Рухнувший на М-10 после встречи с самосвалом надземный пешеходный переход стоил около 60 млн рублей при строительстве, но сейчас такой потянет и под 150 млн. Платить, скорее всего, придется владельцу грузовика, а не водителю.
Самосвал «Вольво» откинутым кузовом снес надземный пешеходный переход на 614 километре трассы М-10 вечером 11 октября. Момент аварии попал на видео, возвращавшиеся после выходных в город автомобилисты проклинали сразу образовавшуюся пробку. Очевидцы говорят, что 49-летний водитель не услышал предупреждающие сигналы соседних машин.
Самосвал был задействован в ремонте участка дороги под переправой, возил на место асфальт. Его водитель в очередной раз разгрузился, «очистился», только сел в кабину, и на радостях, что его пропускают в воскресной пробке направляющихся в город, поехал, забыв о поднятом кузове.
«Я в шоке. Это не водитель, это вот такие люди виноваты. Они не думали, что сейчас кого-то убьют, не дай бог, или он сам умрет. Вот такие вот мы, никогда не жалеем никого и не думаем о последствиях. Нет бы вот сказать: «Кузов у тебя поднят, куда ты выезжаешь», — рассказывает свою версию событий Сардар Гаджиев, который в базах значится владельцем транспортного средства.
То, что никто не погиб после того, как грузовик снес неопущенным кузовом тоннельную надземную конструкцию, можно назвать чудом: воскресным вечером там не оказалось пешеходов. Многотонное сооружение рухнуло на контейнер параллельно шедшей фуры, а не на кабину. Движение по трассе временно остановили, организовали объезд.
Как узнала «Фонтанка», разработкой проектной документации этого надземного перехода занималась компания «БалтМостПроект» (БМП) по заказу крупного московского дорожного строителя ООО «ЕвроТрансСтрой».
«Удары в эти переходы вообще не предусмотрены. Габарит над проезжей частью был обеспечен — 5 м 20 см. [Конструкция предусматривает] только ветровые нагрузки, снеговые и пешеходные. Всё. Никаких ударов, — сказал «Фонтанке» гендиректор БМП Илья Стенин. — Мосты проектируют, чтобы по ним ходили, а не сбивали самосвалами».
«Проблема не в характеристиках переходов, а в самосвалах. В Крыму посбивали столько мостов в местах строительства, что мама родная», — сказал другой источник, близкий к мостостроительной отрасли.
Глава БМП вспоминает, что переправу построили в 2010–2012 годах, на тот момент такие сооружения стоили в районе 60 млн рублей. С поправкой на изменения индексов (сметной стоимости строительства) Минстроя, к настоящему времени такие переходы могли подорожать в 2–2,5 раза — до 120–150 млн рублей, говорит эксперт.
«Сейчас же вопрос в том, что нужно разобрать это пролетное строение, посмотреть, обследовать, что с ним случилось при ударе, при падении. Если оно подлежит восстановлению и его можно выправить — это будут одни деньги. Если нельзя и нужно делать новое — совершенно другие. Это же не первый случай у нас по Ленинградской области... Там делается проект восстановительных работ, он утверждается у владельца дороги или сооружения, а дальше уже все эти юридические разбирательства с тем, кто прав, кто виноват в этой аварии», — сказал Стенин.
Дорога принадлежит «Росавтодору», ее вместе с сооружениями эксплуатирует ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Его эксперты и сотрудники правоохранительных органов ведут проверку и оценивают ущерб. После обследования станет понятно, сколько потребуется на восстановление денег и времени.
Глава службы помощи автомобилистам «Автоклуб А24» Денис Шубин говорит, что обычно в таких случаях возместить материальный ущерб требуют от фактического владельца транспортного средства.
«Если мы говорим про материальный ущерб — то да, под ударом оказывается владелец автомобиля. Если там, не дай бог, кто-то погиб, — то, соответственно, водитель, — объясняет эксперт. — Если водитель виноват, это его личный самосвал и он сам был за рулем, то с него и то, и другое может быть взыскано».
Обрушивший переход «Вольво» записан на Сардара Гаджиева. Грузовик застрахован по ОСАГО компанией «Страховая бизнес группа». По договору, круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством, не ограничен. Это значит, что любой водитель может сесть за руль, и ответственность владельца при этом застрахована, но его это все равно от нее не освобождает. Полис покроет возмещение вреда в пределах всего лишь 400 тыс. рублей.
«Где вы видели такие вещи, чтобы сразу все [страховкой] покрыло? Буду работать на них всю жизнь, значит, что делать? Как по-другому?» — сказал «Фонтанке» Гаджиев.
Похожие ДТП случаются нередко в разных регионах страны, чаще — там, где идет строительство или дорожные работы. В конце сентября аналогичная авария произошла на выезде из Екатеринбурга. КамАЗ откинувшимся кузовом снес пешеходный переход, конструкция рухнула прямо на кабину, в результате чего водитель погиб.
В начале сентября самосвал снес только построенный пешеходный мост на выезде из Кургана. В ДТП никто не пострадал: авария произошла в пять утра, и сооружение не было введено в эксплуатацию. Год назад подобное происшествия случилось на автодороге «Таврида» в Крыму. КамАЗ врезался в строящийся путепровод, кабину раздавили сорвавшиеся железобетонные конструкции. По информации местных СМИ, водитель тогда уцелел, выпрыгнув из машины. При этом надземный пешеходный переход на Ярославском шоссе в подмосковных Мытищах пережил удар самосвала. В момент столкновения на нем находились четыре человека, они не пострадали, передавала местная пресса.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
Пешеходный переход на 614-м километре трассы М-10 состоит из металлического каркаса, перильных ограждений и поликарбонатного стекла. Он находится на высоте 5,2 м от проезжей части. По оценке проектировщика, весит около 45 тонн. Разработкой проектной документации этого надземного перехода, а также еще трех переходов на М-10, занималась компания «БалтМостПроект» (БМП) по заказу федерального дорожного строителя ООО «ЕвроТрансСтрой».