
Отстраненный ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (ГУП) Александр Запесоцкий заявил, что не уедет из России несмотря на возможное уголовное преследование. Он пояснил, что чувствует ответственность перед студентами и сотрудниками вуза.
Как рассказал экс-ректор 14 октября на встрече с журналистами в офисе Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака, ему известно, что сейчас обсуждается вопрос о возбуждении в отношении него уголовного дела. Если оно действительно появится, он заявил, что не пойдет на сделку со следствием и не возьмет на себя «несовершенных безобразий». До этого профессор говорил, что ему намекнули на уголовное преследование, если он дальше продолжит говорить об иске Генпрокуратуры против ГУПа и его учредителя, Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Запесоцкий подчеркивал, что за последние дни отменил две поездки за рубеж — на лечение и на каникулы с близкими, — чтобы про него не сказали, что он «такой же, как все прочие жулики» и «бежит за границу».
«Меня это (возможность уголовного преследования. — При. ред.) не радует, безусловно, но я хочу, чтобы студенты, которым я подписывал диплом, студенты, которые у нас учились, и коллектив вуза знали мне настоящую цену. Иначе они будут думать, что я демагог, который всё время врал, а сам жил совершенно по другим законам», — ответил он на вопрос «Фонтанки» о том, почему несмотря на риски он продолжает высказываться.
По словам Запесоцкого, он мог бы уехать из страны еще в 90-е годы, но после развала Советского Союза у него было ощущение, что Родина — это больная мать, которую нельзя бросить. Этот образ он почерпнул у петербургского филолога, культуролога и искусствоведа Дмитрия Лихачева.
«Если бы для меня деньги были главным в жизни, то я бы вообще университетом не занимался. Для меня есть вещи более важные. Одна из этих вещей — жить в России. <…> Я бы нигде не мог жить, кроме России. Для меня величайшее несчастье было бы оказаться вот где-то там», — сказал Запесоцкий и добавил, что не имеет в виду поездки за границу на отдых или по работе. Выезд из страны ему не закрывали.
Что касается стратегии защиты при потенциальном уголовном деле, член-корреспондент РАН сообщил прессе, что собирается говорить правду и делать это в присутствии своего адвоката. «Чтобы меня не дурили, — отметил он, — потому я не профессиональный уголовник, у меня другая профессия совсем». На сленге так называют юристов, которые специализируются на уголовной практике.
Помимо этого, отстраненный от управления университетом ректор прокомментировал обвинения прокуратуры, о которых накануне со ссылкой на материалы дела написала газета «Коммерсант». По данным надзорного органа и ФНС, Запесоцкий незаконно обогащался за счет вуза — в частности, 21,5 миллиона рублей были потрачены на аренду элитного коттеджа в Лисьем Носу, охрану особняка и квартиры в 2023–2024 годах. Еще 74 миллиона рублей ушли на семейные путешествия во Францию, Монако и Италию с 2023 по 2025 год.
На пресс-конференции Запесоцкий еще раз опроверг эти обвинения. По его словам, коттедж в Лисьем Носу находится в непригодном состоянии, особняка у него нет, как нет и бизнес-активности в Монако. Есть комната на 20 квадратных метров в предгорье Альп и дача в Эстонии, куда ему неприятно ездить из-за русофобии в стране.
Он признал, что действительно оплачивал товары и услуги с расчетного счета университета, но заверил, что возвращал деньги в кассу. Расходы шли, в частности, на железнодорожные и авиабилеты. Поездки бизнес-классом 71-летний Запесоцкий объяснил тем, что он пожилой человек и ему нужны особые условия для работы, а учредители вуза против этого не возражают. Представительские расходы университета, по его словам, не выходят за пределы допустимой законом нормы и составляют 1,6% от фонда оплаты труда.
Также он впервые прокомментировал национализацию Дворца труда. С его точки зрения, это было возмутительно. «Оказалось, что Ленин был плохой юрист. Не сумел написать правильный декрет о передаче дворца профсоюзам», — сыронизировал он.
Дворец передали в оперативное управление Дому музыки Сергея Ролдугина и Петербургской консерватории. Запесоцкий отметил, что в здание въехали «хорошие люди», но предположил, что государство могло бы само построить им новую площадку: «Забрать дворец у профсоюзов — это позор».
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на прошлой неделе рассмотрел иск об истребовании из незаконного владения имущества ФНПР и ГУПа, включая учебный корпус и общежитие для студентов на улице Фучика. По итогам разбирательства суд национализировал объекты негосударственного университета, а также удовлетворил заявление прокуратуры о немедленном исполнении решения. Подробнее о деле читайте здесь.
По данным Росреестра, права собственности РФ на здания пока не зарегистрированы.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.













