Сейчас

+9˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+9˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 7

1 м/с, зап

770мм

56%

Подробнее

Пробки

1/10

Вошел в метро без носков и купил жетон? Ты потерял интерес к будущему и теперь под подозрением

50258
Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» вчиталась в методические рекомендации для безопасников метро по поиску опасных пассажиров. И вздрогнула от эффекта узнавания.

О разработке рекомендаций стало известно еще несколько лет назад. Но сейчас, углубившись в положение петербургского метрополитена о пропускном и внутриобъектовом режимах на так называемых категорированных объектах, корреспондент оценил, кто вызывает подозрение у людей на рамках контроля.

Документ является приложением к этому положению о пропускном режиме, а само оно приложено к приказу от февраля 2023 года. Все это лежит в открытом доступе на сайте самой подземки. Формально этот мануал — «рекомендации по выявлению физических лиц, во внешнем виде которых присутствуют признаки подготовки совершения или совершения актов незаконного вмешательства (АНВ)». Они разработаны на основании письма УФСБ по Петербургу и Ленинградской области от конца 2015 года, то есть еще до теракта на перегоне «Сенная площадь» — «Технологический институт» в апреле 2017-го. Напомним, вскоре после этого службу контроля на метрополитене расформировали, заменив на службу транспортной безопасности. Это было сопряжено с проблемами в обучении и лицензировании профайлеров, то есть именно сотрудников, которые могут по поведению выделить в толпе нарушителя или преступника.

Потенциально опасных граждан выделяют по полутора десяткам внешних признаков. Некоторые из них укладываются в стереотипный портрет последователя экстремистских движений, главным образом, исламистских. Ими могут быть «не только лица азиатской, но и лица европейской внешности», — говорится в документе, но уточняется: «Особое внимание стоит обращать на граждан, ведущих разговоры по телефону или общающихся между собой на языках арабской группы с использованием в своей речи таких слов, как «иншаллах», «машаллах», «субханаллах», а также схожих и созвучных с ними».

В той же категории, видимо, такой пункт: «Женщины могут иметь головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие газовые косынки, бейсболки… Некоторые женщины имитируют беременность, чтобы скрыть утолщение под одеждой». При этом особо разработчики отмечают, что «ношение хиджаба не свидетельствует об опасности физического лица, его нужно рассматривать только в совокупности с иными признаками».

Если еще о внешности, то помимо просторной и «не по сезону» одежды «следует обращать внимание на физических лиц с сосредоточенным выражением лица, некоторой заторможенностью реакции, либо, наоборот, находящихся в заметном возбуждении, которое может сопровождаться обильным выделением пота». «Человек может производить резкие движения, повороты головы, оглядываться назад, как бы опасаясь преследования, облизывать губы», — описывает документ.

Есть и более очевидные признаки: «Потенциально опасные граждане могут произносить проклятия или угрозы в адрес окружающих пассажиров, работников метрополитена или сотрудников полиции без видимых на то причин». Или «неуверенно ориентируются в метрополитене, испытывают трудности в приобретении и использовании транспортной карты при прохождении через турникет, неуверенно заходят на эскалатор» — под это описание попадает, очевидно, почти любой гость города или человек, впервые оказавшийся в метро.

Ряд пунктов могут ввести в некое замешательство тех, кто знает, в чем сейчас многие ходят по улице: «В облике физического лица может присутствовать явный запрос на проявление мужественности, имеющее внешние атрибуты, — говорится в рекомендациях, — такие как военная форма или одежда соответствующего кроя, спортивный костюм, штаны могут быть закатаны, отсутствуют носки».

Еще одна необычная инструкция — обращать внимание на людей, у которых «отсутствует интерес к будущему». Вы попадете в эту категорию, если купите билет на одну поездку, не возьмете сдачу или забудете ценные вещи.

Некоторые штрихи к портрету настолько всеобъемлющие, что неясно, как их применять — очевидно, только в сочетании с другими. Например: «Последователями радикальных идей, как правило, становятся молодые люди и девушки в возрасте 16–25 лет, студенты начальных курсов ВУЗов и профессиональных учебных заведений. Также это могут быть люди без образования или с неоконченным высшим и средним специальным образованием».

Помимо огромной базы «подозреваемых», это требует недюжинного знакомства с их личной жизнью. Но и это пустяки, если сравнивать с таким: «Потенциально опасными гражданами могут быть лица, являющиеся выходцами из неполных или неблагополучных семей, с финансовыми проблемами, завышенной или заниженной самооценкой, несостоявшиеся в жизни, с невзрачной или некрасивой внешностью».

Напомним, после трагедии в апреле 2017 года Ространснадзор провел проверки и заявил, что станции петербургского метро не соответствуют критериям безопасности. После этого подземка начала показательно и буквально исполнять требования 410-го постановления правительства об антитеррористической защищенности транспортных объектов, тотальные проверки на входе привели к огромным очередям. Подземка отбивалась от претензий Ространснадзора в судах, заявляя, что у нее просто не было времени исполнить требования, и массово аттестовывала новых сотрудников для службы транспортной безопасности. Помимо прочего, это позволило собственными силами принимать решение о том, насколько опасны оставленные бесхозные предметы, и перестать автоматически закрывать станции при обнаружении каждой сумки.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

ЛАЙК9
СМЕХ97
УДИВЛЕНИЕ7
ГНЕВ40
ПЕЧАЛЬ6

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close