительно, что, критикуя советскую действительность, сатирик Райкин был лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда!


- Он пробил эту систему только благодаря своему таланту, своему гению. Ему никто не помогал, а палки в колеса вставляли многие. Он был единственным, кто мог критиковать советскую власть. Ему давали звания и премии, но не при Сталине, не при Хрущеве. При них он был известный, знаменитый, но ему было очень тяжело. Райкин пробивался в самые кромешные времена. При Брежневе стало полегче… Помню, на гастролях в Казахстане я услышал по радио, что Райкину дали звание Героя соцтруда. Уже в преклонные годы, когда он болел… Я отбил телеграмму: «Поздравляю! Но это надо было сделать тридцать лет назад!»

- Скажите, Райкин действительно был вынужден уехать из Ленинграда из-за постоянной травли первого секретаря обкома партии товарища Романова?

- Не думаю. Это слишком большая честь для Романова, он был мелкая сошка в этой ситуации. Судьбу Аркадия Исааковича решали более высокие инстанции. Его курировал только Брежнев. И под занавес своей жизни Райкин сделал очень мудрый и тактически правильный шаг. Костя Райкин уже давно был в Москве, и Аркадий Исаакович, понимая, что он не вечный, хотел, чтобы Костя стал в будущем руководителем его театра. В Москве Театру миниатюр сразу дали здание, с ним переехало больше половины труппы, и театр после смерти Аркадия Исааковича действительно возглавил Константин.

- Константин Райкин со слов отца рассказывал такую историю: Аркадий Исаакович пришел на прием к Брежневу с просьбой о переезде из Ленинграда, тот его внимательно выслушал и стал при Райкине звонить членам Политбюро: «Слушай, тут у меня Аркадий сидит, он хочет в Москву переехать… Я не против. А ты?» И все тут же соглашались с генсеком!


- Они были тоже смешные люди. С Брежневым я не общался, а вот с Ельциным знаком еще по Свердловску. Общался я и с Горбачевым. И с Яковлевым… Я о них даже книжку написал под названием «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV». Она уже выходила, а сейчас делаю вторую редакцию.

- Аркадий Райкин ваши песни никогда не исполнял?

- Исполнял. У меня есть фотография, где мы с ним на телевизионном «Голубом огоньке» за одним столом сидим, и там он исполнял мою «Песню об актерах», где были такие слова: «…но нет трудней среди ролей высокой роли человека». А я ему тогда аккомпанировал на гитаре.

ПоделитьсяПоделиться



- Почему, как вам кажется, Аркадий Райкин, мэтр, зрелый мастер, так проникся к вам, молодому автору?

- Он удивительно понимал и чувствовал мои стихи, мою музыку. Его это удивляло, ему было по-настоящему интересно. И по-человечески он действительно относился ко мне с глубокой симпатией. Помню, в такой же октябрьский вечер, в 1979 году, я был приглашен на его день рождения, где присутствовало всего четыре человека: он сам, его супруга, Зиновий Гердт и я. Просто потрясающая компания. Я благодарен судьбе, что это произошло, потому что для меня встреча с ним была судьбоносной. Она поставила меня в ряд легитимных деятелей искусства, а до этого я был андеграунд.

Он для меня столько сделал. Ведь Райкин ходил сам – в отдел культуры ЦК КПСС, на фирму «Мелодия», в Министерство культуры, потому что тогда был запрет на бардов. Райкин потом объяснил мне свою стратегию: он им доказал, что я не бард, что это совершенно другой жанр, у меня стихи, а не тексты, а музыка у меня джазовая, да и гитарой я владею профессионально. Для моей первой пластинки - «Звезда на ладони» - Аркадий Исаакович сам написал аннотацию, хотя в тот момент находился в больнице. В итоге у меня вышло десять альбомов. Ни у кого в советское время столько не выходило, а общий тираж перевалил за десять миллионов.

Замечательные были времена! Все совпало. Тогда у меня и песни, и дети рождались, у меня такой подъем был, мне так легко писалось. Олеша говорил: «Ни дня без строчки», а у меня тогда было ни дня без ста строчек.

- Как же вы ушли из Театра Райкина?

- Меня тогда разрывали на части с предложениями о сольных гастролях в разных городах. Но мне было очень трудно от Райкина уйти. Он, если любил кого-то, ни за что не хотел отпускать. И я сначала стал всех потихоньку приучать к мысли, что спектакли могут идти и без меня. Сначала взял два-три дня без содержания, потом неделю, десять дней… Потом попросил директора поговорить с Райкиным, что, мол, Дольскому стало тесновато в рамках театра, может ли он уйти?.. Директор сообщил это Райкину, а потом сказал мне: «Он промолчал». Через неделю я спросил снова. Райкин сказал: «Ну, надо подумать!» Эта история тянулась еще месяца два. А затем к нам на спектакль пришла замечательная итальянская певица Мильва, к тому же у кого-то из артистов был день рождения. Мы собрались за кулисами, у всех было хорошее, приподнятое настроение, и тут Аркадий Исаакович подошел ко мне: «Саша, наверное, я вас отпущу!» А когда я пришел с ним прощаться, то он признался: «Саша, это я все сделал для вас! Ваша работа в моем театре была необходима вам для вашей творческой жизни».

ПоделитьсяПоделиться



- Вы расстались без обид? В московский период вы общались с Райкиным?


- Какие обиды, вы что! С такой любовью. Я думаю, что, может быть, кроме его детей, нет такого другого человека, который бы его любил так, как я. Я часто заходил к нему в московскую квартиру, в этот переулочек на Тверской. Дарил ему все свои пластинки. Я его всегда любил, люблю и буду любить. Он был мне как второй отец. Кстати, я лауреат премии Райкина, нас всего несколько человек. Мне в 2001 году эту статуэтку из бронзы лично Костя Райкин вручил на сцене Театра имени Аркадия Исааковича…

- Почему на афише декабрьского концерта в БКЗ нет фамилии Дольского?

- Меня же по телевизору не показывают, поэтому в такие гала-концерты не зовут. Да я и сам не лезу. Для меня такие выступления даже нежелательны, потому что я слишком волнуюсь. Мой сольный концерт – это моя работа, мой спектакль. А когда попадаю в такое непонятное окружение, все равно приходится как-то соревноваться с другими. А я не хочу соревноваться.

- У вас есть песни, посвященные Высоцкому. А посвящений Райкину нет?


- Почему? Есть. Я сочинил эту песню еще при его жизни. Она на втором диске вышла. Вообще-то, она называется «Когда легчают сожаленья», а на диске редакторы ее назвали «Откровение». Там первая строфа такая: «Нет в мире высшего блаженства, чем осознание пути, когда, достигнув совершенства, ты все же вынужден уйти…» Я ему пел, не говоря, что песня посвящена ему, чтобы не расстраивать словами: «Когда, достигнув совершенства, ты все же вынужден уйти…» Он ведь уже тяжело болел.

- Скажите, второй Райкин на нашей эстраде возможен?

- Такие, как он, рождаются раз в сто лет. Да и времена изменились. Нынче юмор пропитан коммерцией, для услады дураков.

Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото из личного архива А.А. Дольского

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»  

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close