Афиша Plus Кино Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»

Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире»

19 721
Кураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире» | Источник: message2man.comКураторы «Послания к человеку» рассказали, как изменилось кино «в расколотом мире» | Источник: message2man.com
Источник:

message2man.com

Команда 35-го Международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» 17 октября рассказала, как изменились фильмы. Тенденции в мировом и отечественном кино отборщики и кураторы выделили, отсмотрев присланные на фестиваль работы. Всего в 2025 году поступило более 2900 заявок из 95 стран, 83 из них покажут в конкурсных программах и 96 во внеконкурсных.

Программный директор смотра, куратор программы «Новые голоса» Михаил Ратгауз сделал два наблюдения.

«Первое — даже не новая тенденция, это просто лавина, наплыв, цунами: фильмы, которые режиссеры делают про свои семьи — про своих пап, мам, родню (гораздо реже, кстати, про свою девушку или парня)», — заметил он.

Среди причин Ратгауз видит, во-первых, «демократизацию камеры» (кино стало дешевым и очень простым), а во-вторых, — потребность молодых режиссеров «укорениться»: на его взгляд, последние десять лет XX века и первые десять лет XXI века «были про раскоренение».

Еще одна тенденция — сюжетная.

«Появился новый паттерн, даже герой или героиня: это молодой человек, который стоит в лесу или на берегу водоема и записывает на оборудование звуки — пение птиц или, например, звук леса. Это реально настолько часто повторяется, что уже успело за пару лет стать штампом», — поделился наблюдениями отборщик.

Он обратил внимание, что обе названные им тенденции могут иметь сходную природу: «Сейчас очень в расколотом и, как говорят, „мире в огне“, люди уходят к каким-то очень простым, базовым вещам — например, к природе».

Председатель отборочной комиссии Международного конкурса Василий Степанов заметил, что еще больше стало фильмов, которые размышляют, «что готовит людям новый век искусственного интеллекта и как с ним вообще взаимодействовать». В этом контексте, предположил отборщик, упомянутые его коллегой фильмы, в которых люди записывают что-то реальное, как крики настоящей птицы, — искусственному интеллекту противостоят: ведь тот позволяет сымитировать эти звуки, не выходя из комнаты.

«Поэтому, с одной стороны, искусственный интеллект, с другой — повышенные требования к реальности и достоверности, — подытожил Степанов. — С третьей стороны, есть внимание к себе, но и, на противоходе, есть желание все-таки вглядеться в других людей, которые от тебя отличаются и живут по-другому».

Куратор Национального конкурса Алена Солнцева отметила, что в этом году на фестивале очень много дебютантов молодых режиссеров.

«Связано, это, мне кажется, прежде всего, с особенностями кинопроцесса — с тем финансированием и с теми заказами общества, которые сегодня есть, — объяснила она. — „Послание к человеку“ — до сих пор фестиваль авторского кино, но с художественными задачами. Так получается, что эти художественные задачи имеют возможность решать в основном молодые люди, которые защищают дипломы, заканчивают обучение, делают свои первые фильмы, причем часто на свои собственные деньги, собственными усилиями. Это, конечно, ограничивает их бюджетные возможности, но дает им некоторую свободу творчества. А так называемые „взрослые“ кинематографисты у нас сегодня снимают форматное кино, либо вообще уходят в документалистику, либо снимают заказные фильмы, посвященные каким-то конкретным темам».

Она предположила, что в будущем фестивалю придется переформатировать национальный конкурс в фестиваль студенческого кино или менять концепцию.

Еще одна тенденция: фильмы, которые снимались десять лет и более, поскольку исследуемые темы и процессы требовали от режиссеров длительного наблюдения. Но это, на взгляд Солнцевой, связано не с поколенческими причинами, а с производственным процессом.

Внутренний сюжет программ на фестивале формировала сама его команда, выделяя тенденцию из всего многообразия лент.

«В этом году внутренний сюжет посвящен не только давнему тренду „я и семья“, „я и котик“, „я и родители“, „я и травма“ — то есть не взгляду молодого человека внутрь себя, а взгляду на мир вовне, — объяснила куратор. — Поэтому в нашей программе много фильмов, которые рассказывают о других людях, о людях иногда странных, особенных, индивидуальных, людях, может быть, маргинальных. Людях, которые выбирают свой особый путь благодаря своим особенностям или своим целям, или у них так судьба сложилась».

Наконец, куратор Конкурса экспериментальных фильмов In Silico Михаил Железников рассказал, что изменения фильмов его направления связаны в первую очередь с изменением технологий.

«Гораздо больше появляется фильмов, которые работают с новыми медиа, с материалами соцсетей, YouTube; сейчас, конечно, еще искусственный интеллект начал активно в нашей программе участвовать». При этом новые технологии вызывают интерес к старым: например, одна из участниц фестиваля использовала эффекты, имитирующие пленочную картинку, и перенесла на настоящую кинопленку. И хотя кто-то называет подобный ироничный подход постмодернизмом, по мнению Железникова, мы как раз напротив, «возвращаемся к модерну, застенчиво маскирующемуся под постмодернизм».

Напомним, «Послание к человеку» проходит в Петербурге с 17 по 25 октября. Фестивалю уже 35 лет, и по поводу круглой даты в 2025 году он включает не только кинопоказы, но и обширную параллельную программу. В нее войдет цикл лекций и экскурсионных прогулок об ар-деко, творческие встречи именитых режиссеров, историософские круглые столы, мастер-классы и даже танцевальный спектакль.

Показы проходят на тех площадках в центре города, которые регулярно вводят в афиши авторское и фестивальное кино: «Аврора», «Дом Кино», «Родина», киноцентр «Ленфильм», «Великан парк». Встречи, лекции и внеконкурсные показы пройдут в образовательном пространстве Doctrina et Nobiles, в книжном «Порядок слов», «Сообществе», «Доме Радио», Cinema Michele.

«Фонтанка» рассказывала, на какие фильмы стоит обратить особое внимание, а также о том, что на «Левашовском хлебозаводе» впервые будет работать «Небесный кинотеатр».

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE1
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5