Как распечатать на 3D-принтере копию пушки крейсера «Аврора»? Взять бумажный чертеж, создать трехмерную модель на компьютере, выставить нужные параметры печати, нажать на кнопку… И через несколько часов получить детали, из которых можно собрать изделие из пластика — точь-в-точь как настоящее орудие.

Сложно? Пожалуй. Но сегодня этой технологией на минимальном уровне должен владеть даже школьник, чтобы российская промышленность была конкурентоспособной. Ведь аддитивные* технологии — будущее мирового производства.
Твори и печатай
Зачем Петербургу конкурс 3D-моделирования для школьников

О конкурсе

Сразу сто 3D-принтеров «Гелиос-1» собственного производства решил передать российским школам Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Так холдинг отмечает 20-летие со дня основания. Вместо того, чтобы получать подарки, Концерн решил вручить их сам. Высокотехнологичное оборудование получат все учебные заведения, участвующие в Конкурсе детского технического творчества по аддитивным технологиям. Мероприятие посвящено круглой дате. Трехмерные принтеры отправятся в Москву, Нижний Новгород, Новосибирск и Екатеринбург — города присутствия Концерна.

А стартовал конкурсный марафон в Петербурге. Ведь именно здесь находится знаменитый Обуховский завод — один из флагманов холдинга. И именно здесь производят «Гелиос-1» — первый полностью отечественный 3D-принтер. Он существует в разных модификациях — для промышленного использования и для учебных целей. Технику уже успешно используют в некоторых школах и колледжах Северной столицы, ее второй год применяют при проведении Кубка губернатора по робототехнике.

О петербургском этапе соревнований

В нашем городе в конкурсе приняли участие 30 ребят из 15 школ — учащиеся 8−11 классов. Местом проведения соревнований была выбрана школа № 334 Невского района. У нее есть своя высокотехнологичная лаборатория, включающая, в том числе, более десятка трехмерных принтеров «Гелиос-1».

Перед состязанием юным инженерам предложили подготовиться: за два месяца до соревнований школьники получили доступ к видеоурокам. Из них ребята узнали, как проходит подготовка к печати, настройка, регулировка 3D-принтера «Гелиос-1».
В первый день соревнований, 7 апреля, каждой команде вручили конверт с заданием: бумажные чертежи будущего изделия. Подросткам предложили две модели на выбор:
Пушку, установленную на легендарном крейсере «Аврора»
Именно ее холостой выстрел стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца в 1917-м. На орудии и сегодня можно увидеть табличку с надписью «Изготовлено на Обуховском заводе». Пушка отсылает к истории Концерна ВКО «Алмаз-Антей».
Гидроцилиндр — часть механизма разводного пролета Биржевого моста
Он используется при капитальном ремонте переправы, который идет сейчас. Оборудование спроектировано и создано на Обуховском заводе в рамках программы импортозамещения.
Участники должны были с листа перенести техническую информацию в цифровую модель — при помощи российской программы объемного моделирования «Компас 3D». И только затем по выставленным ими параметрам (нужная температура, толщина расходного материала и т. д.) конкурсные работы были запущены в печать. На эту работу ушло около четырех часов.

В день подведения итогов, 8 апреля, готовые изделия были собраны из деталей и представлены членам жюри. Выбирали победителей по следующим критериям: владение инструментами моделирования, умение читать чертежи, выставление правильных режимов настройки, качество проведенной презентации изделия. Как признались эксперты, принять решение им было непросто.
«Все ребята — большие молодцы. Это энтузиасты, технари, которые увлечены своим делом. Было заметно: когда мы раздали конкурсные конверты, у многих сначала дрожали руки, но через 15 минут они сумели преодолеть свое волнение и включились в работу. Три первых места жюри выбрало единогласно, но ребята шли с минимальнейшим отрывом».
Председатель жюри, начальник Научно-образовательного центра АО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — Обуховский завод» профессор Сергей Баушев

Об участниках и победителях

На церемонии награждения бросилось в глаза, что почти треть участников конкурса — девушки. Одна из них — девятиклассница школы № 211 Центрального района Анастасия Колбасникова. Она призналась, что занимается 3D-моделированием лишь первый год — такая у нее внеурочная деятельность. Тем не менее, решила попробовать себя в серьезном конкурсе и осталась довольна результатом.
— Некоторое время назад меня спросили: «Хочешь ли ты развиваться по этому направлению?» Я подумала, что было бы интересно попробовать. Посетила одно занятие, второе — да так и осталась. Очень уж мне понравилось это делать: создавать деталь, печатать, смотреть на результат своего труда. На конкурсе мы с напарником Георгием выбрали пушку — в отличие от гидроцилиндра это готовая модель, а не деталь. Я очень сильно переживала, что у нас ничего не получится. Особенно сложно было делать щит: он расположен сразу в нескольких плоскостях. Но нам подсказали некоторые моменты наставники — и все получилось, на мой взгляд, отлично.
Анастасия Колбасникова, участница конкурса.
Победила в состязании, пожалуй, самая приметная команда — из школы № 403 Пушкинского района. Она состоит из братьев — Эдуарда и Артема Терешковых. А педагог у ребят — их отец Андрей Александрович. На вопрос, как воспитать чемпионов, он ответил так: не давать им много свободного времени. Будущие изобретатели занимаются моделированием с первого класса: сначала их инструментом был популярный конструктор, теперь ребята осваивают 3D, лазерные технологии, графику. Занимаются Терешковы как в школе, так и в детском центре технического творчества.
Старший из братьев, десятиклассник Эдуард, дал «Фонтанке», возможно, первое интервью в жизни. Он рассказал, как создавался гидроцилиндр, состоящий из трех деталей.
— Как распределяли обязанности в команде?
—  Пока один делает модель на ноутбуке, второй изучает чертеж следующей детали. Первый закончил с моделированием, второй свежим взглядом проверяет размеры. Потом меняемся: второй моделирует, а первый уже изучает чертеж третьей детали.
— Что было самым сложным на конкурсе?
— Наверное, печать, потому что до этого мы на принтерах «Гелиос» не работали. Но так как нам сейчас их выдали, мы очень надеемся, что сможем их освоить в полной мере.
— И как, понравился «Гелиос»?
—  Да, очень понравилось и оборудование, и сам конкурс. Чем? Интересным заданием, проведением, добрым отношением к конкурсантам и экспертам.
Школа-победитель получит сразу три трехмерных принтера, а всего в учебные заведения Петербурга отправится 20 принтеров.

О будущем

Зачем нужны детские конкурсы технического творчества? Почетные гости мероприятия ответили на этот вопрос так:
Ирина Потехина
вице-губернатор Петербурга
—  Эксперты говорят, что нынешнее поколение школьников минимум пять раз в течение жизни поменяет профессию… Самый лучший способ подготовиться к этому быстро меняющемуся будущему, а на самом деле настоящему, — не просто выучить математику и физику (без этого никуда), а научиться их применять на практике. Научиться думать. Когда мы разговаривали с конкурсантами, ребята говорили: «Это было трудно, но мы справились». Самое главное не то, кто стал победителем. Самое главное, что ребята почувствовали вкус к решению задач. Именно это качество будет им всю жизнь помогать. Ведь им всю жизнь придется решать задачки самого разного уровня.
Наталия Путиловская
председатель комитета по образованию Петербурга
—  Инженерно-технические кадры нужны везде: и стране в целом, и Петербургу в частности. Поэтому мы всегда с особым энтузиазмом поддерживаем любые направления детского технического творчества. Огромное спасибо нашему постоянному партнеру — концерну ВКО «Алмаз-Антей», который вместе с нами эту тему развивает.
Михаил Подвязников
заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — директор СЗРЦ
—  Класс технического творчества должен быть в каждой школе России — с оборудованием, подобным нашему «Гелиосу». Новый отечественный 3D-принтер можно и нужно использовать для подготовки ребят. Дети должны заниматься и программированием, и моделированием, и изготовлением изделий своими руками.

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» готов поддерживать талантливую молодежь. Мы уже платим стипендии школьникам, которые планируют связать жизнь с нашим холдингом, и рассматриваем такую возможность для участников нового конкурса. У перспективных ребят есть шанс поступить на целевое обучение в вуз по ряду интересных для нас специальностей. После обучения мы будем рады видеть их у себя на предприятиях.
Материал подготовлен специально для АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей».

* Аддитивные технологии — послойное наращивание и создание объекта с помощью компьютерных 3D-технологий. Начали развиваться в 80-е гг. XX века после изобретения первого трехмерного принтера.

Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей»
Другие источники фотографий: Adobe Stock
Дизайнер: Екатерина Елизарова

Спецпроекты «Фонтанки.ру»


Просмотров: 2317