Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Распустились тут. Цены на цветы перед 8 Марта выросли на 20% (инфографика)

Распустились тут. Цены на цветы перед 8 Марта выросли на 20% (инфографика)

11 547
Источник:

Так и не оправившаяся до конца от коронавирусного шока цветочная отрасль намерена поправить дело за счет повышения цен перед 8 Марта. Но от выращенных в России роз воротят нос не только магазины, но и многие покупатели, а миллионы импортных цветов вянут на таможне.

Первой по поводу проблемы с цветами забила в набат спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в преддверии праздника 8 Марта: «Цены на цветы кусаются. Мужчины недовольны, женщины ждут цветов». При этом через границу к нам едет беспрецедентное количество цветов — в разы больше, чем годом ранее, хотя и не все приезжают в срок. «Фонтанка» выяснила, почему тюльпаны и розы дорожают на глазах, и где застряли десятки фур с «нежным» товаром.

Несмотря на то, что цветочная отрасль попала в число пострадавших и получила помощь от государства, почти полное отсутствие мероприятий и торжеств в апреле- августе 2020 года сильно ударило по цветочникам. Пережившие разгар пандемии ретейлеры надеялись с помощью 8 Марта отбить хотя бы часть своих потерь, но, похоже, у них это вряд ли получится. Надежды на просыпающуюся ивент-индустрию, свадьбы и выпускные не особо много. Чтобы выбраться из долгов, цветочной отрасли нужно в разы больше таких событий, а предпосылок к заметному росту их числа нет.

«Нельзя за один-два месяца отбить то, что ты потерял за полгода. Это нереально и несерьезно. Дай Бог, если кто-то кредиты полностью возвратит после праздников, и то я в этом сомневаюсь», — говорит владелец компании «Ленцветторг» Андрей Добролюбов.

Кенийский рассвет

Почти половина ввозимых в Россию цветов приходится на розы разных цветов и сортов. Основную их часть выращивают в Эквадоре, Кении, Индии, ЮАР и Нидерландах. В значительных объемах в Россию импортируют более универсальные и менее дорогие хризантемы, тюльпаны и гвоздики. При этом более половины выращенных за границей цветов попадают в Россию автотранспортом — из Голландии транзитом через Белоруссию.

Ретейлеры подтверждают: цветы действительно подорожали на 20–30%. Дело в курсе валют, образовавшемся во время пандемии дефиците зарубежной продукции и задержках фур на границе с Белоруссией в период пикового спроса. О последней проблеме кричат белорусские цветоводы (вернее, цветовозы), но категорически отрицает российская таможня.

По данным исследования агентства BusinesStat, объем предложения цветов в России за 2020 год сократился на 9,9%, с 1,85 до 1,67 млрд штук. В России работают 13 крупных цветочных комбинатов, построенных в 2008–2011 годах. Они производят около 250–300 млн стеблей в год, что покрывает примерно 17% рынка. Оставшиеся 83% — доля импортного цветка. Его стоимость зависит от колебаний мирового рынка, для которого мощнейшим потрясением в 2020 году стала пандемия.

В прошлом году импорт срезанных цветов в Россию составил 78,5 тыс. тонн и 271,7 млн долларов в денежном выражении. Это на 20% меньше, чем в 2019 году, когда в страну ввезли 86,5 тыс. тонн цветочной продукции, следует из данных Федеральной таможенной службы. До этого в натуральном выражении импорт держался на уровне 67–68 тыс. тонн, но с 2017 по 2018 год стоимость цветов резко упала.

Коллапс на границе

В конце февраля импортеры пожаловались, что российская таможня на длительное время задерживает фуры с цветами на границе с Белоруссией, что в случае со скоропортящимся продуктом приводит к убыткам и может вызвать дефицит.

Федеральная таможенная служба не признает задержек при оформлении цветов и указывает на рекордные объемы поступающих партий.

«Информация о якобы имеющих место задержках в таможенном оформлении цветочной продукции и, как следствие, возможном дефиците цветов, распространяемая рядом СМИ, не соответствует действительности, — сказано в опубликованном 21 февраля сообщении ФТС. — Добросовестные импортеры цветочной продукции трудностей на российском рынке в настоящий момент не испытывают. Непроверенная информация в ряде СМИ могла быть инициирована в преддверии праздника 8 Марта интересантами «серых схем» по ввозу цветов».

Российская таможня посчитала, что с 15 февраля по 3 марта на границе оформили около 9,15 тыс. тонн срезанных цветов и бутонов, что вдвое больше, чем за тот же период 2020 года, и в 1,7 раза больше, чем в 2019 году.

За то же время через пункт пропуска «Бурачки» в Псковской области прошло в три раза больше машин с цветами, чем годом ранее. Из них на месте задекларировали только малую часть, остальная продукция направилась в сторону Москвы.

Однако владельцы цветочных магазинов описывают картину совсем иначе. Как рассказала генеральный директор компании «Маори русс» Анна Мельничук, задерживать грузы для длительного досмотра начали еще перед 14 февраля, в самый сезон. Так, у ее компании на границе застряли 11 фур, из которых на момент разговора с «Фонтанкой» выпустили всего одну, и то спустя две недели.

«Цветы в этой машине непригодны для реализации. Наши клиенты отказываются от товара. Соответственно, цветы теперь только под утилизацию», — сказала «Фонтанке» Мельничук. Она утверждает, что по итогам досмотра никакого документа представители компании не получили, а причины такого тщательного внимания к их продукции таможенники не раскрыли. Пообщавшись с партнерами и конкурентами, предпринимательница сделала вывод, что это проблема массовая. Вместе с грузовиками «Маори русс» она нашла сообщения о задержке еще 60–70 машин с цветами.

«Мы до сих пор не увидели свой цветок на 14 февраля. В фуре, которую мы ждали, было продукции на миллион рублей», — подтвердила «Фонтанке» владелица другой компании «Миллион цветов» Ирина Нурулаева. По ее словам, на 8 Марта ей пришлось перекупать цветы у тех, кому все-таки удалось их привезти.

По оценке Мельничук, стоимость одной фуры в среднем составляет 20 тыс. долларов, плюс транспортные расходы — еще 1 тыс. евро, плюс нужно заплатить на границе 20% НДС. Даже без учета налога, получается, что 11 ее задержанных фур с просроченным товаром стоили компании более 200 тыс. долларов убытков. А теперь придется потратиться еще и на утилизацию.

Глава «Маори русс» считает, что на рынке перед 8 Марта может возникнуть вполне реальный дефицит, поскольку заказчики либо не получат товар, либо переориентируются на более дорогие аналоги.

«Голландский тюльпан, который мы завозим, стоит порядка 20 рублей. Местный российский тюльпан только в закупке стоит около 80 рублей. Те, кто сейчас пытается быстро перестроиться, могут где-то еще найти цветы, но их ценник будет намного выше», — объясняет она. Когда цветы пройдут через все звенья дистрибуции, его розничная цена может вырасти на 30–50%, описывает арифметику этого бизнеса предпринимательница.

И все-таки кусаются

По оценке опрошенных «Фонтанкой» ретейлеров цветы на прилавках в среднем уже подорожали на 20–30% по сравнению с прошлым годом, причем некоторые позиции — на 10%, другие — на 50%. Традиционный праздничный рост цен к 8 Марта в этом году раздулся до таких масштабов, в том числе из-за ситуации на границе с Белоруссией, которую ретейлеры называют беспрецедентной.

«Все из-за того, что транспорт подорожал: на границе остановили десятки фур с документами и не выпускали их. Автоматически остановилась отгрузка в Голландии. Они всю логистическую цепочку наклонили. Задержек сейчас нет, но транспорт будет свои потери компенсировать», — отмечает учредитель «Ленцветторг Нэкст» и «Ленцветторг Винтаж» Андрей Добролюбов.

Среди других причин роста цен игроки рынка отмечают ослабление рубля и рост цен на мировом рынке. В пандемию производители существенно сократили производство и не успели его нарастить, поэтому, столкнувшись с огромным спросом, сильно подняли цену.

«Даже валютные цены на европейских рынках заметно поднялись. В зависимости от вида луковицы на некоторые позиции рост составил 30–40%», — сообщил эксперт цветочного рынка Леонид Юдин, глава и совладелец компаний, специализирующихся на оптовых поставках луковиц растений.

Совладелица и гендиректор компании «Цветы.ру» Людмила Ковалева рассказала «Фонтанке», что сейчас оптовые цены достигли прошлогоднего уровня розничных. «Я уменьшила закупку как минимум в четыре раза. Мы берем самые ходовые цветы — гвоздики, тюльпаны. Ранункулы, которые обычно используются в букетах, год назад были в продаже по 160–180 рублей. Сейчас только в закупке они стоят по 250 рублей за штуку», — посетовала она.

Если обычно ретейлеры по некоторым позициям могли сделать наценку в 100%, сейчас они не смогут себе этого позволить на фоне коронавирусного снижения покупательской способности. Те, кто действительно решится на такое, скорее всего долго на рынке не продержатся, предполагает Ирина Нурулаева.

Наши не тянут

Игроки рынка цветочного ретейла согласны с Валентиной Матвиенко, что российских цветоводов надо поддерживать, к примеру, снижая НДС. Но торговые компании пожаловались «Фонтанке» на трудности работы с отечественным цветком: перебои в поставках, скудный ассортимент. Самые популярные цветы — розы, большинство российских поставщиков выращивают только в трех цветах. При этом у них довольно высокая цена при качестве, которое все еще не дотягивает до иностранцев, хотя за последние пять лет и стало значительно лучше. Помимо этого, по словам некоторых магазинов, местные производители повышают цены на продукцию не только перед международными праздниками, но и перед национальными вроде Дня матери, Дня учителя и других.

Производители не согласны с претензиями, хотя генеральный директор одного из производителей торгового дома «Чеховский сад» Андрей Лепехин, признает: его компания действительно повысила цены к 8 Марта с 48–52 до 59 рублей за цветок (примерно на 12–13% — Прим.). Это с учетом повышения зарплат сотрудникам, роста коммунальных платежей, привязанных к евро цен на удобрения и микроэлементы, а также праздничного ажиотажа.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях