Сфера девелопмента — весьма сложная и включает в себя огромное количество составляющих. Обычный человек, подбирая себе квартиру, видит уже, по сути, готовый проект. Как дом создается и чему уделяют внимание застройщики, мы поговорим с руководителем отдела маркетинга, рекламы и продаж инвестиционно-строительной группы «ТАЙМС» Андреем Лебедевым.
— Компания «Таймс» сейчас реализует масштабный проект в Сертолово: жилой комплекс «Новая история». Давайте на его примере и попробуем посмотреть на девелопмент изнутри. Расскажите в общих чертах о проекте.
— «Новая история» — малоэтажный жилой комплекс в 12 километрах от КАД. Располагается в микрорайоне Черная речка города Сертолово. Это уютная обособленная территория, окруженная лесом. Уже построены 18 домов, детский сад и торговый комплекс. Нам же предстоит возвести здесь 39 четырехэтажных домов, школу, детский сад, а также улучшить необходимую инфраструктуру — дороги, инженерную подготовку территории, — создать дополнительные коммерческие площади. Первые 8 домов сдаем уже в следующем году.
— Что должен сделать застройщик, чтобы его дома понравились покупателю, и тот захотел купить там квартиру?
— Современный покупатель требует больше, чем просто жилье. Нужно создавать не только дома, но и среду для жизни — инфраструктуру, атмосферу, которая привлечет людей. Необходимо создать такой продукт, который захотят покупать. Придумывая еще в самом начале пути, каким должен быть жилой комплекс, мы решили собрать в нем все лучшее, что есть в сегменте комфорт класса, а также добавили некоторые элементы из категории бизнес.
— Какие именно?
— Мы ставим дорогие окна, качественные входные двери, сделали систему индивидуальной естественной вентиляции в каждой квартире, предусмотрели бесплатные зоны Wi-Fi во дворах, устанавливаем бачки для раздельного сбора мусора, спам-контейнеры в подъездах, разрабатываем прогулочные территории и даже внедряем зарядки для электромобилей на парковке.
Также сделали очень дорогую систему умной инженерии и умного дома. Несмотря на то, что дома всего четырехэтажные, и по нормативам лифты не требуются, мы все равно решили, что они должны быть. Создали безбарьерную среду в жилом комплексе. Запланировали в каждом подъезде колясочные. Выбрали более дорогую технологию строительства: дома у нас кирпично-монолитные. Уделили внимание архитектуре, чтобы жилой комплекс смотрелся стильно и современно. Благодаря таким решениям и складывается общее впечатление о жилом комплексе и о жизни в нем.
— Вы сказали про умную инженерию: инновации в проектах комфорт-класса — это какой-то новый тренд?
— Трендом называть это пока еще рано, но часть застройщиков уже начинает делать «начинку» домов более современной. Хотя надо признать, что пока это очень дорогая вещь — и присуща она больше классу жилья бизнес и элит. Но умные технологии создают дополнительный комфорт проживания: взять, например, хотя бы «умные» счетчики, которые автоматически передают показания в УК, или датчики протечки воды, которые сигнализируют о неполадках с трубами. Наши жильцы могут использовать умные розетки, выключатели, шторы, термоголовки и т.д., управляя ими через мобильное приложение. Это не только удобно, но и позволяет экономить: можно снизить подачу тепла, уезжая в отпуск, или отключить забытый утюг на расстоянии. Мы строим целую серверную в жилом комплексе, чтобы вся подобная техника работала.
— Говорят, застройщики стали больше внимания уделять планировочным решениям.
— Это моя любимая тема. Знали бы вы, какое количество бездумных и неудобных планировок до сих пор строится. А ведь одну и туже площадь можно «нарисовать» по-разному, и это будут две принципиально разные с точки зрения комфортного проживания квартиры. Мы, например, задействовали чуть ли не всех сотрудников офиса в этой работе — собирали мнения, что в каждой планировке кому нравится, а что нет. По несколько раз перерисовывали их. И таким коллективным разумом находили оптимальные решения и делали планировки более комфортными с точки зрения повседневной жизни.
Для примера. Небольшой коридор в однокомнатной квартире — от входной двери вправо и влево расстояние по 40–50 сантиметров. И это проблема. Стандартный шкаф глубиной 60 см уже не поставить. А вещи хранить где-то надо. Ну почему нельзя либо входную дверь сместить чуть-чуть, либо стенку подвинуть на 10–20 см? И таких недочетов много бывает. Мы в ручном режиме их исправляли.
— Вы сказали, что лифты в четырехэтажных домах по нормативам не обязательны. Но решили их сделать. Зачем?
— Это просто удобно. И кроме того, мы не теряем часть покупателей, которая никогда не купит квартиру в доме, если в нем нет лифта. Например, люди в возрасте или маломобильные группы населения. Или просто жители, которые не хотят с тяжелыми пакетами из магазина подниматься по лестнице.
— А что с детскими и спортивными площадками? Это важный элемент для застройщика?
— Мы понимаем: если у нас будут качественные современные площадки, то при прочих равных потенциальный покупатель будет выбирать квартиру в нашем жилом комплексе. И мы это делаем: до мелочей продумываем их, насыщаем. Уверены, наш покупатель это оценит.
— Сейчас много разговоров, что еще немного — и цены на недвижимость пойдут вниз. Мол, в текущих реалиях, когда льготной ипотеки стало совсем мало, продавать как-то надо. Будет ценовая борьба застройщиков на понижение?
— Я, честно, не вижу никаких предпосылок для такого понижения. Подешевеют ли бетон, арматура, кирпич, различное оборудование, инженерные системы? На моей памяти они всегда только дорожали. Стоимость работ выросла. А еще есть земля, которая оценивается весьма дорого. А с учетом того, что в Санкт-Петербурге и ближайшем пригороде дефицит площадок, на которых можно строить многоквартирные дома, то она скорее и дальше будет дорожать. И не забывайте, что все застройщики перешли на систему с эскроу-счетами: т.е., теперь стройку полностью финансирует банк. А ему надо платить проценты. Помним также, что на застройщиках еще есть обязательства по строительству социальных объектов — школ, детских садов. Всё это большая затратная часть. И она только растет. Если кто-то думает, что застройщики получают сверхприбыли, то он ошибается. Это давно уже не так. Поэтому я и не понимаю этих разговоров о понижении цен на недвижимость. Работать себе в убыток никто не будет.
ЖК «Новая история» — застройщик ООО «ТАЙМС-С (СЗ)», проектная декларация на сайте наш.дом.рф. Подробнее о ЖК «Новая история» можно узнать на сайте проекта, на сайте холдинга «ТАЙМС» и в отделе продаж по телефону 8 (812) 335 0 214.
Текст публикации и фотографии предоставлены пресс-службой инвестиционно-строительной группы «Таймс».
ООО «УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖ «ТАЙМС», ИНН 7802701155