
Только 11% читателей сайта «Фонтанки» рассказали, что не изменили своих потребительских привычек в целях экономии личного бюджета. Остальные прибегают к разным способам — от концентрации только на самом необходимом до отслеживания скидок, кешбэков и акций. Часто эти способы пересекаются. О наиболее затейливых читатели предпочитают не распространяться, а то «самим не хватит». Ведь тут оно как — где было, там уже нет.
По данным Банка России, к октябрю доля россиян, которые предпочитают откладывать свободные деньги, выросла до максимума с марта 2023 года и составила 56%. Чтобы было что сберегать, нужно экономить. Жители страны стали экономить на покупках: как показывают недавние исследования, темпы роста расходов покупателей в магазинах снизились вдвое.
Люди стали реже заглядывать в непродовольственный сегмент, а в продуктовом выбирают преимущественно дискаунтеры, специализирующиеся на товарах низкой ценовой категории. Обычно тут принято пенять на качество продукции, но рост выручки «магазинов для бедных» (на 27% год к году) говорит о том, что потребителя все устраивает. Ретейлеры на фоне растущего спроса меняют свои стратегии. Недаром O’KEY Group, продав одноименные гипермаркеты, оставила при себе 266 магазинов сети дискаунтеров «ДА!», которая показывает более уверенный рост финансовых показателей.
Как следует из результатов опроса на сайте «Фонтанки», только 11% читателей пока никак не изменили свои потребительские привычки в отношении расходов. Остальные — прикрутили их в сторону экономии. Так, 27% отказались от ненужных трат в пользу только самого необходимого, 24% пользуются скидками, акциями и промокодами для покупок, 23% сократили расходы на развлечения и отдых, 13% перешли на более бюджетные продукты и услуги.
Опрос проводился также в соцсетях «Фонтанки», и результаты в них несколько отличаются. Например, в телеграм-канале о стабильности своих расходов рассказали 36% участников, а об активном использовании скидок — 10%. Всего в опросе приняли участие более 17 тысяч респондентов. В VK у пользователей была возможность выбрать несколько вариантов ответа. Большинство заявили, что сократили ненужные траты (46,17%, или 235 человек) и перешли на более дешевые продукты (35,76%, или 182 человека).
Везде около 3% пообещали рассказать, как экономят, в комментариях. Эти комментарии мы собрали и проанализировали. Если вас в детстве мать или отец научили откладывать копеечку, то, скорее всего, вы и так все знаете, умеете и практикуете, но все равно почитайте и сверьте со своим подходом.
Готовим дома
Один из самых популярных способов сэкономить на еде — готовить блюда дома. Секрета здесь никакого нет, но, возможно, именно вы и именно сейчас созрели для этого. Ассортимент блюд, которые готовят читатели «Фонтанки», оказался довольно разнообразен. Они пекут хлеб к обеду, сушат сухарики к чаю и квасят капусту, а также собственноручно готовят дамплинги — простыми словами, азиатские пельмени.
«Кстати, „непатриотичный“ кулеш оказался самым экономным блюдом. Ещё и с галушками, м-м-м…» — протянул пользователь Plavalaguna.
«Каждый раз смешно читать про экономию… Особенно когда видишь целые стаи доставщиков, которые непрерывно развозят готовую еду по квартирам и домам… Готовая еда ровно в пять раз дороже, чем если приготовить самому, — подсчитал пользователь Waterfall. — Это уже с учетом времени на готовку, ресурсов на готовку и поездки на затарку в магазин. Я до сих пор в шоке, когда вижу людей, покупающих готовую варёную картошку в магазине по 30 рублей за 100 грамм. 50 рублей стоит целый килограмм картохи».
Впрочем, подходит это действительно не всем. «Лично мое время, например, имеет такую цену, что готовая еда в несколько раз дешевле, чем „приготовить самому“, — вступил в полемику другой комментатор. — А я трачу его на комменты на „Фонтанке“, такая вот ирония».
Жесткие дискаунтеры
Пожалуй, по количеству комментариев это самый популярный вариант экономии. Петербуржцы признаются, что сменили магазины крупных торговых сетей, пусть даже среднего ценового сегмента, на так называемые жесткие дискаунтеры. Среди них выделяют «Светофор» (который в этом году подвергся массовым проверкам), «Семишагов» («не такой дешёвый теперь», по версии читателей «Фонтанки»), «Сезон» и «Технолог».
«Не палите контору, самим не хватит», — призывал один анонимный гость.
«Ты бы ещё „антиНародный“ вспомнил», — иронизировал другой.
И совершенно зря. Магазин «Народный» — настоящая скрепа и капсула времени. Где вы еще в рознице увидите такие цены: 9,99 руб. за килограмм картофеля, столько же — за кило свеклы и белокочанной капусты, 29,99 руб./кг за репчатый лук, 25,99 — за морковь немытую, 39,99 — за мытую. «Все умрут, а я останусь», — как бы говорит универсам потребителю.
Процитировать комментарии без упоминания лидеров рынка продуктового ретейла в не самом лучшем свете не представляется возможным, но у дискаунтеров «все дешевле»: яйца, молоко, чай, вода, картофель, гречка, консервы, шоколад (рублей так на 120, а это по итогам месяца, извините, — сумма!), бытовая химия. За фруктами и овощами экономные читатели также советуют отправляться на Сенной рынок (или другой — по вкусу и расположению). С мясом сложнее, но рынки и небольшие лавки у дома с проверенным продавцом — тоже вариант.
«Бывает много товара со скидками, где сроки поджимают, но не критично. Разница с [одной популярной сетью гипермаркетов] или [другой] — до 50%. А на Сенном рынке, например, апельсины — 35 рублей за килограмм. В [магазине сегментом выше] — 150–160 рублей», — поделился наблюдениями аноним.
«Ну и никаких покупных ватрушек. Хочется сладкого — чешу на кухню, делать», — добавляет другой.
Ловцы скидок и дешевых книг
Эффект дешевизны всего и вся в дискаунтерах как раз достигается за счет скидок. Оборотная сторона — не самое лучшее качество товара или истекающий срок годности.
«Я покупаю все по скидке. Жду, пока скидку на еду сделают побольше, и покупаю. Поэтому ем много еды, у которой скоро кончится срок годности», — признался один из читателей. В один ряд с продуктами он поставил книги, которые за последнее время тоже подорожали. Найти дешевые можно в ДК имени Крупской, делится наводкой петербуржец. Другие комментаторы также посоветовали букинистические лавки и электронные версии книг.
Если же цифра уже слишком глубоко проникла в вашу жизнь, наверняка вам известен такой вариант охоты за выгодными предложениями: добавить желаемый товар в «корзину» онлайн-магазина или маркетплейса и наблюдать за ценой. Одна из крупнейших российских цифровых платформ раньше даже показывала график изменения цены. Пользователь мог посмотреть, покупает он «на лоях» или «на хаях». В последнее время такая услуга стала недоступна.
Также есть проект под названием «Едадил». Он агрегирует скидки, кешбэки и купоны, которые предоставляют различные магазины, включая специализированные — аптеки, косметические и детские товары.
«Если мне что-то было надо, например, подгузники или детское питание, — а оно, конечно, стоило как крыло от „Боинга“, — я искала [в приложении], где, в каком месте, в каком магазине проходит эта акция, приезжала и покупала сразу коробок пять с лишним. Так же было и с подгузниками», — говорит петербурженка Ирина, которая растит малыша в одиночку.
Она отмечает, что и сейчас пользуется сервисом, но, например, запасаться сильно впрок продуктами в ее случае бессмысленно, потому что место в холодильнике ограничено.
Планирование бюджета и банковские кешбэки
Ирина говорит, что главный способ экономии для нее — это планирование бюджета. Она примерно знает, какую зарплату получит в следующем месяце, и вычитает из нее обязательные траты — на ребенка, коммуналку, ремонт и обслуживание машины, медицину и так далее.
«Я понимаю, какие у меня в следующем месяце будут большие затраты, а дальше я экономлю отчасти за счет банковского кешбэка. При очень хорошем раскладе у меня получалось где-то до 7,5 тысячи рублей в месяц. Я знала, что мне нужно, ждала, когда будет какая-нибудь акция. Как только она случилась, я быстро иду покупать то, что мне надо. Однажды я так очень удачно обзавелась бытовой техникой», — рассказывает она.
У разных банков разные программы кешбэка. Не для всех из них это сильная сторона, но некоторые делают ставку в борьбе за клиента именно на это. Так, например, банк, в котором обслуживается петербурженка, позволяет клиенту заранее спланировать, кешбэк на какие категории товаров он хочет получить, а при выполнении каких-то дополнительных условий (как вариант — в течение месяца держать 50 тыс. рублей на счету) дает возможность увеличить количество доступных категорий. Под них удобно подгонять крупные, несрочные покупки.
По такому же принципу некоторые магазины дают клиенту возможность выбирать, за какой именно товар или категории товаров он хочет получать скидки. Если добавить к этому еще и другие акции от банков (зарплатные проекты, топливные карты, партнерства с заправками), в месяц набегает не такая уж маленькая сумма. По словам Ирины, в среднем ей удается сэкономить по 2,5–3 тысячи в месяц. Кажется, что это небольшая сумма — на один поход в магазин, — но в масштабе года это от 30 до 36 тысяч рублей. А если положить эту сумму на вклад, да еще и под промоставку…
Еще один лайфхак от читательницы: откладывать каждую неделю по 100 рублей. По итогам года в спокойном темпе можно накопить 5 200 рублей. Это будет приятным бонусом, как найти забытую купюру в зимней куртке.
На маркетплейсах даже продаются специальные копилки на месяц, год и другие периоды, где указано, сколько и в какой день нужно отложить. Суммы разные: чтобы за год накопить 100 тысяч, нужно откладывать от 50 до 500 рублей каждый день, чтобы накопить миллион — от 1000 до 5000 рублей. Главное — грамотно соотносить финансовую цель со своим доходом и реалистично оценивать свою дисциплинированность.
Лучше дома посмотрим
Еще один анонимный читатель рассказал, что живет в частном доме. Его семья ведет собственное хозяйство: содержит коз, гусей и кур, а также ухаживает за огородом. Из мяса делают заготовки и замораживают, в погребе держат банки с домашними разносолами.
«Даже если закроются все магазины в радиусе 30 км, мы спокойно проживем два-три месяца исключительно на том, что есть в доме», — похвалился он или она. Пол автора не вычислить по местоимениям, но, судя по характеру комментария, его писал глава семьи. Традиционно такую роль берет на себя мужчина.
«Далее — экономим на развлечениях. Не вижу смысла ходить на концерты с билетом за 5–7 тысяч рублей, когда все можно найти в Интернете. Не питаемся фастфудом — и деньги целее, и здоровье крепче», — добавил он.
Среди способов экономить на транспортных расходах попался один законный: «Я в отпуск ездил на электричках с кучей пересадок. Так дешевле, чем на поезде, но ехать дольше и некомфортнее». Поездки «зайцами» и саботаж оплаты коммунальных услуг всерьез не рассматриваем.
«Мы не экономим, мы больше зарабатываем»
Обнаружились в комментариях на «Фонтанке» и люди, которые, «взломав» эту жизнь, выступили против экономии и самоограничений. Логика простая: чем меньше экономишь, тем больше стимула развиваться и зарабатывать, объяснил читатель Вадим. «Мы не экономим, мы больше зарабатываем», — похвастался его единомышленник.
Второй неоспоримый аргумент «партии транжир» против «партии скряг» (это мы любя) звучит так: деньги надо тратить, потому что в гроб их с собой не заберешь.
«А то накопите миллионов, станете старыми идиотами, и эти миллионы у вас мошенники заберут», — пугает комментаторов другая читательница — Ирина.















