Фамилии Навальный и Зеленский вызывают самый разный спектр эмоций у тех, кто их слышит. Реакция на них выдает политическую позицию. Однофамильцы вынуждены на себе постоянно испытывать непрошеное внимание. «Фонтанка» узнала у Навальных и Зеленских из Петербурга, с чем ещё им приходится сталкиваться, кроме извечного вопроса: «Вы родственники?»
Как живут Навальные
Нельзя сказать, что Навальные легко идут на общение с незнакомым журналистом. Оно и понятно, самый известный россиянин с этой фамилией из оппозиционера превратился в осуждённого. Его ФИО внесено в список террористов, а его сторонники и адвокаты становятся фигурантами уголовных дел об участии в экстремистском сообществе. Поэтому интерес к однофамильцам может вызывать недоумение или легкие мурашки.
«Я не являюсь родственницей. Так что зря теряете время», — ответила одна из Навальных.
Некоторые петербуржцы, с которыми пообщалась «Фонтанка», отмечали, что связанных с фамилией проблем нет. Люди просто удивляются, когда слышат фамилию или видят её в паспорте. Один петербуржец отметил, что неудобства случились во время президентской кампании 2018 года, но не уточнил какие.
Семья Константина перебралась в Петербург из одной из стран СНГ после развала Советского Союза. Родину пришлось покинуть из-за разрухи. В десятые из интереса стали искать в интернете однофамильцев. Так и узнали о политике.
— На себе это почувствовал, когда началась активная пропаганда. Пошли баталии политические, — говорит Константин. — Я работаю в сфере продаж: когда звоню, люди слышат мою фамилию и у каждого второго реакция. Я нормально к этому отношусь. Но все реагируют по-разному. Для меня это просто фильтр. Есть люди, которые говорят, ой какая фамилия у вас интересная, а есть кто-то, кто совершенно с другой интонацией реагирует, и понятно, что за человек, сразу. Плюс-минус. Заранее вешает на тебя ярлык, хотя тебя не знает.
— Думали когда-нибудь сменить фамилию?
— Нет, я в целом всем доволен. Моя фамилия играет роль определённого фильтра при общении с людьми и дает определённую информацию. Мне моя фамилия нравится. Это фамилия моего отца. Он мне её дал, я с ней отживу и с ней и помру. При женитьбе для меня это будет тоже принципиальный момент. Либо моя фамилия, либо нет отношений.
Петербурженка Наталья вышла замуж и изменила фамилию. Но во времена девичества у неё даже взяли автограф.
«Это было лет 18 назад в книжном магазине. Я оформляла подписку, и молодой человек подумал, что я родственница», — отметила она.
«Прекрасно живется. Как и всем остальным на этой прекрасной земле, в России. Хуже Ивановым. Настолько их много, что путают и везде крайний Иванов!» — заключила другая петербурженка с фамилией Навальная.
Как живут Зеленские
Семья Константина Зеленского приехала из Черкесска, живет в Петербурге с 2005 года. Константин является солистом казачьего ансамбля «Атаман». Внимание к его фамилии стали проявлять после начала боевых действий.
«Бывает интересно наблюдать за реакцией зрителей после концерта, когда объявляют артистов. Наши постоянные слушатели говорят, что у нас есть свой, «нормальный Зеленский», — отмечает он. — Неудобства по этому поводу практически нет».
Григорий привык к вопросам незнакомцев, а вот его жена нервничает, когда появляются неудобные реплики или неуместная реакция. В одном из магазинов менеджер засмеялась, услышав «Зеленская». Это вызвало раздражение. Как правило, фамилией интересуются сотрудники сферы услуг, замечает Григорий, добавив, что многое зависит от этикета, принятого в компании по отношению к клиентам. Где-то об этом просто не принято спрашивать.
«Полтора года назад я устраивался на работу, секретарь задала вопрос: «А вы не родственники?» Ну я, как обычно, отшутился, что все меня уже достали с этим вопросом, но, как оказалось, вопрос был в другом ключе. С такой фамилией у них гендиректор, тогда-то я и выдохнул», — отметил петербуржец.
У Александра работа тесно связана с военной службой, и в этой среде его в шутку называют «президентом» и просят закончить боевые действия.
— По большей мере меня это раздражает. Ведь и дураку понятно, что я не могу быть родственником и оказать влияние на окончание СВО тоже не в моих силах, — отметил он.
— Задумывались о смене фамилии?
— Нет, фамилия же определяет человека.
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»
*Алексей Навальный внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.