Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 15

3 м/с, зап

768мм

35%

Подробнее

Пробки

6/10

Китайский шелк и подъемные столы — Царское Село готовится к юбилею

518
ПоделитьсяПоделиться

В ближайшее время в Китайской гостиной Александра I в Екатерининском дворце будет воссоздан китайский шелк, украшавший стены этого парадного зала. А в павильоне «Эрмитаж» восстановят легендарные подъемные столы, обеспечивавшие вельможам полную приватность — даже от слуг. Ольга Таратынова, возглавившая недавно ГМЗ «Царское Село», продолжает активно готовить музей к 300-летию города.

Павильоны «Эрмитаж» Петр I «подсмотрел» во Франции — они предназначались для отдыха избранных царедворцев. Первому российскому императору особенно понравилась идея с их приватностью. «Не должно иметь рабов свидетелями того, когда хозяин ест и веселится с друзьями. Они перескащики вестей, болтают то, чего и не бывало», - говорил Петр I, по свидетельству своего «любимого токаря» Андрея Нартова.

Первым в России был аналогичный петергофский павильон (его, кстати, тоже планируют отреставрировать и восстановить в первоначальном виде). Здание же «Эрмитажа» в Царском Селе начали возводить одновременно с Екатерининским дворцом. К проекту приложили руку архитекторы Земцов, Квасов и Чевакинский, но окончательный проект сделал Франческо Бартоломео Растрелли (он полностью поменял наружную и внутреннюю отделку). Строительство закончилось в 1755 году.

Центральный зал павильона был полностью изолирован от внешнего мира и недоступен для прислуги. Вместо лестниц были устроены две подъемные платформы. А пять подъемных столов были оснащены деревянными тарелками - они поднимались и опускались в зал по железным трубам. Еду заказывали с помощью колокольчиков и грифельных досок. После обеда столы можно было вовсе убрать, и столовая превращалась в бальный зал.

Царскосельский «Эрмитаж», как и петергофский, серьезно пострадал во время Великой Отечественной. В том числе, как значится в технической документации, был поврежден и механизм подъемных столов, а часть его деревянных конструкций была распилена. Лестницы, ведущие на второй этаж, вовсе рухнули. Все это и решено восстановить. На проектную часть работ выделено около 2 миллионов рублей. Сколько будет стоить вся реставрация - пока неизвестно. Возможность же приватного общения наверняка была бы востребована и сильными нашего времени, но для этого павильон нужно серьезно отреставрировать — в данный момент он не пригоден для использования.

На восстановление же китайского шелка для Китайской гостиной Александра I пойдет 3 миллиона 200 тысяч рублей. Декор этого парадного зала также был создан Бартоломео Растрелли. Он также был утрачен во время войны. Сейчас сохранились лишь обрывки шелка на мебели, которая вывозилась в эвакуацию. Во время реставрационных работ 1990 года стены гостиной просто затянули белым штофом. Но теперь решили вернуть все «как было». Для этого сотрудники музея провели настоящие исторические изыскания.

Обои из натурального шелка, украшавшие созданный Растрелли в 1754-1756 годах интерьер, серьезно износились уже к 1818 году. Поэтому 28 марта 1819 года Александр I распорядился заказать у китайских мастеров 60 полотнищ шелковых обоев по старым образцам. А 12 мая 1820 года в Большом Царскосельском дворце произошел пожар, так что новые обои приехали уже сразу в распоряжение комиссии, созданной для ликвидации этого пожара. «Китайские мастера, приспособляясь к образцу, на каждом полотнище представили особые деревья с лучшими цветами и птицами, какие только существуют в Китае», - пишет в сопроводительной записке к грузу начальник Кяхтинской таможни Голяховский. Судя по всему, использовали только половину из этих 60 полотнищ, а второй воспользовались после того, как они обветшали.

Ткань из провинции Кохицу сохранилась только на обивке одного из стульев и на фотографиях 1930-х годов. Её и предстоит восстановить. Конечно, делать это будут не китайские мастера, а наши реставраторы, у которых уже есть опыт восстановления Китайской голубой гостиной Екатерининского дворца. Так что это будет лишь имитация. В том числе и краски предлагается использовать немецкие, а не натуральные (современные мастера не могут добиться, чтобы натуральные краски держались на шелке более 5-6 лет). Китайскими будут только кисти для их нанесения. Но реставраторы обещают воспроизвести стилистические манеры «кохицу» и «ся'и».

Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close