Город Самая умная остановка. Как в тихом углу Петербурга притаился осколок империи

Самая умная остановка. Как в тихом углу Петербурга притаился осколок империи

22 440

Самая умная остановка. Как в тихом углу Петербурга притаился осколок империи | Источник: «Яндекс.Карты»Самая умная остановка. Как в тихом углу Петербурга притаился осколок империи | Источник: «Яндекс.Карты»
Источник:

«Яндекс.Карты»

Зеленая автобусная остановка из гофрированного листа: лавка из нескольких досок, крыша белого цвета, урна. Это история о том, как в тишине пережить несколько поколений и получить статус экспоната.

Остановка, о которой идет речь, находится на Лапинском проспекте у Пискаревского молочного завода. Географически — не медвежий угол, практически сердце Красногвардейского района. Но ездит сюда только автобус № 131 от станции метро «Ладожская», интервал большой, место тихое.

Источник: «Яндекс.Карты»Источник: «Яндекс.Карты»
Источник:

«Яндекс.Карты»

Если показать фото этой остановки людям среднего возраста, они просто пожмут плечами. Слишком много времени они провели под такими крышами, дожидаясь своего автобуса во время оно. Однако, по данным «Фонтанки», сейчас это уже фактически эксклюзив: последний остановочный павильон такого типа в городе.

В «Пассажиравтотрансе» «Фонтанке» подтвердили: «Изначально это одна из множества остановок, которые были поставлены в Ленинграде в конце 1970-х годов, — рассказали в пресс-службе предприятия. — Они стояли много лет, использовались практически повсеместно. Но сейчас и правда сохранилась одна, та самая, у Пискаревского завода».

В свое время на архитектуру советских остановок возникла стихийная мода. Но речь именно об уникальных образцах, которые раскиданы по разным регионам России и бывшим республикам СССР: в степях Киргизии и Казахстана, на шоссе в Абхазии, Армении, Эстонии и т. д. Альбом в двух томах опубликовал фотограф из Канады Кристофер Хервиг, который проехал для этого несколько десятков тысяч километров.

Вряд ли он стал бы тратить пленку на остановку у Пискаревского молокозавода, здесь раритет другого характера.

«С тех пор, как была установлена эта серия, сменилось как минимум три поколения остановок, — говорят в пресс-службе „Пассажиравтотранса“. — Они понемногу исчезали с улиц и фактически пропали где-то в середине нулевых. Но, как видите, не до конца. Поэтому оставшийся павильон, безусловно, заслуживает того, чтобы быть сохраненным для истории».

Облик автобусных остановок наряду с АЗС, СТОА и прочими малыми формами автотранспортной инфраструктуры города всегда находилcя в зоне ответственности архитекторов, напоминают в предприятии. Начиная со второй половины 1940-х годов этими вопросами занималась Мастерская № 12 (позднее сменившая номер на 8-й) Ленпроекта (с 1976-го — ЛенНИИпроекта) под руководством Э. М. Хевелева, а затем О. Б. Голынкина.

«В её недрах были разработаны проекты всех ленинградских автобусных и таксомоторных парков, ведомственных парковок, авторемонтных заводов и пр., — рассказывают в ПАТ. — Доподлинно известно, что на счету сотрудников этой мастерской серия павильонов, возведённых в 1960–1970-х годах на конечных станциях автобуса, например в Уткиной заводи, на Пискарёвке и в Петергофе. Стремительное упрощение форм и материалов, а также тиражирование привели к началу 1980-х годов к обесцениванию многих проектов и задумок. Автобусные павильоны стали проще и недолговечнее».

Вывод — сохранять то, что осталось. Под этим, очевидно, имеется в виду экспозиция центра истории автотранспорта Ленинграда СПб ГУП «Пассажиравтотранс», где собрана раритетная техника.

Судя по последним реляциям Смольного, долголетие этой остановки и правда случай уникальный. Например, летом чиновники отчитывались о замене остановочного павильона на Курортном шоссе. «Ранее здесь находилась устаревшая модель, простоявшая с 2015 года, — писали на сайте правительства. — За этот долгий период она и морально, и технически уже устарела. Ее не пощадили ни время, ни люди». Видимо, у молокозавода и люди поспокойнее, и время медленнее течет.

Тот релиз был приурочен к началу программы по обновлению павильонов общественного транспорта: комблаг обещал до конца осени установить 550 штук. «Фонтанка» рассказывала, к чему пришла смена поколений остановочных павильонов в Петербурге. В этом году уже разыграли несколько контрактов на их поставку и монтаж более чем на 200 млн рублей. При этом в техзадании значится не одна модель, а пять видов: «Закрытый», «Облегчённый», «Облегчённый-1300», «Стандарт» и «Стандарт-облегчённый».

+1

Различаются эти модели «монументальностью»: наличием или отсутствием боковых стенок, их конструкцией и сопряженностью с кровлей. Судя по опросам, большинству читателей «Фонтанки» эта вариативность не нужна. В голосовании стабильно побеждает «закрытый» тип: самый тяжелый и герметичный. И самый дорогой: в расчете начальной максимальной цены указали его стоимость в 666 тысяч рублей. Скажем, «стандарт», у которого боковые стенки поменьше и не соединены с крышей, стоит 647 тысяч.

Одно время город собирался запускать сеть «умных остановок», пилот разместили на Невском проспекте у «Гостиного двора». Однако на тот момент специфические технические условия для такого павильона вступили в клинч с правилами конкурсов, которые объявлял комитет по печати, курирующий остановки с рекламными носителями. Погасли и энергоавтономные табло, которые на остановках монтировала компания «Синэртэк».

Сейчас в техзадании на новые павильоны прописывают: «Конструктив должен быть подготовлен для установки дополнительного оборудования концепции „Умный город“, такого как: камеры видеонаблюдения, табло информационное (светодиодное), система подсветки в темное время суток, USB-зарядки, Wi-Fi — маршрутизатор, световой короб (сити-лайт), системы „Говорящий город“ и других элементов. Предусмотрена установка лайтбокса как вместо бокового стекла, так и вместо заднего».

Но самая умная остановка — та, что пережила все остальные.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE41
Смех
TYPE_HAPPY8
Удивление
TYPE_SURPRISED4
Гнев
TYPE_ANGRY2
Печаль
TYPE_SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
78
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5