
Ночь. Роддом, приемный кабинет. Рядом ни души. 25-летняя Дарья ползает на четвереньках по коридору, а потом в туалете рожает себе в руки. Спойлер — с мамой и ребенком всё хорошо. Почему она решила обратиться в Следственный комитет РФ с заявлением о причинении вреда, разбиралась «Фонтанка».
Мирон родился в рубашке. В плодном пузыре он выпал в руки матери в туалете родильного дома. Его спасло то, что у Дарьи Сенчило это были вторые роды, и она понимала, что происходит. «Раньше бабы в поле рожали», — скажете вы. Вам — можно. Но хорошо ли, когда заместитель главного врача медицинского учреждения говорит пациентке: «Ничего страшного не произошло, родила, как задумано природой». Хотя и природа вряд ли планировала прохождение этого процесса в туалете.
Оговоримся сразу — у «Фонтанки» есть все документы, подтверждающие правдивость этой истории: разноречивые показания персонала больницы, заключение судмедэкспертизы, скриншот переписки с доулой и так далее. Нет только видеозаписи с камер, под которыми ползала рожающая женщина и думала: «Если с нами (с ней и ребенком) что-то случится, они всё запишут». Их отсутствию есть объяснение.
Родила, пока акушерка спала
С ближайшим роддомом № 9 Дарья Сенчило заключила договор на платную услугу — сопровождение доулы в период родов. О том, что начались активные схватки, Дарья сообщила своей доуле уже в машине, когда они с мужем ехали в больницу. На часах было 02:22. Охранник указывает время прибытия пациентки в учреждение — 02:40.
В медицинской карте значится время прибытия 03:45 13 января 2025 года; зафиксированное время рождения мальчика — 03:50; Дарья говорит о том, что всё произошло в 03:40. На самом деле разница невелика, если учесть, что всё время с момента прибытия в роддом — больше часа — девушка оставалась одна. Почему? Это становится понятно из показаний охранника, данных в ходе доследственной проверки в Следственном отделе СК РФ по Московскому району. Он довел пациентку до приемного, разбудил акушерку, сообщил, что ее ждут, и ушел. Акушерка Айтан Джафарова сказала мужчине, что сейчас придет, а сама, по предположению местного стража порядка, «снова провалилась в сон». А пока она спала…
… Дарья чувствовала себя плохо. Испугалась, что стошнит прямо в кабинете, и поползла (по ее предположению, ребенок в это время уже «пошел») в сторону туалета. А там начались потуги. «Понимаю, что обратно не доползу: начинаю кричать, звать на помощь, а во время потуг дыхание будто обрывается, кричать не могу. Дотянулась ногой до двери в кабинку и начала ею стучать о стену, чтобы кто-то услышал», — вспоминает Дарья.
Акушерка Джафарова, вероятно, проснулась. По словам Сенчило, она слышала, как медик кричит: «Где вы? Где вы?». Нашла.
«Я говорю: „Голова ребенка у меня в руках, помогите“. Джафарова убегает. Поймала выпавшего ребенка, а он в пузыре и молчит. Я рвала этот пузырь руками, потом шлепнула его по попе, как это делали акушерки в моих первых родах. И он закричал, — рассказывает „Фонтанке“ Дарья. — Акушерка снова рядом, у меня сильно кружится голова, я протягиваю ей ребенка, говорю: „Возьмите, сейчас упаду“. А она снова от меня убегает. Выхожу с ребенком в руках в коридор. И только там какая-то женщина прикатила каталку, помогла мне и Мирону залезть на нее (мешает пуповина между ног, а на руках ребенок)».
Дарью повезли на отделение «рожать послед».
Трое у каталки, не считая охранника
«Какая-то женщина» — уборщица с высшим образованием, давая свое объяснение в Следственном комитете, будет единственной, кто робко признает, что на каталку Дарью укладывали после появления ребенка на свет. Она сообщила следствию, что выбежала на крик, увидела, что в коридоре стоят три женщины (дежурная акушерка, дежурная акушер-гинеколог с отделения и пациентка). «Акушерка попросила меня помочь уложить женщину на медицинскую каталку. Как мне кажется, к тому моменту, когда я подошла к ним, Джафарова А. А. держала на руках рожденного ребенка».
Когда читаешь объяснения медперсонала, данные ими следователю, понимаешь: договорились плохо.
Охранник стоит на своем и, как указал в рапорте, женщину принял в 02:40 и отвел в приемный кабинет. Все остальные утверждают, что она поступила в 03:45. Дошел до акушерской: «Увидел лежащую на диванчике дежурную акушерку, которую зовут Айтан», разбудил — сообщил, что прибыла пациентка, и пошел спать сам. Проснулся «за 03 часа ночи» от криков и громких разговоров медицинского персонала, которые бегали по холлу. Ему сказали: «ЧП — женщина родила в туалете».
Показания врачей сильно расходились. Дежурная врач акушер-гинеколог с отделения сообщила: после звонка дежурной акушерки Джафаровой («с 03 часов 45 минут по 03 часа 47 минут») спустилась в приемный покой, увидела, что женщину двое сотрудниц укладывают на каталку, голова ребенка «прорезалась, и спустя буквально несколько минут она родила живого доношенного мальчика <…> при этом я руководила процессом рождения ребенка. <…> По какой причине Сенчило Д. В. врет, мне неизвестно».
Дежурный акушер-гинеколог Джафарова А. А. (часть объяснения про сон и обнаружение пациентки в туалете пропускаем) рассказала, что санитарка помогла уложить женщину в момент, когда голова ребенка прорезалась: «Буквально в течение одной минуты женщина родила ребенка, я оказала ей медицинское пособие, приняла ребенка и уложила на грудь матери <…> дежурный врач-гинеколог еще не успела к нам подойти».
Во вранье заподозрили и «Фонтанку». Главный врач роддома № 9 Вячеслав Болотских на просьбу рассказать о том, как женщина родила в туалете одна-одинешенька, ответил: «Ну, в туалете она точно не родила, такого у нас быть не может, конечно. У нас никто не рожает одинешенек. Она родила в присутствии бригады, ребенок здоров, выписана вовремя. Не надо сочинять небылицы».
Доктор Хаус = медэкспертиза: «Все врут»
Противоречивые показания сотрудников роддома судмедэкспертов не обманули. Вывод судебно-медицинской экспертизы: «Помощь Сенчило Д. В. и ребенку Сенчило М. А. сотрудниками СПбГУЗ „Родильный дом № 9“ была оказана с организационным недостатком (отсутствием динамического медицинского наблюдения медицинским персоналом при поступлении роженицы в стационар, роды в помещении туалета), но при этом неблагоприятных последствий для матери и ребенка не наступило».
Детей, рожденных в плодном пузыре, в народе называют «родившимися в рубашке» — везунчиками. А неонатологи и педиатры знают, что эта «рубашка» может стать проблемой со здоровьем из-за удушья, неправильного положения при прохождении по родовым путям. Дарья надеется, что всё обошлось. К счастью, для нее это были вторые роды, и она приблизительно понимала, что надо делать, чтобы спасти своего ребенка.
В том злополучном туалете и в коридоре она, конечно, натерпелась страху. Но когда всё нормализовалось, никакого заявления в Следственный комитет не было бы, не приди к ней за день до выписки заместитель главного врача. Подробный разговор с ней описан в материалах предварительного следствия. «Фонтанке» Дарья рассказала о нем коротко: «Никто передо мной не извинился. Начмед сказала: „Благодари Бога за то, что с тобой всё хорошо, роды прошли, как задумано природой“. Когда я спросила, видела ли она по камерам, как я ползала, она ответила, что видела: „Ты так бодренько ползла, могла бы и до поста охраны
После этого разговора Дарья расплакалась, а муж решил обратиться в правоохранительные органы. Им, органам, начмед отвечала: «Я ни в коем случае не высмеивала произошедшее с женщиной. <…> Cразу же принесла извинения от всего родильного дома <…>». Она сказала следствию, что не могла видеть на камерах, как роженица ползала по коридору в ожидании медперсонала. Потому что — внимание! — «Камеры не осуществляли запись и вели лишь прямую трансляцию <…>. О том, что камеры наружного видеонаблюдения не ведут записи, я узнала позднее со слов технического директора, осуществляющего их обслуживание».
Вообще-то камеры нужны именно для видеозаписи. Ни в одном медицинском учреждении города камер, предназначенных исключительно для трансляции, нет. А если бы были, то при них должен находиться оператор видеонаблюдения, который, увидев ползающую роженицу, должен был как-то реагировать. Впрочем, и таких должностей в медицинских учреждениях не существует.
Той самой камеры в коридоре уже нет. К моменту доследственной проверки в роддоме акушерскую перенесли ближе к посту охраны и камеру направили на нее. И, как сказано в акте внеплановой проверки комитета по здравоохранению по жалобе Сенчило: «Установлено соблюдение Порядка оказания медицинской помощи» <…>. В том числе соблюдены «Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при родах одноплодных, при самопроизвольном родоразрешении (включено: случай с минимальной помощью…)».
P. S. Акушерка Айтан Джафарова, по словам коллег, в роддоме уже не работает.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.