Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Власть «Ретейл — это зона правовой неизвестности»

«Ретейл — это зона правовой неизвестности»

1 925
Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел Дистрибуция»

Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел Дистрибуция», рассказал о том, в какой непростой ситуации оказались российские ретейлеры электроники и бытовой техники на фоне «этого вот всего».

Для ретейла сейчас непростые времена. Возник целый ряд вопросов, которые всем нам необходимо будет решать. Я говорю «нам», так как выступаю от лица новой сети устройств умного дома «Всесмарт», магазины которой появились в Петербурге и Москве.

Начну с самых болезненных, которые сейчас даже важнее дефицита товаров или падения потребительского спроса — это вещи, которые, кстати, лежат вне рамок правового регулирования. Очевидны несколько интересных тенденций. Например, действие сертификатов на ту продукцию, которая подлежит сертификации — а это практически вся бытовая электроника — на текущие модели продлено до конца года. При этом на новые модели, которые выпускают вендоры из компаний, представляющих недружественные страны, и которые будут ввезены с использованием схем параллельного импорта, сертификаты получить практически невозможно, потому что нет соответствующего решения правообладателя. Точно также дело обстоит с нотификацией: практически все смартфоны как средства связи требуют проверки на предмет возможности несанкционированного отключения и проведения других операций, в том числе в части несанкционированного сбора и передачи информации. Эту процедуру также нужно проводить также с участием представителя производителя.

Вторым вопросом является правовая защита покупателя. По закону о защите прав потребителей ретейлер обязан вернуть деньги, например, за неисправный ноутбук. Однако найти конечного гарантодателя очень трудно, ведь в случае параллельного импорта у ретейлера нет защиты, предоставленной производителем, как было раньше. Ноутбук невозможно вернуть производителю, потому что это значит добровольно расписаться, что товар был ввезен в Россию в обход санкций. Соответственно, тот, кто его будет возвращать непосредственно производителю за рубежом, рискует попасть в санкционные списки различных стран. Если при этом возвращать деньги потребителю (что по закону нужно делать в случае невозможности ремонта или замены, о чем ниже) и не возвращать товар производителю, то ретейлер будет финансировать такие операции из своего кармана, что в долгосрочной перспективе приведёт к необходимости роста цен для покрытия издержек или к существенному ухудшению финансового состояния ритейлеров.

Но и это еще не все. Чтобы вывезти из страны сложную технику, каковой является тот же самый ноутбук, необходимо получить специальное разрешение Минпромторга, ибо все высокотехнологические товары попали под запрет на вывоз, даже те, которые были поставлены еще в рамках официальных контрактов, а процедура разрешения достаточно непрозрачна. Мы пытаемся сейчас ее пройти и при этом понимаем, что, несмотря на 30-летний опыт работы «Марвел-Дистрибуции» на рынке поставок электроники и бытовой техники, мы не можем уже третью неделю эту процедуру завершить. С другой стороны, можно починить что-то, не прибегая к замене и вывозу, однако нет запчастей на многие товары — те же Bosch и Electrolux, хотя официально они и не закрывают заводы в России, по факту приостановили поставку запчастей. В крупной бытовой технике, к счастью, можно найти замену уже ничем не уступающими китайскими брендами, например TCL, Skyworth, ChiQ, Viomi, Haier, Midea, но тем не менее, защита прав покупателей становится бичом ретейлеров. Потому что при неисправности товара он должен произвести либо замену, либо ремонт. Замену произвести возможно, пока есть товарные запасы, ремонт — нет. Потому что нет вообще понимания, какие запчасти будут на рынке, каких запчастей на рынке не появится. Все это требует внесения изменений в законодательство о защите прав потребителей в части смягчения ответственности ретейлера или признания форс-мажором, например, отсутствие запчастей.

Ну и в качестве вишенки на торте. Мы активно поддерживаем политику правительства, направленную на заполнение полок товарами, в том числе импортными. Однако надо сразу принять во внимание, что без какого-либо четкого контроля этой ситуации активно будут развиваться различные маркетплейсы типа Alibaba с доставкой из сопредельных стран, например, из Казахстана и Азербайджана. Международные торговые площадки имеют возможность предлагать товары по цене, не учитывающей логистику по России, наценку дистрибьюторов, таможенные пошлины, НДС и так далее. Соответственно, товары в множестве небольших интернет-магазинов будут дешевле, чем на полках у ретейлеров, и это как раз требует законодательного решения. Потому что иначе мы получим рост трансграничной электронной коммерции на 60% (как оценивают коллеги из профильной ассоциации), которая станет огромной угрозой для ретейлеров в России, ведь они не смогут продавать по такой же низкой цене. И не из-за жадности, а потому что имеют значительную налоговую и социальную нагрузку. Все созданные ими рабочие места, уплачиваемые ими налоги в бюджет РФ, социальная ответственность — все это будет под угрозой.

Все эти вопросы в правовом поле не урегулированы. Со своей стороны мы — и через ассоциации, и как отдельные участники рынка — ведем активный диалог с правительством, нас слышат и действительно вносят изменения. Но пока решение части вопросов отложено, потому что никто не имеет ясной картины. Поэтому мы все должны понимать, что в ближайшее время ретейл — это зона правовой неизвестности: все перечисленное будет так или иначе увеличивать риски в нашем сегменте бизнеса. Ретейлеры будут делать все возможное, чтобы соблюдать требования законодательства, однако, чтобы не допустить дефицита на полках, возможно, придется на свой страх и риск какие-то товары продавать без надлежаще оформленных сертификатов. При этом мы не только не возражаем против маркировки или сертификации, но и поддерживаем эти инициативы. Однако необходимо законодательное упрощение и урегулирование процедур получения разрешительных документов. Смягчение требований в части регулирования сопроводительного комплекта документов, необходимых, чтобы товар попал на полку, — это та инициатива, которую мы ожидаем от правительства, и мы уже видим движение регуляторов в нашу сторону. И если импорт товаров и наполнение полок в значительной части находятся под контролем и необходимые меры предпринимаются, то c точки зрения отстаивания позиции ретейлеров в рамках защиты прав потребителей есть вероятность, что практика взаимодействия сторон и правоприменения с учётом новых реалий будет формироваться заново в судах разных инстанций.

Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях