
На пленарной сессии «Российского союза промышленников и предпринимателей» (РСПП) 30 октября бизнес и чиновники обсуждали, как поднять российское производство. Обругали и Эльвиру Набиуллину, и налоги, и ФАС, и силовиков. И пришли к философскому — а действительно ли нам нужно импортозамещение? Чего не хватает российской промышленности: крепкого финансового плеча, стабильности или чиновников на Lada, — в тексте «Фонтанки».
«Финансового плеча» не хватает. Чем правительство «радует» бизнес
Губернатор Александр Беглов, хоть и не лично, а устами вице-губернатора Кирилла Полякова, петербургскую промышленность похвалил: темпы роста машиностроения по итогам восьми месяцев 2025 года в два раза превысили общероссийские, а «наша инновационная продукция не имеет аналогов в мире». Всего в производственной сфере города работают более 860 крупных и средних предприятий, на которых трудятся более 440 тысяч человек.
Президент РСПП Александр Шохин выступил менее оптимистично: 40% предприятий нуждаются в замене импортного оборудования на отечественное, существуют проблемы в производственных цепочках, а октябрьский индекс деловой среды РСПП показал самые низкие значения за 2025 год. Досталось и бизнесу, который не очень понимает, чего от него, собственно, хотят — по крайней мере, по части терминологии.
«Почти половина опрошенных смешивают понятия импортозамещения и технологического суверенитета. Не знаю, наверное надо действительно учебу провести и разобраться, но главное, что по всем направлениям бизнес продвигается», — заявил Шохин.
Половина предприятий из опрошенных готовы вкладывать средства в проекты, направленные на достижение экономического лидерства, но только при наличии мер государственной поддержки, а тут и «финансового плеча» не хватает, и ставка смущает, и налоги растут. Шохин напомнил, что правительство сейчас рассматривает введение дополнительного промышленного сбора, и бывший замминистра промышленности Василий Осьмаков вчера подтвердил, что эта идея «летает и скоро приземлится».
«Мы уже 15 лет просим правительство ввести механизм оценки регулирующего воздействия для такого рода платежей, но пока правительство считает, что им проще нас „обрадовать“ введением того или иного платежа или налога», — заявил он.
«Экономика в предсмертном состоянии». Как все камни в сторону ЦБ полетели
«Хочу начать на правах хозяина с приятного. Про ставку говорить не буду — это из неприятного», — начал свое выступление вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков.
А остальные о неприятном говорили — и много. Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов заявил, что ставка «беспрецедентно» высокая — намного выше уровня инфляции и с ним не коррелирует и близко. Президент РСПП Александр Шохин отметил, что ситуация реально изменится, когда ставка будет на уровне 6–7% — и вот тогда-то проекты полетят.
Но самый неутешительный вердикт вынес экс-губернатор Калининградской области и президент МСК «БЛ ГРУПП» Георгий Боос. «Я понимаю, что представитель правительства в лице Михаила Игоревича [Иванова] и не мог по-другому говорить, просто не имел права, но вообще ситуация в экономике в целом — ее можно охарактеризовать как практически предсмертную». Ситуация эта «рукотворная», а виноват Центральный банк.
Боос заявил, что повышение ставки сдерживает инфляцию только первые три-шесть месяцев, а дальше — наоборот, сама ставка становится ее повышающим фактором. А в результате денежно-кредитной политики ЦБ издержки банков выросли до такой степени, что они уже повышают наценку на ключевую ставку до 6 п. п.
Впрочем, критиковали Эльвиру Набиуллину сегодня и в Госдуме. В ее поддержку — на пленарной сессии РСПП промышленники не менее жестко прошлись по растущим налогам.
«Не что иное, как мошенничество». Работает ли импортозамещение?
Замминистра промышленности и торговли Михаил Иванов рассказал, что импортозамещение продвигается неплохими темпами. Растет оборонная промышленность и побочно — гражданская. Производство станков по итогам 2024 года удалось нарастить почти на треть, радиоэлектроника и фармацевтика по итогам января — сентября 2025 года показали рост на уровне 14,5%. Россия выпускает более 85% всех непатентованных международных наименований лекарств и медикаментов и примерно 60% может обеспечить за счет собственного сырья.
Постепенно удается заместить ушедшие бренды — в сегментах одежды и обуви на 18% увеличилось число российских компаний за последнее время. С прошлого года в 2,5 раза увеличился объем выпуска гражданских беспилотников.
Поспорил с главой Минпромторга экс-губернатор Калининградской области и президент МСК «БЛ ГРУПП» Георгий Боос. «К сожалению, доля всей реально отечественной продукции характеризуется процентами, даже не десятками процентов, а процентами, единицами процентов от объема потребления на внутреннем рынке», — заявил он. Остальное «проникает» под видом отечественной продукции в систему госзакупок «от юго-восточного нашего соседа».
Георгий Боос призвал навести порядок в импортозамещении и заявил, что ФАС и силовые структуры, которые как раз должны за него отвечать, «в том числе участвуют в покрывательстве вот такого рода махинаций». «Это не что иное, как мошенничество», — заключил он.
Сбавил градус президент «Ростелекома», который сравнил импортозамещение, технологический суверенитет и технологическое лидерство с Коржиком, Карамелькой и Компотом из любимого мультика его внуков «Три кота». Михаил Осеевский заявил, что производство чипов, процессоров — это очень сложная вещь, а литограф — это «вообще устройство сродни атомной бомбе», так что в гонке за лидерством нужно сохранять прагматизм.
«Да, мы движемся в сторону импортозамещения, мы много что научились делать, но у нас получается дороже. И нам надо ответить себе на вопрос: мы хотим всё заместить или все-таки подходить умно. Понимать, какие вещи являются критическими, а где нам было бы выгодно скооперироваться, например, с нашими китайскими друзьями».
А что автопром?
Максим Соколов напомнил, как в 2022 году «„АВТОВАЗ“ остался без работы» — цепочки поставок разрушены, конвейерные линии остановлены. «Французы, убегая, декларировали, что больше года „АВТОВАЗ“ будет стоять колом, как говорится», — заметил он.
«Кстати, в первый год мы произвели 220 тысяч автомобилей, в 2023-м — 375 тысяч, а в прошлом более 500 тысяч. Наверное, это лучший ответ на тот вопрос, смогли ли мы достичь технологического суверенитета», — заявил президент «АВТОВАЗа», хоть и с допущением, что китайцы всё равно показывают более высокие темпы.
В частности Максим Соколов рассказал, что в Lada Azimut в полтора раза больше радиоэлектронной продукции, чем было в Vesta. «Внедряем всё, что есть передового в мировом автопроме», — добавил он. А чтобы быть лидерами, нужно платить и вкладываться в развитие — за последние три года объем инвестиционной программы «АВТОВАЗа» составил более 110 милллиардов рублей.
Соколов подчеркнул, что нужно и дальше вести курс на локализацию в автопроме, чтобы меры господдержки получали в первую очередь высоколокализированные предприятия, а еще надо наконец-то пересесть на отечественные автомобили. «По крайней мере, на уровне госслужащих и служащих государственных корпораций», — подчеркнул он.
Вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков ответил, что в городе с этим проблем нет. «Мы уже практически пересели. Мы, наверное, больше всех Lada купили среди регионов, у нас сейчас и депутаты закса на Lada пересаживаются».
«Денег нет». Чего не хватает бизнесу и промышленности прямо сейчас
Помимо благоприятного налогового режима и щадящей ставки — кадров. Первый зампред комитета по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов припомнил и принятый сегодня законопроект об обязательной отработке в медвузах, и женщин.
«Если женщина бы сегодня сказала, что хочет пойти на завод, только 4% подруг бы начали ее от этого отговаривать, а 75% сказали бы, что правда, нужно туда идти», — пошутил он и добавил, что не нужно забывать о женщинах в контексте кадрового потенциала в промышленности.
А еще не хватает промышленности финансирования. «Где взять деньги? Денег нет, а без денег, как мы понимаем, ничего не происходит», — заявил председатель совета директоров ГК «Ренова», глава комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по международному сотрудничеству Виктор Вексельберг. Средств Фонда развития промышленности не хватает, так что пора бы раскошелить банки.
«Банки в этом году заработают порядка трех триллионов прибыли. Эти деньги, казалось бы, должны быть возвращены в экономику, должны быть возвращены в бизнес, и тем более в такие приоритетные задачи, как технологическое лидерство», — добавил он.
О том, что промышленности нужны доступные инвестиции, красноречиво высказался вице-губернатор Кирилл Поляков: «Я всё время финансистам [когда они хотят урезать бюджет на промышленность] привожу один пример. Один крестьянин пытался отучить лошадь есть и уже почти отучил, но она сдохла».
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». А еще мы создали канал в MAX, чтобы размещать там только эксклюзивный и действительно важный контент. Подписывайтесь — будем держаться вместе!















