17.08.2020 18:53
34

«Видишь мозаику? А её нет». Аврал Фрунзенского радиуса спустя год осыпается сотнями миллионов

Многострадальная мозаика Фрунзенского радиуса может так и не доехать до станций. Спустя почти год после их открытия на складах по-прежнему остается почти половина, и её уже не хотят.

Фото: компания «Тесер»



По данным «Фонтанки», «Метрострой» расторгает контракт с поставщиками мозаики на станции Фрунзенского радиуса спустя 10 месяцев после их открытия. Предприятие считает, что компания «Тесер» почти ничего им не передала на 80 млн рублей аванса и уж тем более — на 260 млн цены контракта. Подрядчик предлагает сходить на «Дунайскую» или «Проспект Славы» и проверить, но «Метрострою» и чиновникам не до того: они вообще предлагают не вспоминать про мозаику, которую надо бы довести до ума, а просто вычеркнуть её из проекта.

Извещение о расторжении контракта (есть в распоряжении «Фонтанки») датировано 14 августа и подписано гендиректором «Метростроя Сергеем Харлашкиным; в нем перечисляются те изделия, которые «Тесер» должен был поставить по договору от апреля 2019 года. На «Дунайской» это 13 витражных панно «Города Дуная» (35,7 млн рублей) и панно из смальты и камня «Река Дунай» (101 млн). На «Проспекте Славы» — панно «Афганистан» за 17,5 млн, витражный карниз за 44 млн и мозаика из смальты «Ордена Славы». На «Шушарах» — панно «Гонки» в 110 квадратных метров за 60 млн. Всего финальная стоимость контракта составляла 258 млн, 80 млн ушли авансом поставщику.

История с мозаикой на Фрунзенском радиусе многим памятна, главная интрига развернулась вокруг панно «Афганистан». Тогда «Тесер» даже демонстративно объявил о продаже мозаики на Avito, так как финансирование отставало от графика, а «Местрострой» ссылался на специфику процедуры. Панно доехало до строящейся станции, однако поставщики настаивали, чтобы с ними заключили договор подряда, ведь проводить установку тоже предстояло им. В атмосфере аврала «Метрострой» привлек других специалистов к монтажу: «Тесер» называл происходящее актом вандализма и призывал врио губернатора Беглова «остановить произвол», а «Метрострой» обвинял субподрядчика в саботаже.

В итоге станции Фрунзенского радиуса открылись не только со срывом сроков, но и со второго раза, произошло это 3 октября 2019 года. В тот же день на «Дунайской» случилась протечка, а вскоре возникла еще одна проблема с отделкой на «Проспекте Славы»: выяснилось, что витражный карниз не такой уж витражный, элементы заменены на триплекс. «Метрострой» объяснял это браком продукции, который якобы был обнаружен при поставке.

Характерно, что тогда комментировать ситуацию приходилось Сергею Харалашкину, еще в должности председателя КРТИ, вскоре он стал гендиректором «Метростроя». Теперь в письме «Тесеру» он сообщает, что частично поставлены только 54 из 95 квадратных метров «Афганистана» на 10 млн, но он «в раздробленном виде не представляет никакой потребительской ценности для ОАО "Метрострой"». По остальным пунктам обязательства не выполнены, сроки поставки сорваны более чем на год. В связи с этим контракт считается расторгнутым в одностороннем порядке, а «Тесер» должен вернуть 70 млн аванса.

Директор «Тесера» Андрей Чесноков был эмоционален. «То есть мы должны вернуть то, что заплатили 120 мозаичистам и витражистам, а также в бюджет в виде налогов? — риторически спрашивает он. — У нас долг перед поставщиками — 15 млн, перед сборщиками витражей — 17 млн, нам не оплачены наши поставки. Они правда думают, что у рабочих под подушками схоронены эти 70 млн?»

На самом деле конфликт, который разыгрался между «Тесером», «Метростроем» и дирекцией транспортного строительства, привел к тому, что часть отделки, которая заложена в проекте, действительно отсутствует. На «Южную» в итоге не привезли панно «Гонки», «Река Дунай» красуется лишь над одним эскалатором из четырех, про триплекс на «Проспекте Славы» уже говорилось выше. Но тезис о том, что витражи и мозаика вообще не доехали до заказчика, Чесноков высмеивает: «Ну давайте я свожу их на «Дунайскую», покажу им эти 13 городов, покажу «Реку Дунай», покажу «Афганистан», наконец, на "Проспекте Славы"». К натурным наблюдениям он прилагает письмо «Ленметрогипротранса», проектировавшего продолжение фиолетовой линии: в нем перечислены те объекты, которые установлены на станциях, и подтверждается, что они «соответствуют проектным решениям».

«Метрострой», по словам Чеснокова, отказывается подписывать товарные накладные на изделия, так что «Тесер» пытается его понудить к этому через арбитраж, очередное заседание как раз 17 августа. В свою очередь «Метрострой» утверждает, что у него изначально имелись замечания к сроку поставки и к качеству изделий, поставляемых «Тесером». «Но основная претензия заключается в том, что поставка не оформлялась документально должным образом, — говорят в пресс-службе. — Договором была предусмотрена приемка полностью завершенного изделия, выполненного в соответствии с архитектурным проектом, но по факту изделия полностью и в срок предъявлены не были. ОАО «Метрострой» не единожды предлагал ООО «Тесер» решить спорные вопросы мирным путем и документально передать изделия ОАО «Метрострой», однако по прошествии более года поставка в полном объеме так и не была осуществлена. В качестве выхода из сложившейся ситуации ОАО «Метрострой» не видит иного решения, кроме как расторжения договора, который так и не был исполнен».

Если следовать логике предприятия, то все, что не может подписать «Метрострой», ему же не может закрыть дирекция транспортного строительства, она принимает только «Афганистан». Андрей Чесноков заявил, что вынужден будет обратиться в правоохранительные органы: «Пусть проверят, есть ли товар или нет и почему его не видит ДТС и "Метрострой"». Звучит в его заявлениях и слово «реституция» — в значении обнуления контракта, при котором по возвращении денег заказчику забирается и весь поставленный ему товар. Надо думать, до мозаичистов с кувалдами, отколупывающих смальту на станциях, все-таки не дойдет.

Панно «Гонки» действительно существует только в картоне; остальное не полученное «Метростроем» (не триплексовая часть карниза «Проспекта Славы» и «Реки Дунай») лежит на складах. Общая стоимость, говорит Чесноков, 118 млн. Будущее этого всего туманно: судя по внутренней переписке транспортного блока, он не настроен доводить фиолетовую линию до того вида, который ей предписан проектом. В середине июля из «Метростроя» пришло письмо на имя замдиректора ДТС Васильева. В нем главный инженер предприятия Алексей Старков сообщал: «ООО «Тесер» в рамках исполнения договора допустило отступление от его условий, повлекшее негативные последствия для результата работ… В поставленных и смонтированных элементах выявлен брак, не позволяющий использовать данные элементы при эксплуатации, фактически поставка не была осуществлена».

В связи с этим «Метрострой» предлагает рассмотреть другие технические варианты: на «Дунайской» — глазурованную керамику, на «Шушарах» — витражное панно в смешанной авторской технике, на «Проспекте Славы» — ультрафиолетовую печать на закаленном стекле. Эти материалы, говорится в письме, соответствуют всем требованиям метрополитена и позволяют удешевить проект: стоимость отделки упадет с 243 млн (изначальная сметная стоимость контракта) до 192 млн. По данным «Фонтанки», эти предложения Васильев переслал «Ленметрогипротрансу» как автору проекта.

Если отвлечься от конкретной мозаики и конкретного подрядчика, то видно, что в целом повторяется канва авральных строек «Метростроя» последних лет. Речь не только о стадионе, который аукнулся генеральному и субподрядчикам десятками исков и уголовными делами. Введенные в спешке «футбольные» станции зеленой линии сразу после чемпионата мира по футболу расцвели тысячей претензий метрополитена и начали течь; в то же время там встали траволаторы, а со стен посыпалась плитка. «Новокрестовскую» все еще доводят до ума, закрыв на период пандемии.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

Фото: компания «Тесер»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (34)

maximvf
Ржевка - Пороховые как будто уже привыкли за полвека без метро. В районе Шуваловский - Каменка и вокруг Балтийской жемчужины будет интереснее. Каждый из районов - средний областной город России по количеству жителей. Три маршрутки, автобус и троллейбус попробуют отвезти областной город на работу и с работы. Впрочем, маршрутки лишние, их в ходе реформы сократят.

Fosgen
Уместно будет так же напомнить, что многие станции, которыми уже пользуются не одно уже десятилетие, так же далеки от своего первоначального замысла; навскидку - стеклянные колонны в "Автово", с подсветкой изнутри, памятник Александру Невскому в нише торца "Площади Александра Невского-2".

Pavelhas
Заменят смальту и витражи на триплекс с плёнкой и
ультрафиолетовую печать на закаленном стекле стоимостью в 192 млн.
Нда... Об этом поколении метростроя и властей будут долго помнить.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...