
Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
«Фонтанка» последний раз заглядывала в этот зал, когда его почти полностью еще занимали строительные леса — реставраторы подновляли роспись потолков, витражи еще были в мастерских за городом, как и орган, а копия картины Рубенса — разложена на столе у реставраторов на Васильевском.
И вот совсем иная картина: шесть рядов прозрачных кресел визуально не разбивают большое пространство бывшей англиканской церкви. К оркестру, одетому в свободной форме (это же всего лишь репетиция!), выходит безупречно элегантный Фабио Мастранджело, одетый как на настоящий концерт. Выходит быстро, без аплодисментов, объявлений — и тут же без разговоров начинает: первым «номером» гала-концерта — увертюра Верди к опере «Луиза Миллер». Остановка — замечание, рекомендации. Дирижер напевает — и акустика зала так комплиментарно подает его голос, что кажется, он и сам прекрасно споет за любого солиста.

И все же певцы по одному выходят. Сначала Елизавета Михайлова с речитативом и ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Драматичный голос наполняет зал, но маэстро останавливает певицу и оркестр, обращаясь в зал: есть ли в нем певцы? Услышав утвердительный ответ, напоминает: когда в партитуре стоит фермата и в зале звучит тишина, певцу нужно посмотреть на дирижёра, чтобы вместе начать.
«Дамы и господа, Вероника Джиоева!» — объявляет дирижер следующую выступающую. Заслуженная артистка России — председатель конкурса. Мы возвращаемся в атмосферу Верди — звучит ария Леоноры из оперы «Сила судьбы». И тут уже становится страшно за витражи — такова сила ее голоса.
Со стороны набережной свет проходит через витражи с изображениями святых. Еще два витража расположены у зрительского входа — их отличают надписи внизу: на одном — что это окно было установлено в год юбилея ее величества королевы британской Виктории членом британской фабрики Александром Феликсом Кларком, эсквайром. На другом, изображающем женщину с детьми, — что окно было установлено Чарльзом Вудбином Пэришем в память о его жене Франсес Монтгомери Пэриш, которая часто искала божьего благословления в этой церкви с 1879-го по 1889 год и умерла в Лондоне 22 января 1889 года в возрасте 34 лет.






Тем временем на сцену выходят практически все финалисты — всего их 10 человек, причем 8 из них — мужчины (вторая финалистка, кроме уже упомянутой Елизаветы Михайловой, — еще одна солистка Музыкального театра имени Федора Шаляпина, Анна Викулина).
Интересно, что, когда члены жюри только начали слушать всех конкурсантов на первом туре в этом зале на Английской набережной, они даже растерялись: трудно выбирать лучших, когда в такой акустике каждый звучит как солист Ла Скала.
Еще одна любопытная деталь: к сожалению, хоть конкурс и назван именем Федора Шаляпина, как раз ни один бас до финала не дошел. Но в гала-концерте партию шаляпинского диапазона исполнит один из членов жюри — Алексей Тихомиров.
Кроме него, Вероники Джиоевой и Фабио Мастранджело конкурс судят художественный руководитель «Сириуса» Ханс-Йоахим Фрай, продюсер Марио Дради, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян, а также директор и художественный руководитель Королевского оперного театра Маската (Оман).
В том числе, и выступление в этой жаркой стране станет одной из наград для лауреатов (среди других спецпризов — участие в фестивале «Опера — всем», выступления с оркестром Фабио Мастранджело, сольный концерт в Культурном центре Елены Образцовой, участие в концерте в концертном центре «Сириус» и участие в традиционном ежегодном концерте в Ротонде Мариинского дворца).
Когда откроют концертный зал на Английской набережной?
Улучив минутку, «Фонтанка» задала пару вопросов руководству Музыкального театра имени Федора Шаляпина о том, когда и как в концертный зал на Английской набережной смогут попасть все желающие.
Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра имени Ф. Шаляпина:
— Красивейший зал, для какой музыки он лучше всего подходит?
— Мы давно следим за реконструкцией этого шикарного зала. Несколько месяцев назад, когда уже стало понятно, какая будет красота, но еще не совсем закончили (мы и сейчас еще ждем мебель), с нами был Валерий Абисалович Гергиев, и он был настолько поражен красотой, что сказал: надо сразу придумать что-нибудь, может быть, здесь провести Конкурс Чайковского для духовиков, потому что акустика очень красивая, очень певучая…
А музыка какая будет здесь? Ну, конечно, здесь трудно играть концерты с большим симфоническим оркестром, потому что зал не очень большой. Это единственный минус этого зала, что он не позволяет проводить большие концерты. Оркестр, допустим, моцартовский, бетховенский может здесь играть. Без тромбонов, без многих ударных инструментов.
Поэтому, я думаю, что больше всего здесь будем исполнять музыку раннего Бетховена, почти все, что Моцарт написал, Гайдн, Бах, тем более что у нас есть прекрасный орган, английский орган Brindley and Foster 1877 года.
И даже более новая музыка: допустим, концерт Пуленка для органа со струнным оркестром и литаврами — это тоже наш формат.
Я уже думал, что надо обязательно сыграть все струнные симфонии Мендельсона — он написал 13 таких симфоний. До того, как он стал взрослым и написал 5 симфоний для Большого симфонического оркестра, он написал 13 струнных симфоний. Я их уже представлял в Новосибирске много-много лет назад, когда руководил там камерным ансамблем «Новосибирская камерата», который создал сам Арнольд Михайлович Кац. Думаю, что и для петербургской публики будет интересен такой цикл — может быть, три или четыре концерта. И еще есть интересный скрипичный концерт Мендельсона: помимо известного концерта у него есть еще один концерт, который он писал для скрипки со струнным оркестром. Есть двойной концерт для скрипки и фортепиано со струнным оркестром. Поэтому не только раннего Бетховена, но раннего уже Мендельсона мы можем здесь играть.
Всякие комбинации с органом: то есть голос, труба, гобой — разные ансамбли. Я думаю, что будет очень красиво.
И еще, конечно, хор. Здесь это просто сказка для хоровых ансамблей. У нас есть свои собственные, поэтому мы рассчитываем на то, что это будет почти их дом.
— То есть при том, что это бывшая церковь, с органом, — акустика не гулкая?
— Не сильно. Акустика хорошая, как во всех церквях. Гудит очень сильно, когда мало людей. А когда уже публика сидит (здесь могут быть 200–220–250 слушателей, зависит от концерта), акустика становится просто прекрасной, не сильно гудящей.
Поэтому, да, я думаю, что нас ждет очень интересное новое музыкальное пространство, где мы сможем очень много исполнять того, что не исполняется в Петербурге, особенно в больших залах — ибо что филармония будет делать со струнными симфониями, когда у них есть 110 человек в коллективе? Конечно, для них приоритеты — это большие произведения. Так же для Мариинского театра. Конечно, у Мариинского театра тоже есть камерные залы. Но это для нас будет специализированный зал.
Юлия Стрижак, директор Музыкального театра имени Ф. Шаляпина:
— Когда вы планируете торжественное открытие?
— Мы планируем провести первое публичное мероприятие 5 декабря, это будет торжественное открытие зала. Мы еще не готовы раскрыть программу, но мы хотим показать все силы нашего театра. Конечно, будет наш симфонический оркестр под управлением Фабио Мастранджело, будет хор, будут солисты, будут хореографические номера. Мы думаем, что прозвучит орган, которым мы хвастаемся, что это единственный английский орган в России.
Ну и, конечно, будет театрализованное действие. То есть мы хотим показать и снаружи здание, и внутри и провести экскурсию уже в сопровождении артистов.
Мы долго готовились к этому событию: мы это здание получили в 2016 году. Я, конечно, думала, что получится быстрее, но все заняло почти 9 лет. Сначала здание было передано с тремя квартирами, о чем я не знала. Пока их расселяли, пока оформляли землю, пока сделали проект, проходили экспертизу, получили финансирование…
Работы провели в кратчайшие сроки. Наша форма работы называется «сохранение объекта культурного наследия». Мы действительно сохраняем этот объект: в той части, где теперь гримерки, например, не было даже перекрытия между первым и вторым этажами. А такая конструкция, которая стоит без перекрытия, конечно, могла схлопнуться, и мы могли потерять такой уникальный памятник.
Все лучшие помещения отданы публике и артистам. Это не такое большое здание, всего 2 000 квадратных метров, И, конечно, основное «тело» здания занимает бывший церковный зал — удивительной красоты! Правда, шкатулка! Здесь так много росписи, мозаика, прекрасные английские витражи, орган, копия Рубенса «Снятие с креста».
— Когда концерты на этой площадке станут постоянными?
— Сразу после открытия начнутся уже концерты. 14 декабря мы хотим сделать инаугурацию органа, будет органный день, разные органисты будут сменять друг друга. И кое-какие концерты уже планируем провести в этом году, но, в принципе, со следующего года он полноценно заработает.
— Зал будет каждый вечер открыт?
— В Петербурге не так много концертных площадок, как кажется, а у нас очень много коллективов, которые не имеют своей площадки, — оркестры, хоровые коллективы и разные ансамбли. Но нам хочется, чтобы был уровень: наше это мероприятие или партнёрское — но чтобы обязательно оно было высокого качества. Сейчас к нам поступают запросы: хотят выступать музыканты из Петербурга, из Москвы, бывают разные фестивали. Так что не только нашими силами мы будем наполнять этот зал, конечно, все флаги будут в гости к нам.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».



















