Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 2

0 м/с, штиль

762мм

95%

Подробнее

Пробки

1/10

Строить – не ломать: Открыто новое здание Молодежного театра

2153
ПоделитьсяПоделиться

13 февраля в городе произошло событие, не менее значительное для Петербурга, чем открытие зимних Олимпийских игр – для мира. В Измайловском саду перерезали ленточку перед входом в новое здание Молодежного театра. Последний раз театр в городе открывали более полувека назад – ТЮЗ им. Брянцева на Пионерской площади в 1962 году.

Еще во времена перестроечного лихолетья Молодежный театр прославился своими остроумными капустниками, на которые собиралось вся петербургская театральная братия. Так что Валентине Матвиенко и ее спутникам – вице-губернатору Алле Маниловой, а также председателям трех городских комитетов и их заместителям, – пришлось выдержать немало испытаний, прежде чем они добралась до алой ленточки. Не стоит забывать о том, что с актерами надо держать ухо востро. Да, собственно, весь проект реставрации деревянного здания старого театра «Буфф» в Измайловском саду, почти целый век мирно разрушавшегося под охраной ГИОП, – возник в результате тщательно спланированной актерской импровизации на праздновании 25-летия Молодежки. Тогда Валентину Ивановну пригласили на сцену, а актриса труппы Ирина Полянская будто бы явилась к губернатору на прием – разумеется, с прошением о новом здании: в старом-то, одноэтажном, и сцены по сути нет, и в гримерках по десять актеров сидят, и два туалета на весь театр. Ну и подписала г-жа губернатор петицию. Могла бы, конечно, после в шутку все обернуть, но не обернула. Играть – так играть. Говорят же, что в каждой женщине живет великая актриса. Так что с гендерным аспектом в городской власти нам повезло.

ПоделитьсяПоделиться



Первым в сад, к делегации, вышел не кто-нибудь, а народный артист России Валерий Кухарешин в костюме некрасовского мужика. И рассказал небывальщину – про то, как через несколько дней после подписания исторического документа вот тут вот проклюнулся росток, а потом начало расти дерево – ровно в том ритме, в котором двигалось строительство нового театрального дома. Ну, тут уж народный артист почти все актерские дела бросил и заделался садовником, чтобы за чудо-деревом ухаживать. Деревце окрестили древом желаний, и стало оно местной диковинкой – привяжешь яркую ленточку, проговоришь про себя мечту, - и все сбудется. История впечатлила всех, и члены городского правительства головы вверх задирали, как миленькие: деревце-то вымахало с трехэтажный дом, и все разноцветными ленточками покрыто до самой верхушки (как удалось выяснить, это диво-дивное – тоже дело рук Ирины Полянской, местного затейника и, будем справедливы, одной из лучших актрис в городе). Г-жа губернатор свою ленточку на ветке тоже завязала, разумеется – как тут не завязать?

ПоделитьсяПоделиться



Дальше – больше. Камень на пути возник, как на картине Васнецова. Надпись на нем: «Направо пойдешь – в театр попадешь, налево пойдешь – в театр попадешь, прямо пойдешь – жилье для актеров построишь». Дело в том, что новое и старое здания в Измайловском саду аккурат друг напротив друга стоят. А если между ними встать, взгляд упрется в зияющий пустыми глазницами окон фасад здания, за реконструкцию которого строители никак не возьмутся (тоже, видимо, ГИОП бдит). И ведь, действительно, идея неплохая: выделить в этом здании несколько квартир бездомным актерам. Ирина Полянская, которая на сей раз обрядилась Зимушкой-зимой, на секунду задержавшись у камня, воскликнула: «Валентина Ивановна, пойдемте прямо!» Мол, ну ее, ленточку красную, успеем. Жилье-то для артистов – тема, как минимум, не менее важная.

ПоделитьсяПоделиться

Но на сей раз г-жа губернатор проявила стойкость. Уверенно взяла курс налево, к новому зданию. И тихо повелела представителям строительной власти (слышали только те, кто шел совсем близко) завесить непрезентабельный остов. И правильно: нечего смущать некрепкие актерские умы, чьи фантазии не имеют границ.

Ленточку-таки перерезали, да еще и в нескольких местах. Перед этим, правда, еще выслушали весьма забавное послание Нострадамуса, обнаруженное на месте стройки. Старый прорицатель предвидел все: и что «городом, окутанном реками, будет править женщина», и что «на одной из этих рек театр будет на высоте и в почете», и что «белые хлопья покроют весь город и сосульки засеребрятся на карнизах». И даже то, что в какой-то момент «нахмурит правительница брови, и взор ее станет строгим, а слово – очень конкретным». Но главное, что наконец с сосульками будет покончено и дойдет дело до алой ленточки в Измайловском саду. Словом, смеялись высокие гости не меньше, чем в свое время театралы на знаменитых капустниках – слишком уж хорош повод для собрания и устроителям (актрисам Ирины Полянской и Марине Ординой) в остроумии не откажешь.

ПоделитьсяПоделиться



Чего стоит выбор памятной картинки, на которой все причастные к благодеянию лица должны были оставить подписи. Известный постер в стиле ретро – «Обед над Манхэттеном» – приспособлен к событию так, что вместо заокеанских строителей «птичками на проводе» сидят губернатор и компания. А внизу, разумеется, никакие не небоскребы, а шпили и купола родного Петербурга и вновь отстроенный Молодежный.

ПоделитьсяПоделиться



Ярко-зеленый зал на 406 мест впечатлил всех – прославленные сетчатые фермы архитектора Владимира Шухова (предмет особой заботы соответствующих чиновников) остались на месте, но интерьеры от этого выглядят только нарядней. Ну а бродвейского уровня оборудование сцены абсолютно бесшумно меняло рельеф, цвет, свет, и выглядело это как отдельное завораживающее шоу. Автор настоящих строк даже посочувствовала художественному руководителю театра Семену Спиваку: требования к его спектаклям теперь возрастут многократно, о чем не только губернатор многозначительно упомянула.

Пропетые с новой сцены слова: «Наш любимый губернатор, вам от нас большой поклон», – первая леди города нынче, как не признать, заслужила. По ее словам, первоначально речь шла о 50 миллионах вложений, «а пока строили, цена вопроса выросла в 10 раз». Но, как сказано в одной классической пьесе, «Артист горд!». Так что одной патокой дело не обошлось – исключительность момента, когда губернатор едет не что-то там ломать, а открывать храм искусства, в комических куплетах была особенно подчеркнута.

И новой провокации градоправительница не избежала, хотя на сей раз была крайне внимательна. Дело в том, что нынче г-же Матвиенко предложили роль особенно трепетную – матери-хранительницы ею же построенного очага. Есть старинный обычай: в новые подмостки непременно нужно вбить пятак, тогда театр будет процветать. Пятак императорского (оцените тонкость намека) образца опять-таки вбивала Валентина Ивановна.

ПоделитьсяПоделиться

Ну а уж после медоречивый Сергей Барковский, любимец публики и обладатель редкого обаяния, подкатил с тысячью реверансов – мол, недостойны и голову пеплом посыпаем, но смеем просить об одолжении, окажите, сударыня, честь принять из наших рук… Что бы вы думали? Именно. «Удостоверение №1 почетного председателя Попечительского совета Молодежного театра на Фонтанке». Надо ли говорить, что до сей поры никакого такого совета в указанном театре не было.

ПоделитьсяПоделиться



Вышло немного похоже на финал пьесы «Поздняя любовь», последней премьеры Молодежного театра – очень, к слову, качественной. Но я уже не будут тут его цитировать. Поводы подкалывать власть нынешней зимой случаются нередко, а тут, ей-богу, стоит поднять за нее бокал, да и не один. Чем и занялись в новом храме искусства хозяева и гости, пока художественный руководитель Молодежного театра, обладатель теперь уже двух театральных зданий Семен Спивак давал блиц-интервью обозревателю «Культурной столицы».

ПоделитьсяПоделиться



Что ощущаете, Семен Яковлевич, – говорят, опасно это, когда сбываются мечты?

– Пока есть только ощущение нечеловеческой радости, предвкушения. И праздник, по-моему, прошел отлично. Был такой ритм, такая энергия! Все тексты писали ночами, очень волновались. Но удивительно, что среди актеров царило полное единодушие. Это в театре редкость.

Вы уже решили, какие спектакли перенесете на новую сцену, а какие останутся на старой?

– Пока нет. Но поскольку играть в новом здании спектакли мы начнем в мае, время у нас еще есть. В октябре на новой сцене мы выпустим спектакль «Филумена Мартурано» с Натальей Сурковой и Сергеем Барковским. С моими бывшими студентами мы еще в институтские времена практически закончили работу над спектаклем по пьесе Александра Галина «Крыша». Режиссер Алексей Янковский репетирует «Валентинов день» – пьесу Ивана Вырыпаева – с Екатериной Унтиловой, Анной Геллер, Светланой Строговой и Дмитрием Сутыриным. Мы продолжим сотрудничать с режиссером спектакля «Поздняя любовь» Владимиром Тумановым и с постановщиком «Синих роз» и «Иова» Львом Шехтманом. Уверен, что на новой сцене можно сделать хороший мюзикл. Может быть, восстановим нашу замечательную «Трехгрошовую оперу».

А что будет со старой сценой?

– Будем играть спектакли, которые не становятся на новую, – например, «Три сестры» или «Дни Турбиных». Еще, я надеюсь, что сложится сотрудничество с лабораторией молодых режиссеров «ON.Театр» – лучшие их спектакли будут идти на нашей сцене годами. Появятся и другие проекты, связанные с молодыми актерами и постановщиками.

Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»

P.S. Кстати, следующий аналогичный театральный праздник случится не только не в следующем веке, а в текущем месяце: на 25 февраля запланировано открытие театра «Буфф».

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close