
У аэропорта Пулково появились особые регламенты после майского коллапса, когда он вынужден был принять как запасной 109 дополнительных рейсов из-за закрытия неба в Москве. Сам Пулково сталкивался с закрытием неба из-за БПЛА 15 раз за восемь месяцев 2025-го. Об этом 11 октября рассказал операционный директор Пулково Павел Кушниренко.
«Мы столкнулись этом году, перед майскими праздниками, с закрытием аэропортов московского авиационного узла. 109 самолетов прибыли на аэропорт Пулково как на запасной. Это беспрецедентная история в истории гражданской авиации, когда столь масштабное количество самолетов прибывает. После этого события было принято решение совместно с Министерством транспорта разработать операционный транспортный мастер-план по работе служб аэропорта и городских служб в условиях повышенной нагрузки», — рассказал Кушниренко в подкасте от пресс-службы Пулково.
Он отметил, что сложность заключалась не только в экстремальном количестве пассажиров в аэропорту, но и в беспрецедентно высокой нагрузке на пространство для самолетов. В Пулково около 100 стоянок, 70–75 из них в постоянном режиме заняты самолётами, которые обеспечивают плановые перелеты. Так было и в ситуации, когда сюда дополнительно направили 109 самолетов как на запасную площадку.
«Эта ситуация была из ряда вон выходящая, ни один аэропорт с таким не сталкивался. Необходимо было в кратчайшие сроки предпринимать действия, чтобы обеспечить запасным аэродромом все эти воздушные суда, определить их расстановку и обслуживание таким образом, чтобы это было безопасно, своевременно. А ситуация развивалась очень стремительно», — сказал Кушниренко.
В результате для полетов оставили одну взлетно-посадочную полосу, а вторую использовали для расстановки самолетов.
Как отметил Кушниренко, аэропорт никогда заранее не знает о закрытии неба и поэтому не может предугадать коллапс. Так было во всех 15 случаях, когда сам Пулково сталкивался с остановкой перелетов из-за БПЛА (с января по сентябрь 2025-го).
Что изменилось
Чтобы реагировать максимально эффективно, специалисты аэропорта и Минтранса вместе с городским правительством, контрольными органами и РЖД разработали мастер-план. Он регламентирует действия всех служб аэропорта, они расписаны по времени.
Например, создание оперштаба обычно начинают через три часа после начала нестандартной ситуации (закрытия неба, прибытия слишком большого числа самолетов). На место приезжают все отвечающие за работу аэропорта руководители.
К работе с пассажирами привлекают «гибкий персонал». Это в том числе студенты и люди, готовые работать дополнительно на условиях совместительства. Их оснащают специальными жилетками с символикой аэропорта и электронными планшетами, и они занимаются информированием пассажиров, помогают разобраться со статусом рейсов.
Помимо сотрудников аэропорта на место прибывают также представители авиакомпаний, которые тоже должны помогать в решении проблем, обеспечивать питание и условия для сна.
СПРАВКА
Согласно Федеральным авиационным правилам, пассажиры задержанных рейсов имеют право на прохладительные напитки от авиакомпании через 2 часа задержки, на горячее питание — через 4 часа задержки, предоставление гостиницы — через 6 часов в ночное время, через 8 часов в дневное.
Чтобы создать условия для большего числа пассажиров, оборудованы дополнительные пространства. Аэропорт даже закупил, например, походные пенки.
«Закупили больше 1 000 таких ковриков, складные стулья, мягкие сиденья, чтобы люди могли разместиться в терминале в период длительного ожидания», — отметила руководитель пресс-службы Пулково Александра Саблина.
Кроме того, в резерве аэропорта более 2 000 бутылок питьевой воды для бесплатной выдачи пассажирам во время задержки. Для детей закуплены настольные игры. Скоро будет запущена совместная акция с одним из онлайн-кинотеатров: во время задержки можно будет посмотреть кино.
Для семей с детьми и беременных женщин стараются создавать особые условия. Если есть свободные места в бизнес-залах и бизнес-салонах в ситуации сильной задержки — их предоставляют именно им.
С РЖД выработана договоренность, в рамках которой открыта ж/д касса на территории аэропорта. Если авиарейс сильно задерживается или отменен, билет на поезд можно купить там. В ситуациях коллапса запускают дополнительные поезда.
«В аэропорту Пулково можно и арендовать автомобиль. Был запущен новый проект, который называется „Автошаттл“: арендованную в Петербурге машину можно оставить в Москве. Тоже актуально в период закрытого неба», — отмечает Саблина.
В Пулково также напоминают, что во время задержки рейса пассажиры имеют право покидать чистую зону и возвращаться в нее любое количество раз. Получать посадочный талон или регистрироваться заново не нужно. Если рейс отменен, желательно связаться с авиакомпанией или оформить перебронирование самостоятельно, если есть такая услуга в приложении компании. Залы ожидания, если они перегружены, можно покинуть, составив дальнейший план действий.
Как отмечают в Пулково, майский коллапс со 109 дополнительными самолетами повториться не должен. Во время «разбора полетов» с участием Минтранса представители аэропорта разъяснили, какова максимальная пропускная способность аэропорта и сколько самолетов он может обслужить безопасно.
«Фонтанка» показывала, что происходило в Пулково во время коллапса 7–8 мая.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.












