
Вопрос «Как пройти в библиотеку?» сразу подчеркивает интеллектуальный статус человека. Дмитрий Грозный выяснил не только как попасть в главную библиотеку города, но и где там находится столовая.
Передо мной «автомобильный» знак, на котором красной чертой перечеркнуты книги. А для тех, кто не понял, всё объясняет надпись «Не разрешается вносить в столовую печатные издания». Видимо в Российской публичной библиотеке свято почитают принцип, что читать за едой вредно…
Метро «Парк Победы» доживает последние (доремонтные) дни. Как всегда рядом «А не спеть ли мне песню о любви» и люди в «мушкетерских» плащах, на которых написано, что они собирают подписи за предоставление чрезвычайных полномочий, излишне говорить кому. Суета сует заканчивается через дорогу, где Российская национальная библиотека высится, как древнегреческий храм. Нужно, наверное, добавить, что это новое здание, но ведь оно уже 20 лет как новое.
Подтверждая статус храма, перед ним стоят то ли божества, то ли просто скульптуры. Есть девушка в шлеме и с копьем (табличка поясняет, что это «Философия»), есть юноша, плотоядно взирающий на виноградную гроздь (воплощает «Виноделие»). Нужно учитывать, что зодчие по-человечески одели только «Правосудие» и «Религию», на всех остальных либо фиговые листочки, либо сандалии, либо ничего.


Чтобы войти в столь величественное здание, нужно сделать над собой усилие, тем более что сразу вслед за дверью гостей встречает леди в камуфляже и бронежилете. Не пугайтесь! Это как металлическая дверь в профессорскую квартиру, за которой скрываются канделябры, рояль и скрипучий паркет, натертый по старой моде мастикой. Дальше будут только «пожалуйста», «спасибо» и «доброго вечера». Леди, узнав, что вы здесь впервые, указывает на справочное бюро. Чтобы попасть в библиотеку, нужен читательский билет, а чтобы получить читательский билет, необходим паспорт. Анкета, потом спуск к гардеробу — здесь есть «пункт записи», где тебя фотографируют как в визовом центре, — вся процедура вместе с ожиданием отнимает минут 7. И ты получаешь право ходить сюда (на обед или с другими благородными целями) хоть каждый день.

Сразу объясняю про столовую. Ей выделено место и максимально непрестижное, и максимально незаметное. Библиотека вся в мраморе и мозаиках, а путь к еде лежит через белую техническую дверь, расположенную в углу первого этажа. А потом ведь придется спуститься еще ниже — в подвал. У пищи духовной здесь явный приоритет перед пищей обычной.
В Публичке всё большое, и столовая ей под стать. Оказавшись здесь, лишний раз убеждаешься, что библиотеку строили так же долго, как египетские пирамиды. В итоге помещение, спроектированное при Брежневе, обустраивали по моде 1990-х.
Пространству изо всех сил хотели придать хоть какой-то уют — расставили по периметру искусственные цветы, а на входе поставили диван с журнальным столиком (чтобы кто чего не подумал, стену украшает постер «Кофейный уголок»), но подвал есть подвал.



Больше всего здесь поражает тишина, ее так и тянет называть на разные лады: благоговейная, рафинированная, но точнее всего сказать, что здесь тихо, как в читальном зале. Даже телевизор, транслировавший интеллигентскую комедию «Гараж», делал это на пределе слышимости — так что нельзя разобрать ни слова. А еще, конечно, невозможно не обратить внимания на самих едоков. Долго пытался понять, где я видел такие лица, и вспомнил — в научном городке, где вырос, всё население состояло из сотрудников лабораторий, преподавателей и примкнувших к ним кандидатов наук. Невозможно поверить, но лишь один человек при мне изредка — как бы чего-то стыдясь — посматривал в телефон, но, во-первых, он пил капучино, а во-вторых, у него была барсетка.
Библиотечное меню соединяет кулинарные эпохи. Эпоху развитого капитализма олицетворяет цезарь с куриной грудкой (165), эпоху развитого социализма — салат из соленых огурцов с луком (71). Ничего дороже 205 рублей в меню нет: столько стоит гуляш из говядины. Комплексных обедов нет, зато сотрудникам РНБ полагается скидка, в зависимости от блюда она колеблется от 4,5 до 4,9%. К примеру, тот же гуляш библиотекарю обойдется на 10 рублей дешевле, чем читателю.


А еще все супы здесь можно заказывать половинками! Также удивительно для нашего «щедрого» времени, что цены здесь не округляют: они заканчиваются и на 1, и на 2, и на 3 и так далее.
Для тех, кто хочет шикануть, имеется витрина с десертами, в которой шоколадный чизкейк (200) соседствует с пирожным манго-маракуйя (260). Для людей попроще предназначен прилавок с выпечкой, в прейскуранте — аж две дюжины позиций (60–90), но в наличии оказался единственный кусок шарлотки (80). Который я немедленно приобрел. В итоге обед обошелся в 532 рубля.


Порцию грибного супа (105) правомерно сравнить с тазиком. Большая тарелка, да еще и до краев! Сейчас зачастую наливают втрое меньше! Наверное, можно брюзжать, что суп мог быть и погуще, но самое главное — в нем чувствовался грибной дух. Главный недостаток — температура сильно ниже нормы. Потом в отдаленной части столовой обнаружилась микроволновка, но таскать суп туда-сюда — так себе занятие. Тем более что в микроволновой печи тарелка разогревается куда быстрее содержимого.

Салат «Огонек» (87) — ноу-хау местных поваров. Под этим названием что только не предлагают, в данном случае это была смесь а-ля оливье, только часть ингредиентов заменили на кукурузу, сладкий перец и лук. Причем последний чувствовался лучше всего. Не возьму на себя смелость рекомендовать повторять мой эксперимент.

Котлета «Московская» (120) была бледна, как петербуржец в первый день по приезде на курорт черноморского побережья. Для меня ее долго разогревали, но она всё равно осталась холодна, почти как каземат Петропавловской крепости. Резюме — это съедобно. Гарнир из кабачков с болгарским перцем и морковкой (95) — куда веселее. Какая бы у вас ни была диета, эти кабачки не будут иметь противопоказаний.

Если ягодный компот (45) был на обычном среднестоловском уровне, то шарлотка заставила цокать языком. Кто-то скажет: маловато яблок, недостаточно пушиста, а больше похожа на кекс. И я с вами соглашусь. Потому что мне больше достанется!

К концу обеда на прилавке возник грушевый пирог (105). Как меня заверили: с пылу с жару. Он станет целью следующего библиотечного чаепития. Кстати, так и не разобрался, сколько здесь стоит чай: в меню перечислены только лимон (5) и сахар порционный (4). Но при мне в столовую неоднократно заходили люди, которые направлялись со своими стаканами к местному бойлеру…
Вне столовой здесь ничуть не менее интересно, чем внутри. Даже для беглого осмотра разбросанных по этажам выставок понадобится несколько часов. В итоге можно приобрести массу полезных и бесполезных знаний. Например, выяснить, что дизайн пылесоса «Сатурн», появившегося после полета Гагарина, копировал ту самую планету. А увидев под стеклом довоенный учебник «История СССР: годы 1796–1856», понять, что как-то по-другому представлял хронологию страны… А просто так покинуть Публичку не удастся! Перед этим нужно обязательно поставить в «Контрольном листке» у библиотекаря штампик «Погашено».



Столовая здесь работает 7 дней в неделю. По рабочим дням — с 10 до 20, а по выходным — с 11 до 18.