Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки

Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки

10 566
Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки | Источник: Александр Чиженок/"Коммерсантъ»Спасают китайские автомобили. Порты Петербурга показали рекордный прирост перевалки | Источник: Александр Чиженок/"Коммерсантъ»
Источник:

Порты Балтийского бассейна нарастили перевалку контейнеров по итогам 2024 года до 1,6 млн TEU, это на треть больше, чем в 2023 году. Перевалка груженых выросла еще заметнее, на 39 %, — все вместе терминалы перегрузили 1,2 млн TEU против 844 тыс. в 2023-м. Однако, несмотря на масштабную перестройку логистических маршрутов в сторону Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, отставание от досанкционного 2021 года все еще ощутимо — до тогдашних показателей совокупного контейнерооборота в 2,04 млн TEU не хватает порядка 400 тыс. единиц, или чуть больше 20 %.

Отставание показателей от досанкционного периода объясняется достаточно вялым внешнеэкономическим грузооборотом, из-за которого страдают преимущественно порты Балтики: экспорт вырос всего на 42 %, до 693,1 тыс. TEU (груженых на 45 %, до 352 тыс. TEU), импорт — на 19,53 %, до 594,4 тыс. TEU (груженых на 22,8 %, до 566,7 тыс.). Для сравнения: в 2020 году за границу отправились 1,19 млн TEU, приехали к нам из-за кордона 1,21 млн, то есть пока еще не хватает примерно половины былого объема.

Лидирующие позиции по перевалке на всей Балтике, как, впрочем, и обычно, занимает Большой порт Санкт-Петербурга. За весь год здесь перегрузили 1,4 млн TEU, или на 31 % больше год к году (989,9 тыс. груженых TEU, +34,6 %). Экспортное направление приросло на 38 %, до 649,7 тыс. TEU (337,8 тыс. груженые, +41,4 %), импорт вырос на 20,1 %, до 551 тыс. TEU (груженые прибавили 23,9 %, до 523,6 тыс. TEU). Увы, в 2021 году примерно с таким же объемом перевалки Большой порт расквитался всего за полгода.

Треть сотни контейнеров, полсотни китайских машин

Энергичнее остальных нарастили объемы перевалки терминалы, куда приезжают автомобили из Китая — «Петролеспорт» и Первый контейнерный терминал, которые входят в стивидорный холдинг «Глобал Портс» (ГК «Дело»).

У первого контейнерооборот вырос почти вдвое, до 316,2 тыс. TEU (231,3 тыс. груженые), при этом более половины составили экспортные двадцатифутовые контейнеры — 136,4 тыс, с приростом в 86,6 % год к году (73,8 тыс. груженых, +57,8 %). Чуть меньше контейнеров, однако с приростом в 94,6 %, отправлено за границу — 116,6 тыс. TEU (из них груженые 109,4 тыс, +105 % год к году).

Не намного, но чуть отстает по абсолютным показателям ПКТ: всего 285,9 тыс. TEU (+155 %), из них экспортных — 140,4 тыс. (+164 %, из них груженых 95 тыс.), и 126,3 тыс. TEU (+114 %) принято из-за границы.

ГК «Дело» перегружает автомобили и в тыловом терминале «Логистический парк „Янино“» в Ленобласти. Всего за 10 месяцев прошлого года ГК «Дело» на трех терминалах перегрузила 45 тысяч автомобилей из Китая в 26 тысячах контейнеров. И хотя данных по году еще нет, зная объемы перевалки за 10 мес., можно предположить, что за весь год речь идет не менее чем о 32 тыс. двадцатифутовых контейнеров с 54,6 тыс. китайских автомобилей в них.

Тем не менее пальма первенства в приеме иномарок принадлежит стивидорам Дальнего Востока. К примеру, через таможню Владивостока за год прошло более 270 тысяч автомобилей из Китая, в порту Корсаков на Сахалине оформили 4,1 тыс. машин из Японии, через пункт пропуска Благовещенск прошло 2,1 тыс. «китайцев», через уссурийскую таможню въехали 17,8 тыс. машин.

Удобрения и фрукты

Динамично приросли терминалы «Моби Дик» и «Терминал Морской рыбный порт». Первый с 2023 года сотрудничает с «НордИмпэкс» и перевозит грузы в районы Крайнего Севера (+159 % год к году, до 39,6 тыс. TEU всего, трехкратный, до 25,6 тыс., прирост груженых и по нулям внешнеэкономический оборот). ТМРП, который после смены собственников летом прошлого года переименовался в «БазисПорт» и расширил номенклатуру принимаемых грузов (к рыбе добавились металлургические, минудобрения, фрукты и контейнеры), прирос на 93 %, до 73 тыс. TEU (+106 % груженые, до 51 тыс.). Экспортный товарооборот прирос на 77 %, до 30 тыс. контейнеров (из них груженых 17 тыс.), импортный прибавил чуть более чем вдвое, до 42,9 тыс. TEU (груженые +125 %, до 33,9 тыс.).

Черные металлы, зерно и калийка

Терминал «Нева-Металл» серьезно инвестировал в расширение технической базы и приобрел на 115,7 млн рублей два погрузчика, ричстакер и грузовик-платформу ГАЗ-А21R32. Расставшись со своим активом в 2022 году, часть грузов «Северсталь», судя по всему, по-прежнему перегружает здесь: как следует из тарифов на услуги, терминал переваливает черные металлы, металлопрокат, стальные трубы, чугун в чушках, калийные удобрения, зерно, семена и шрот (жмых от переработки семян. — Прим. ред.). По году контейнерооборот прибавил 122 %, до 51,5 тыс. TEU (груженые +92 %, до 36,6 тыс.), экспортный вырос на 216 %, до 26,2 тыс. TEU (и половина из него груженый), почти вдвое подтянулся и импорт — до 25,3 тыс. TEU (из них 23 тыс. груженых).

Контейнеров меньше, но вы держитесь

Менее блистательно шли дела у КТСП, «МГС-Терминала» (перегружал бананы из Эквадора в Петербург, а также транзитом в Казахстан и Узбекистан), Терминала Святого Петра и у «Феникса» (перегрузочный комплекс «Бронка»).

У первого контейнерооборот снизился на 9 %, до 510,8 тыс. TEU, экспортное направление просело на 2,39 %, до 257,7 тыс., импортное — на 18 %, до 201,9 тыс.

У «МГС-Терминал» падение на 10 %, до 6,9 тыс. TEU, причем экспорт подрос на 4 % (до 2,3 тыс. двадцатифутовых контейнеров), а импорт сократился на 16 % (до 4,6 тыс. TEU). У его коллеги по цеху Терминала Святого Петра тоже снижение, причем сократился и экспорт (на 2,33 %, до 6,5 тыс. TEU), и импорт (на 10 %, до 12,1 тыс. TEU).

Несмотря на присвоение статуса «стратегического» проекту по строительству в порту нового терминала, в «Бронке» контейнерооборот тоже сократился, причем по части импорта аж на 46 %, до 21,3 тыс. TEU, а вот экспорт, наоборот, несколько подтянулся — на 9 %, до 49,9 тыс. TEU.

Фанера, шпон и снова удобрения

Нельзя не отметить серьезный рывок, который продемонстрировал Усть-Лужский контейнерный терминал (входит в «Глобал Портс», стивидорный холдинг ГК «Дело» в Усть-Луге). Экспортное направление выстрелило на три тысячи процентов: против почти нуля — 197 TEU в 2023 году, стивидоры обработали 6,2 тыс. в 2024-м, ожил и импорт — до 2,3 тыс. TEU со 150.

Успех в Усть-Лугу в середине прошлого года привезло судно NewNew Star китайской морской линии Hainan Yangpu Newnew Shipping Company, груженное фанерой, шпоном и пиломатериалами. К тому же весной терминал начал переваливать минеральные удобрения. Совместно с «Петролеспортом» и Первым контейнерным терминалом за 10 месяцев прошлого года они обработали 3,1 млн тонн, на 39 % больше год к году.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY9
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях