Полвека назад, 19 апреля 1970 года, первая легендарная «копейка» сошла с конвейера, подарив стране мечту о личном автомобиле. Сегодня АВТОВАЗ снова делает ставку на доступность, представив LADA Iskra — машину, которая должна стать новой «народной». В ее создание было инвестировано 37 миллиардов рублей.
День первого автомобиля
Церемонию торжественного запуска серийного производства LADA Iskra устроили прямо в сборочном цехе. Когда на площадку прибыли журналисты, было уже почти не протолкнуться от обилия сотрудников завода и гостей в пиджаках, по всей видимости, чиновников регионального уровня. В первых рядах, поближе к сцене, смонтированной перед конвейером, мелькали даже две скуфьи православных священнослужителей.


По ощущениям людей было как на хорошем ленинском субботнике советских времен. Собственно, и день запуска конвейера Iskra совпал с юбилеем старта серийного производства первого автомобиля тольяттинского завода — легендарной «копейки» ВАЗ-2101, приуроченного 55 лет назад ко дню рождения Владимира Ленина.
Под бодрую музыку невидимый ведущий рассказал, что АВТОВАЗ и сегодня — крупнейший завод в Восточной Европе, и важность его в создании отечественных автомобилей трудно переоценить. Спорить с ним было бы бессмысленно: по итогам мартовских продаж доля LADA на рынке РФ перевалила за 31%.
Достаточно быстро от слов перешли к делу. Снова заиграла музыка, занавес пополз вверх, и, отсвечивая полировкой сверкание фейерверка, на сцену один за другим выехали два новеньких автомобиля.
— Дамы и господа, ваши аплодисменты! Вот они — первые промышленные LADA Iskra, сошедшие с конвейера! — объявил ведущий и тут же предложил поприветствовать юбиляра, «нашу легенду».
Собравшиеся не заставили себя уговаривать — выезжающий следом ВАЗ-2101 «Жигули» встречали рукоплесканием.

Новинки и юбиляр выкатились на сцену под искры фейерверков
От «копейки» до Iskra
Не заметить определенную цикличность развития отечественного автопрома довольно трудно. «Жигуль» появился в СССР на фоне острого дефицита легковых автомобилей. В послевоенные годы, когда все силы были брошены на восстановление тяжелой промышленности и ВПК, выпускавшиеся тогда «Победы», «Москвичи» и «Волги» были труднодоступной роскошью, да и производили их мало, порядка 200–300 тысяч в год. Позволить себе машину могли лишь граждане «со статусом» — выдающиеся деятели науки, искусства и спортсмены международного уровня, а чиновники и партийная номенклатура получали их в служебное пользование или через «распределители».
Запуском Волжского автозавода, которому способствовал итальянский автоконцерн FIAT, предоставивший технологии, проект завода, техподдержку, обучение рабочих и, самое главное, основу «копейки», модель FIAT-124, проблема нехватки машин сразу не решилась. Однако машина перестала быть недостижимой мечтой, а превратилась в потенциально доступное благо, пусть и требующее значительных накоплений и ожидания в очереди.
— «Копейка» изменила представление советских граждан о мобильности, — скажет вечером на концерте, устроенном для заводчан на сцене ледового дворца «Лада-Арена», президент АВТОВАЗА Максим Соколов.

ВАЗ-2101 «копейка»
После ухода в 2022 году западных производителей российский авторынок снова столкнулся с дефицитом, вынудившим переориентироваться на создание собственных моделей и сотрудничество с производителями из дружественных стран. Если в докризисные времена компания (в коллаборации с Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance) фокусировалась в основном на рестайлингах и обновлении популярных моделей и редко выпускала более одной-двух принципиально новых моделей в год, то на текущий 2025-й пообещала в общей сложности 15 новшеств разного масштаба, ориентируясь на внутренние разработки и использование доступных технологий. И уже без участия «недружественных», вероломно покинувших завод партнеров.
«Потрачены серьезные средства»
Результатом такой внутренней разработки и стала LADA Iskra. Платформу создавали для бюджетных автомобилей еще совместно с иностранными партнерами, но после их ухода пришлось полностью ее перестраивать под доступную компонентную базу.
После модернизации она стала технологически независимой, в ней появились более 1000 новых деталей, 400 из которых полностью переработали. Пространство под капотом полностью изменили для установки новых коробок передач — механической и автоматической. Обновили электронику, электрику, ходовую часть, кузовные механизмы, системы безопасности и рулевое управление. Заменили комплектующие на те, что не попадают под санкции, включая новые материалы для покраски.


— На разработку, установку и адаптацию на мощностях АВТОВАЗа были потрачены серьезные средства — 37 миллиардов рублей, — после церемонии поделился с журналистами Максим Соколов.
Дешевле Vesta, но современнее Granta
Автомобиль LADA Iskra будут выпускать в трех различных типах кузова: седан, универсал и кросс-универсал. Покупателям предложат три варианта силовых установок: мотор объемом 1,6 литра мощностью 90 л. с. в паре с 5-ступенчатой «механикой», двигатель 1,6 литра на 106 «лошадей» в сочетании с 6-ступенчатой механической коробкой передач, и 1,6-литровый двигатель той же мощности (106 л. с.), но с автоматической трансмиссией.

Модель будут выпускать в трех кузовах: седан, универсал и кросс-универсал
Новинка, считают в компании, должна занять нишу между бюджетной Granta, построенной на устаревшей платформе (восходящей к ВАЗ-2108/09), и более современной, но и более дорогой Vesta. Автоэксперты, которые с пристрастием уже рассмотрели новинку после ее презентации на ПМЭФ-2024, отметили у нее более жесткую и безопасную платформу с лучшей управляемостью; универсальный кузов с увеличенным клиренсом (в версии Cross) против Granta и более компактные размеры против Vesta; современный вариатор и турбомотор (экономичнее и мощнее атмосферных двигателей Granta и базовых версий Vesta); лучшую, чем у Granta, комплектацию за те же деньги и более современные, чем у Vesta, технологии. В плюс к карме Iskra должна сыграть поддержка мультимедийных систем нового поколения. Если кратко — Iskra это шаг вперед, хотя Vesta пока еще выигрывает дизайном и статусом «флагмана».

Олег Груненков, один из ключевых инженеров завода, рассказывает про три типа двигателей новинки
— Мы четко попали [с Iskra] между двумя разными группами потребителей Granta и Vesta. Даже ценовой разрыв между ними составляет 2–3 сотни между топовыми моделями Granta и самыми базовыми моделями Vesta. Iskra точно попадает в этот сегмент, чем она хороша, — поделился Максим Соколов.
Определенное сходство во внешности обеих моделей (характерные пересекающиеся в форме буквы «Х» линии на передней части)на заводе объясняют «современным прочтением фирменного X-дизайна марки».
— «Лицо» Iskra вполне современное, над ней трудились лучшие мировые дизайнеры. Модель взяла из себя многие черты облика Vesta, это абсолютно самостоятельный, хотя преемственный дизайн, — отметил президент компании и подчеркнул, что экстерьер — вопрос всё же субъективный.
Расценки на новинку он не назвал, но обозначил примерный диапазон — 1,3 миллиона рублей. Точная цена станет известна ближе к старту продаж, который запланирован, по его словам, ко дню рождения АВТОВАЗа — 20 июля.
Объем определит рынок
Изначально планировалось, что Iskra вытеснит Granta и с производства ее снимут. Однако дальнейшую судьбу модели определил покупательский спрос — по итогам марта, например, она продавалась в 1,5 раза лучше, чем Vesta (10,7 тысячи штук против 7,2 тысячи), и отказаться от нее сейчас было бы всё равно что резать курицу, несущую золотые яйца. В итоге решили, что Granta проживет столько, сколько будет востребована рынком.
Текущая рыночная ситуация определит и объем производства Iskra. Заводские мощности позволяют выпускать до 150 тысяч штук ежегодно, но пока это нецелесообразно.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.