21:58 21.04.2018
Список пострадавших в Москве вырос до 17 человек, в Обнинске рухнула кладка дома
Ресторатор Сергей Шевчук потерял уже второй Rolls-Royce в Петербурге
«Велодень» в Петербурге начнется с мокрого снега и дождя
СМИ: Германия и Франция попробуют уговорить США смягчить санкции против «Русала»
12-летняя школьница стала жертвой непогоды в Москве
В Риге задержали организатора «Бессмертного полка»
НАК: В Дагестане уничтожили девять боевиков
Семеро москвичей отправил в больницы ураган, в Мытищах нашли погибшего
Кадыров пригласил и.о. госсекретаря США в следственный изолятор Грозного
Президент Армении приехал к протестующим в центре Еревана
Инспекторы ОЗХО взяли образцы для анализа в сирийской Думе
В тосненской школе ловили изворотливую ондатру
Ураган в Москве: среди пострадавших - трёхмесячный ребёнок
СМИ: Знарок может уйти из СКА в ЦСКА
В Средиземное море вошли два боевых корабля России
Карта "Яндекс.Пробки" рисует центр Петербурга уже не красным – черным цветом
Лукашенко рассказал о том, сколько нужно пить
Москва призвала США и Южную Корею к встречным шагам после заявления Северной Кореи
Авария лишила электричества и воды часть Лужского района
В Дагестане ликвидировали группу боевиков
МИД РФ заявил о выдвижении экспертов ОЗХО в сирийскую Думу
В реке Глуховка найдены тела утонувших бойцов Росгвардии
В Петербурге ужесточили процедуру размещения жилья вблизи вредных производств
ФСБ сорвала атаку на правительство Ставрополья: у ликвидированного боевика нашли присягу аль-Багдади
Упавшие кирпичи повредили машины у здания администрации Красного Села
Смольный решил ужесточить нормы озеленения для петербургских новостроек
Отпуск петербуржцев в Дубае закончился уголовным делом
В День ВМФ въезд в Кронштадт будет ограничен
Из небоскреба «Москва-Сити» вывели 300 человек: в здании пошел дым
Госдеп посвятил нарушениям прав человека на Украине 68 страниц
В Приморском районе мужчина сбит на пешеходном переходе
ООН: За время военных действий в Донбассе погибло более 2500 мирных жителей
Власти заявили о предотвращении крупного теракта в Ереване
Насилие над девушками в Отрадном оценили в 14 лет и миллион компенсации
В Петербурге суд арестовал завербованных террористами мигрантов
Петербург встал в очередь на московскую реновацию
На Пулковском машины столкнулись в лоб там, где это невозможно
Бот-парад не испугался ненастья
Блокировка Telegram срывает всероссийскую олимпиаду по 3D-технологиям
СМИ сообщили о смерти Нины Дорошиной, сыгравшей главную роль в фильме «Любовь и голуби»
О состоянии дорог в центре Петербурга на 12 часов
Актрису из «Тайн Смолвиля» подозревают в сексуальной эксплуатации «рабынь»
На Кондратьевском мужчину избили из-за спора о парковке
МИД просит у Лондона объяснить передачу данных по делу Скрипаля частным лицам
В США и Европе срочно проверят двигатели «Боингов»
КНДР объявила о прекращении ядерных испытаний
Федор Погорелов покажет футбольную столицу
Читать мысли и прыгать на ходулях научат во Всемирный день цирка
На субботнике в Пулковской обсерватории покажут подземную сейсмостанцию
Эрмитаж покажет, кого возьмут в будущее
СМИ: Ключевые подозреваемые по делу Скрипаля скрылись в России
В Автово дырявая труба организовала бесплатную мойку автомобилей
Представители Конгресса США три часа беседовали с адвокатом Весельницкой о связях с Трампом
Twitter объяснил запрет на рекламу «Лаборатории Касперского» требованиями властей США
Кадыров: В Сирии погиб корреспондент телерадиокомпании «Грозный»
Касперский обвинил Twitter в цензуре из-за запрета на рекламу
Путин: Россия поможет Кубе с «социально-экономической модернизацией»
Сделанные в Петербурге автомобили вошли в топ-25 самых популярных в России
Силуанов заявил о стабилизации курса рубля
Родоначальником «дизельгейта» называют Audi
Глава Минфина РФ: Для помощи бизнесу под санкциями будет создана специальная структура, компаниям нужны 100 млрд
Землянам показали туманность Лагуна
На Большеохтинский мост вернули реверсивное движение
Пилоты просят министра транспорта урезонить Росавиацию
Тихвин уходит под воду
Шестикласснице из Петербурга сломали нос за откровенность с чужими родителями
Город

Безопасность метро ограничится рамками

За безопасностью в метро дополнительно проследят 500 новобранцев без новых полномочий - за 20,5 млн в месяц.
Безопасность метро ограничится рамками
Светлана Холявчук/Интерпресс

Службу безопасности метрополитена увеличивают в полтора раза. На каждую группу металлоискателей поставят по 2 человека, их зарплату заложат в стоимость жетона, — но никаких новых полномочий сотрудникам так и не дают.

О том, что в Службу контроля на метрополитене (СКМ) до конца года вольются еще 513 человек, стало известно из ответа губернатора Георгия Полтавченко на обращение петербургских парламентариев. Сейчас в СКМ состоит порядка тысячи человек, – так что рост заметный, в полтора раза. Новых сотрудников расставят по вестибюлям метрополитена, глаз должно стать больше, — но не полномочий. Новобранцы СКМ будут следить за показаниями металлодетекторов. Эксперты сомневаются в эффективности и того, и другого, но обучить спецов по выявлению злоумышленников сейчас вообще невозможно — нет утвержденных методик.

513 человек — именно столько потребуется на усиление собственной службы транспортной безопасности метрополитена. Как рассказал «Фонтанке» глава петербургской подземки Владимир Гарюгин, с учетом сменной работы (пока работает метрополитен) в итоге должно приходиться по два человека на линейку рамок металлоискателя в одном вестибюле. Сейчас на HeadHunter можно найти объявление метрополитена о приеме на работу инспекторов по станциям. Зарплата от 40 тысяч рублей при 12-часовом сменном графике: выходит по 20,5 млн рублей ежемесячно – только на новобранцев. Разумеется, для этого потребуется дополнительная бюджетная субсидия от города. По данным Гарюгина, в текущем году меры безопасности в тарифе на проезд будут составлять 3 рубля (в прошлом году – немногим более 2 рублей из стоимости проездного или жетона).

Пока новых сотрудников не набрали, метрополитен работает тем, что есть: к работе в зоне турникетов, где не требуется дополнительное обучение, привлекли из других подразделений — 230 кассиров, дежурных по отправлению и др.

В своем ответе на депутатский запрос Георгий Полтавченко отчитался и о материальной стороне дела: с 2010-го по 2015 год на закупку различных средств безопасности в метро было потрачено 2,1 млрд федеральных рублей и почти 230 млн из бюджета города. В 2016 году Петербург добавил еще порядка 11 млн рублей, заложив на 2017-й 190 млн рублей.

Понятно, что запрос депутатов стал следствием теракта в метро 3 апреля, но расширение штата — логичное продолжение всего цикла работ по оборудованию вестибюлей рамками (порядка 360 штук) и сопутствующей инфраструктурой. По трагическому совпадению, этот цикл был закончен за считаные дни до взрыва, 31 марта. Именно с этого дня рамки стало невозможно обойти не имея соответствующих противопоказаний, что не спасло пассажиров поезда на синей ветке.

Ранее «Фонтанка» писала о том, как организована работа СКМ в данный момент. На каждом из 74 вестибюлей должны дежурить по три сотрудника, которые следят за рамками металлодетекторов, рентгеновскими установками и турникетами. Проблема в том, что полтысячи новобранцев получат все те же ограниченные полномочия, что и нынешние сотрудники СКМ. Т.е. права на досмотр пассажиров у них не будет, а попросить кого-либо положить сумку на ленту рентгеновской установки они могут на тех же основаниях, что и любой человек. Единственное — сотрудник может запретить подозрительному лицу проход в метрополитен.

«Нам всем остается ждать момента, когда заработают мероприятия, прописанные в ФЗ -16 о транспортной безопасности. Вот там есть понятие досмотра, повторного досмотра и т. п., – говорит директор Института проблем безопасности и устойчивого развития Виктор Ананьев. – Почти все соответствующие документы уже прошли утверждение в Минюсте. Сейчас руководители Минтранса и ответственных ведомств пытаются определиться, как организовать работу. Думаю, это перспектива одного-двух лет».

«СКМ пока не аккредитована как подразделение транспортной безопасности, – объясняет заместитель председателя правления ассоциации «Транспортная безопасность» Азат Абдульманов. – После аккредитации они получат право на все виды физического воздействия и досмотровые мероприятия, предусмотренные законом».

По информации ГУП «Петербургский метрополитен», сейчас в стране только начинают появляться организации, которые могут провести соответствующую аттестацию службы безопасности. На железной дороге их меньше, чем в любом другом виде транспорта. На сайте Росжелдора вывешен соответствующий реестр, в нем всего 4 организации из Воронежа, Батайска, Екатеринбурга и Москвы.

Отдельный вопрос, что получат СКМ-щики по итогам аттестации — только новые полномочия или еще и новые навыки. Сейчас инспекторы должны проходить месячное обучение в технической школе предприятия. Для сравнения, срок обучения ЧОПовцев, по словам экспертов, составляет 260 часов.

Изменит ли ситуацию с безопасностью в метро некая образовательная, лицензионная или еще какая программа? Инспекторы, которые дежурили на «Академической», когда туда 3 апреля зашел смертник Джалилов, исполняли свои обязанности ненадлежащим образом, – один отвлекся на игру в телефоне, другого и вовсе заменяли два стажера (проверка по ним продолжается).

В Минтрансе и метро много лет говорят о необходимости использования профайлинга – т. е. выявления преступных намерений человека на основе наблюдений за ним. Вот только обучение этим техникам — дополнительные траты, время, да и на 40 тысяч в месяц потом такого человека не возьмешь. Профайлер не может отрабатывать смену в 12 часов; как правило, их используют в аэропортах, привлекая на конкретные один-два рейса.

А главное — сейчас профайлеров для метро и железной дороги в принципе невозможно подготовить. Аттестация проводится по восьми категориям, однако методики по пяти из них сейчас отозваны Минюстом в связи с доработкой. Речь идет в том числе о проведении наблюдения и собеседований с пассажирами (фактически профайлинг), досмотре, группах быстрого реагирования, технической эксплуатации. А по доступным трем категориям готовы выпускать только «ответственных за обеспечение транспортной безопасности» и «иных работников», не попавших ни в один из разделов.

Два дня спустя после теракта в Петербурге федеральное правительство издало постановление о формировании или привлечении круглосуточных подразделений транспортной безопасности на метрополитене, которые будут включать в себя специально оснащенные, мобильные, круглосуточные группы быстрого реагирования. Ранее инспекторы жаловались, что на несколько станций иногда приходится по одному полицейскому, в чьем присутствии возможен досмотр пассажира.

«Я порядка 25 лет обращаюсь в различные ведомства, чтобы как-то изменить эту ситуацию, – рассказывает Владимир Гарюгин. – Однако пока никакого увеличения числа полицейских не увидел». «В период усиления добавили курсантов, военную часть, – рассказывает источник редакции, – поэтому кажется, что у нас хватает полиции в метро. А по расстановке по-прежнему – один сотрудник на один вход. Для сравнения: в Москве от 5 до 7 человек на станцию. Так что в конечном итоге все упирается не в численность СКМ, а в численность полицейских в подземке».

По мнению подполковника запаса ФСО Николая Полунина, проблема не в ведомственной принадлежности охраны, а в том, что стратегические решения в этой области решения принимают чиновники, взаимодействующие с бизнесом.

«Я как специалист не вижу никакой стройной концепции, где были бы обсчитаны затраты, необходимая техника (не рамки, а газоанализаторы, тепловизоры и т. п.), – подчеркивает эксперт. – На вопросах безопасности, как и на всем другом, просто пытаются заработать, пролоббировать ту или иную продукцию, то или иное расширение. Вместо начальника отделения стать начальником отдела, вместо майорской должности получить полковничью».

Полунин, который сам много лет работал с металлодетекторами, считает, что эта технология не рассчитана на поток.

«В аэропорту на проверку одного человека иногда приходится 3-5 минут, в метро в пиковые нагрузки за это время могут пройти несколько сотен человек, – говорит эксперт. – Вот вам и процент надежности работы метрополитена. Нам говорят, сколько выявили за год ножей, пистолетов и прочего, благодаря рамкам (800 единиц огнестрельного оружия, 259 различных ножей, более 500 «травматов». – Прим. ред.) Но остается только гадать, сколько в итоге в метро пронесли».

«Чтобы создать систему защиты, нужны деньги, люди и технологии, – говорит почетный сотрудник МВД России, эксперт по безопасности Сергей Петров. – Вопрос с людьми они решают, а вот с технологиями – беда. Есть современные средства обнаружения опасности на базе распознавания запахов, материалов разной природы. Например, продвинутые приборы позволяют за счет разницы температуры определять металлические и неметаллические предметы, скрываемые на теле. В том числе, этим занимаются и петербургские ученые».

По словам Петрова, видеоаппаратура также умеет распознавать подозрительные маневры того или иного человека.

«Технологии, которые позволяют обходиться без тотального досмотра, есть, – говорит Азат Абдульманов. – Просто рамка и «ручник» – это самый дешевый вариант».

Доверить дело машине — идея не новая. В ходе начатой внеплановой проверки метрополитена, как заявили представители Ространснадзора на форуме «Безопасность на транспорте», особое внимание уделяют именно подготовке личного состава.

«Мировой опыт показывает, что человеческий фактор является ключевым, когда происходят подобные события (теракты. — Прим. ред.)», – пояснил замглавы службы Владимир Черток.

Источник «Фонтанки», близкий к управлению полиции на метрополитене, напоминает, что изначально СКМ был в значительной мере укомплектован за счет бывших сотрудников этого управления, однако затем личный состав поменялся, взаимодействие теперь не такое тесное.

«О чем бы ни шла речь — СКМ, народные дружины и т. п. – надо помнить: у нас есть объект, который находится под охраной именно полиции на метрополитене, – говорит эксперт. – Это не просто парк, куда наряд периодически заходит и проверяет внешнюю обстановку. А у нас полицейских из метро привлекают на обеспечение массовых мероприятий, футбольных матчей, — а после этого спрашивают с СКМ. Это как спрашивать с кондуктора, который не смог пресечь драку в автобусе».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Справка:

3 апреля 2017 года на перегоне станций метро «Сенная площадь» - «Технологический институт» сработало взрывное устройство. На данный момент в числе погибших 16 человек, включая смертника, более 70 получили травмы. Автором теракта считается 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Он же, по версии следствия, незадолго до самоподрыва заложил бомбу на станции «Площадь Восстания».

После подрыва в Петербурге прошли масштабные задержания уроженцев Средней Азии. В настоящее время задержаны 16 человек по уголовным делам, возбужденным по статьям 205 «Терроризм» и 205.1 УК «Содействие террористической деятельности».


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Фото предоставлено компанией Setl City
Setl City достроила каркас второго детского сада в ЖК «Чистое небо»
Setl City завершает работы по каменной кладке стен на верхнем этаже детского сада в ЖК «Чистое небо». Полностью закончено строительство монолитного каркаса здания.
предоставлено компанией ООО «СК» Монолит»
Комплекс апартаментов «WINGS на Крыленко» растет по этажу в месяц
Строительная компания ООО «СК «Монолит» завершила возведение 12 этажа апартаментов «Wings на Крыленко». Строительство комплекса идет в плановом темпе, строго по графику. Застройщик жестко следит за своевременным выполнением работ, чтобы покупатели смогли получить ключи от своих апартаментов в срок
Союз строительных объединений и организаций (ССОО)
Объявлен конкурс среди строителей - «Нам песня строить и жить помогает»
Союз строительных объединений и организаций (ССОО) объявляет конкурс музыкальных и хореографических талантов среди строителей. Победители исполнят свои номера на сцене Ледового дворца во время концерта, посвященного празднику День строителя - 2018, и их имена навсегда войдут в историю строительного комплекса Санкт-Петербурга
Магазин "Кей"
Популярные вопросы о квадрокоптерах. Отвечает КЕЙ
Перед покупкой дорогой техники всегда возникает масса вопросов. А что если я разобью квадрокоптер в первый день? Как научиться им управлять? Смогу ли я делать на нем качественные фотографии? Разобраться с основными вопросами при покупке квадрокоптера помогают специалисты КЕЙ
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Авиакомпания «Россия» обратилась в полицию после драки пассажиров
Петербургская авиакомпании «Россия» направила в правоохранительные органы материалы для решения о возбуждении уголовного дела по ст. 213 УК РФ «Хулиганство». В драке пассажиров на борту рейса в Анталью пострадал член кабинного экипажа авиакомпании.
ООО "Юнит"
В ЖК «Времена Года» распродажа последних помещений
Заканчивается реализация квартир в ЖК «Времена Года», расположенном в 2 минутах от ст. м. «Фрунзенская» на Московском проспекте.