Инфекционная больница им. Боткина в центре города — достопримечательность Петербурга. Такого треша нет нигде, особенно впечатляет он иногородних, доставленных в клинику скорой. Как и 10 и 15 лет назад, пациенты Боткинской больницы присылают фото и видео с жуткими интерьерами. Где обещанный еще в 2017 году ремонт? Это выяснила «Фонтанка».
Отделение, показанное на видео, уходит на ремонт
Убедиться в том, что больница на Миргородской улице в запущенном состоянии пребывает уже не одно десятилетие, можно не заходя в больничные корпуса: достаточно прогуляться по территории больничного городка. А картинки с внутренним «убранством» регулярно появляются в социальных сетях, их присылают на «Фонтанку». Пациенты, пораженные разрухой внутри, показывают страшные стены с уничтоженной грибком штукатуркой, ободранные заколоченные намертво окна, обвалившийся кафель в санузлах и так далее. Есть съемка относительно недавняя — июль, декабрь 2023 года. Есть совсем свежая — февраль 2024-го. Героиня последнего ролика говорит: «Атмосфера способствует восстановлению, в первый же день хочется сказать: «Я здоров» — и быстренько отсюда свалить». «Дизайн в стиле «лофт» сразу погружает вас в атмосферу незабываемого страха и дискомфорта» — эта фраза сопровождает картинку на экране: обшарпанные стены, раздолбанный санузел.
В Боткинской больнице «Фонтанке» дали такое объяснение: «На видео показан один из боксов 19-го хирургического отделения. Оно закрывается на текущий ремонт 18 марта 2024 года. Пациентов с сочетанными инфекционными и хирургическими заболеваниями будут принимать на Пискаревском проспекте, 49. Ориентировочные сроки открытия отделения после ремонта — четвертый квартал 2024 года».
Ничуть не лучше в других подразделениях, о которых сообщают читатели. На фото — реанимационное отделение больницы (ОРИТ). Как оно проходит проверку контролирующих органов — Роспотребнадзора и Росздравнадзора — загадка. Сотрудники отделения рассказывают, что ремонт запланирован давно, но дождаться они его никак не могут.
В пресс-службе больницы «Фонтанке» ответили, что работы были запланированы на 2023 год. Но проектно-сметная документация еще находится на экспертизе в Центре гигиены и эпидемиологии Санкт-Петербурга и Ленобласти. Экспертное заключение ожидают в марте, его и эту же документацию передадут на согласование еще в две инстанции. И только потом в комитет по здравоохранению направят заявку на финансирование капремонта ОРИТ. Надеются, что это произойдет до июня 2024 года.
Еще на одном видео от читателя «Фонтанки» — 18-е отделение, снятое в июле 2023 года. И там ничего нового — разруха, которой уже много лет.
Ремонт на БАМе начался только в отделениях
Вообще, в больничном комплексе из всех действующих отделений всегда были самыми убитыми 18-Д (гепатитное) и 15-е (кишечное). Оба они расположены в легендарном корпусе Р, который сотрудники называют БАМ. В декабре 2023 года оба эти отделения закрыли. «Фонтанке» рассказали: «В отделении кишечных инфекций в январе начаты работы по демонтажу напольных и стеновых покрытий, внутренних дверных блоков. Расчищены облезшие стены, сняты плитка и сантехника. 18-е (дополнительное) отделение для пациентов с гепатитом тоже закрыли, но ремонтировать его начнут только после того, как наведут порядок в кишечном». Предполагается, что 15-е инфекционное отделение откроется уже в июне 2024 года, 18-Д — в декабре 2024 года.
Парадокс, но ремонт всего здания, нуждающегося в капремонте, запланирован на период, когда отделения уже будут отремонтированы — на 2027–2028 годы.
По утвержденному «Плану-графику мероприятий по капитальному ремонту зданий и благоустройству территории Клинической больницы им. C. П. Боткина на площадке «Миргородская, 3», в 2024–2025 годах должны капитально отремонтировать лечебный корпус литера И, а также приспособить для современного использования одно из зданий, признанных объектом культурного наследия регионального значения «Три павильона летучих инфекций» — корпус литера Е. «Ориентировочный срок начала строительно-монтажных работ с учетом всех согласований — июль 2024 года», — поясняют в больнице им. Боткина. Согласований ждут и для исторического корпуса «Три павильона летучих инфекций», законсервированного еще в 1990-х.
На Миргородской улице остались: ОРИТ, консультативно-диагностическое поликлиническое отделение, отделение диспансерного наблюдения за больными с ВИЧ-инфекцией, врачебный здравпункт для бездомных, пункт профилактики ВИЧ и приемное отделение. И 11 инфекционных отделений на 522 койки — они не пустуют. «Из-за пандемии коронавируса, сезонных эпидемических подъемов инфекционных заболеваний одномоментное закрытие на капитальный ремонт всех корпусов на площадке «Миргородская, 3» невозможно. Больница принимает пациентов с кишечными инфекциями, гепатитом, туберкулезом и ВИЧ, а также с сочетаниями этих инфекций», — объяснили в пресс-службе избирательный и длительный ремонт. Он выборочно проводится в разных подразделениях.
Как «разваливалась» Боткинская больница
По-хорошему, капитально ремонтировать больницу надо было еще лет 40 назад. Но этот процесс каждый год откладывался в долгий ящик. Пока в 2004-м правительство Петербурга приняло решение вывести ее из центра так, чтобы инфекционная стационарная помощь была доступна на севере и на юге города. В 2007-м приступили к строительству на севере.
В мае 2011 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко объясняла журналистам, почему нужно подождать с решением судьбы Боткинской больницы на Миргородской. По ее словам, новую больницу в Красногвардейском районе построят к сентябрю 2012 года, но туда можно будет перевести только ее часть, так как там будет всего 600 коек, а городу требуется 1200 — именно столько инфекционных коек на тот момент и было в больнице. На юге города — в Купчино в 2008 году приступили к проектированию второй очереди, строительство еще одного комплекса планировали завершить сначала к 2010-му, потом только к 2014 году. Как объяснила губернатор, здания дорогие, и за бюджетный счет возводить их одновременно очень трудно.
Но ни к 2012-му, ни к 2014-му ни одно здание больницы так и не было построено. В соцсетях возмущенные пациенты публиковали, как и сегодня, страшные картинки, зимой жаловались на отсутствие отопления.
Только в 2017 году с большими проблемами удалось запустить стационар на Пискаревском проспекте. Туда с Миргородской переехала половина больницы.
Летом 2014 года стало известно, что Смольный заморозил строительство инфекционной больницы на Бухарестской улице, в которую должна переехать ее вторая половина из центра города. Цена строительства выросла с 3,5 до 11 млрд рублей. В 2014 году в бюджете города таких денег не оказалось, больницу исключили из адресной инвестиционной программы, а фундамент и постройки законсервировали.
Еще в 2017 году, когда часть клиники переехала на Пискаревский проспект, принималось решение о том, что в историческом комплексе на Миргородской улице оставят 4 лечебных корпуса, поликлинику, пищеблок и 2 лаборатории. Семь корпусов из 26 будут законсервированы. Только на первоочередные работы тогда требовалось более 1 млрд рублей.
Спустя год после принятия этого решения руководство Боткинской больницы подготовило новое медико-техническое задание на проектирование южных корпусов больницы. Но поскольку до возобновления строительства лечить пациентов надо было в разваливающихся помещениях на Миргородской улице, был объявлен конкурс на проектные работы по капремонту оставшихся зданий. Но денег на него не дали.
Когда в 2019 году на большой пресс-конференции Владимиру Путину задали вопрос о плачевном состоянии больницы, он ответил, что конкретные меры по ее реновации надо обсуждать с губернатором. И в 2021 году правительство Петербурга попыталось вернуться к идее строительства инфекционной больницы на юге города: подписало соглашение с банком ВТБ о намерениях на строительство на основе концессионного соглашения на ПМЭФе. Размер инвестиций оценивался в 30 млрд рублей, стационар на 770 коек запланировали к строительству в Колпино. В 2022 году проект добрался до стадии утверждения дорожной карты, дальнейшая судьба его неизвестна. Может, пора уже смириться с тем, что в исторических «боткинских бараках» нам придется лечиться и в будущем. Отделения, приведенные в порядок, выглядят обнадеживающе.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»