05.08.2020 11:42
2

От печали до радости. Малый бизнес рассказал о том, как обогатиться, закрыться и объединиться за время кризиса

На второй конференции проекта «Покупай у своих» планировалось обсудить выход из кризиса, но выяснилось, что далеко не всем предпринимателям к концу июля удалось вновь ощутить твердую почву под ногами.

<br><br>автор фото: Михаил Огнев


автор фото: Михаил Огнев

«Фонтанка» в конце июля вновь собрала руководителей предприятий малого бизнеса — участников проекта «Покупай у своих», объединившего более 2000 компаний. В ходе встречи участники выяснили, кому до сих пор нельзя работать, почему другие не жалеют ни об одном дне самоизоляции, как повлиял коронавирус на осанку, размер одежды и тортов, а также узнали 5 принципов общения с заказчиками, которые не хотят платить.

Халявщики и партнеры

В стрессовых условиях компаниям пришлось налаживать взаимоотношения по-новому и со старыми партнерами, а также искать тех, кто готов работать в непривычном формате, при этом не обошлось и без взаимодействия с финансовыми институтами.

— Мы все оказались в ситуации неопределенности, стресса и непонимания, что делать, — рассказывает Виктория Тишина, руководитель «Модного дома Виктории Тишиной». — У меня в городе сеть из 5 магазинов женской городской и офисной одежды, причем мы сами делаем все: от эскиза до готового изделия на вешалке. Плюс маркетплейсы: LAMODA, wildberries, KUPIVIP. Розничные магазины закрыли. И что делать? Бежать маски шить и халаты? Это не выход, потому что там маржинальность минимальная. Мы сделали перетасовку каналов сбыта и основную массу направили на маркетплейс.

Нашелся и новый канал продаж — соцсети, в первую очередь Инстаграм. Ударно поработав, в конце марта модный дом выпустил десять дополнительных моделей свободной одежды для полнеющих в самоизоляции покупателей. По словам Виктории, проект был реализован с помощью Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.

— Мы взяли минимальную сумму — 800 тысяч, работали и день, и ночь, выработали эту коллекцию, — вспоминает Виктория. — Я очень рисковала, очень боялась, но даже ликвидировала кассовый разрыв, который был на конец марта.

На какую-то еще государственную поддержку Виктория Тишина не рассчитывала: «Эти ОКВЭды, это можно, это нельзя…». Но чтобы двигаться вперед, она обратилась в Центр развития и поддержки предпринимательства с предложением наладить сотрудничество с работниками какого-либо театра.

— Предварительное согласие дал Молодежный театр на Фонтанке. Мы будем дарить актрисам одежду, которую они выберут, из нашей новой коллекции, фотографировать в ней и размещать снимки в своих соцсетях, а они — в своих, — делится модельер. — И во всей этой ситуации триггером сработали вы, «Фонтанка», потому что вы запустили проект «Покупай у своих», и я подумала, что если им можно, почему мне нельзя. Вообще сейчас такое время интересное, что помощи ждать неоткуда, мне кажется, нужно бизнесу посмотреть вокруг, понять, что среда сейчас не совсем конкурентна, поэтому нужно налаживать связи друг с другом, чтобы выплыть в этой ситуации.

В Фонде содействия кредитованию малого и среднего бизнеса отметили, что во время пандемии организация оказывала меры финансовой поддержки на региональном уровне, которые дополняли федеральные программы.

— Были введены две новые программы микрофинансирования для предприятий из отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, а также специальные условия предоставления займов для производителей средств индивидуальной защиты и дезинфекции, а также медицинской техники, — рассказывает исполнительный директор Фонда Александра Питкянен. — Снижены ставки и по основной программе микрофинансирования Фонда. А по предоставлению поручительств для всех заемщиков введен упрощенный порядок принятия решения на реструктуризацию и пролонгацию кредитных договоров, обеспеченных поручительством Фонда.

Также были введены ограничения на увеличение ставки по действующим договорам. С 22 июня Фонд начал работать по программе предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях сохранения численности сотрудников. Они предоставляются без залогового обеспечения в размере до 5 млн рублей на срок до трех лет с отсрочкой по выплате основного долга и процентов на первые 12 месяцев. При этом, как отмечает Александра Питкянен, максимальный размер займа не может превышать объем расходов, связанных с выплатой заработной платы сотрудникам за 2019 год. Процентная ставка на первый год устанавливается в размере 1% годовых, на второй год — 2%, на третий год — 3% годовых. Если компания сохранит штат сотрудников не меньше чем на 80% к 1 января 2022 года, 1 января 2023 года и 1 апреля 2023 года, и будет выплачивать без задержек основной долг и проценты, предприниматель сможет получить субсидию в размере 50–100% от суммы основного долга на развитие деятельности, обратившись в 2023 году в комитет по промышленной политике инновациям и торговле.

— На сегодняшний день наибольшее количество заявок по данным займам принято от организаций, осуществляющих деятельность в сфере перевозок, а также кафе и ресторанов, — отметила Александра Питкянен.

Однако с партнерами повезло не всем участникам видеоконференции, и иногда это становилось фатальным для бизнеса.

— Я начинающий предприниматель, зарегистрировалась в январе, открыла магазин в феврале, — рассказывает Анна Многолет, владелица специализированного магазина чая, кофе, меда «КОФЕЧАЙ & печенька». — Был у меня партнер — коллега, но она, к сожалению, потеряла интерес почти сразу, а в конце мая и вовсе сообщила, что не будет заниматься магазином и хочет вернуть свои деньги. Это одна из причин, почему мне пришлось закрыться.

Вторая причина — невозможность заплатить налоги и не залезть в долги, и третья — отсутствие помощи от государства. Но, закрыв фирму на лето, Анна не сдается, продолжает развивать соцсети, планирует оформить самозанятость и запустить новый продукт — вкусные букеты ручной работы.

Менеджер спецпроектов петербургского издательства «Банда умников», которое выпускает обучающие настольные игры и тетради, Никита Гончаров считает кризис отличной возможностью «проверить партнеров на вшивость».

— Вам для этого не нужно ничего целенаправленно предпринимать, человек сам принесет вам «справку» о том, что у него есть вши, — улыбается Никита Гончаров. Он поделился с участниками конференции принципами общения с заказчиками, которые задерживают платежи. Во-первых, отдавать себе отчет, что дела плохи у всех. Это помогает не строить иллюзий и проще воспринимать даже самую неприятную обратную связь. Во-вторых, заказчику нужно связаться с поставщиком и обсудить возможность отсрочки платежей, вместо того, чтобы прятаться или менять условия договора в одностороннем порядке. Следуя этому принципу, обе стороны выигрывают. В-третьих, никакой переписки! Сложные проблемы обязательно нужно обсуждать с глазу на глаз.

— Написать всегда проще, но и отказать в переписке тоже проще, — уверен Никита. — И если нам отказали уже в письменном виде, не остается пространства для маневра. В письме вы всегда контрагент, а в разговоре — живой человек.

Поддерживать неформальное общение с клиентами и поставщиками — это четвертый принцип. Будучи в курсе финансовой и деловой обстановки у партнеров, можно делать выгодные и своевременные предложения. Ну и, наконец, надо предлагать возможности в обмен на уступки.

— Когда нам что-то нужно от человека, то вполне логично звучит встречный вопрос: «А ты мне что?». И ответ на такой вопрос мы стараемся подготовить раньше, чем он прозвучит, — объясняет Гончаров. — Если мы хотим отсрочку от типографии, мы сами предложим увеличить тираж, но откажемся от дополнительной скидки.

С новым подходом

Примеры, когда во время ограничений удалось бизнес развить, тоже есть. Вячеслав Савельев, основатель и генеральный директор специализированного магазина пазлов PUZZLE-SPB, не жалеет ни об одном дне карантина — за это время ему удалось создать огромную базу покупателей.

— Четыре месяца пролетели просто как один день, — сообщил предприниматель. — Все было очень круто, нам все понравилось. Точки работали в режиме выдачи интернет-заказов. Покупательский спрос в разы вырос, плюс мы начали обзванивать поликлиники, клиники, бухгалтерии — все учреждения, где работает много женщин, девушек, которые увлекаются пазлами, и предлагали их руководству сотрудничество.

По словам Вячеслава, откликнулось 99% аудитории. Фирма отдавала товар за себестоимость и за счет этого держала оборот у поставщика. Самым крупным заказчиком стала сеть петербургских медицинских клиник. Сотрудники собирали пазлы с семьями и делились фотографиями в соцсетях.

— Мы собрали пазл, показали, как это можно в режиме реального времени в онлайн-формате, и все были в восторге, все были довольны, — рассказывает Вячеслав. — Теперь люди хотят приехать к нам в магазин, посмотреть на эти горы пазлов вживую.

Проблемы с поставками тоже удавалось решать — сначала за счет больших запасов, потом — за счет продажи с огромной скидкой бракованного товара, недостатки которого ограничивались лишь мятой упаковкой. В середине мая, когда снова начались перебои с поставками, PUZZLE-SPB запустил обмен пазлами между клиентами. «Люди менялись, было интересно, классно, мы хотя бы оставались на слуху», — вспоминает Савельев.

В то время, как спрос на пазлы увеличился, праздничные торты уменьшились в размерах.

— Люди на самоизоляции оказались один на один со своими семьями, а это максимум 6 человек, и если мы ранее делали торты не меньше 2 кг, то сейчас сократили минимальный вес до 1 кг, легче делать невозможно, потому что этот объем даже на торт бывает не похож, — сообщила Натали Горбачёва, генеральный директор ООО «Торт Вашей Мечты». — Мы разработали линейку малых тортов, которые были бы экономичны по себестоимости и быстры для декора, для того чтобы сократить затраты.

Кроме производства тортов на заказ, у компании есть картинная галерея и безглютеновая кофейня-кондитерская, в которой удалось организовать доставку, наладив контакт с помощью интернет-рассылки и WhatsApp с теми клиентами, с которыми до вируса связь практически не поддерживалась.

Натали сохранила кофейню, организовав работу навынос и обеспечив доставку, в том числе потому, что ощущала социальную ответственность, поскольку полностью безглютеновых точек общепита в принципе в Петербурге мало. А три недели назад подтянулся и корпоративный сегмент — даже те компании, которые в представлении Горбачевой не имели никакого отношения ко Дню ВМФ, заказали торты. Следом — неделя тортов для выпускных, а потом и День строителя.

Юлия Шадрина, генеральный директор магазина подарков и сувениров BINKABI, использовала старые связи для развития нового дела. Оставшись без поставщиков текстиля, она решила производить футболки из переработанного пластика.

— Есть партнер, моя бывшая коллега, которая усовершенствовала дробилку для пластика, сама причем, сделала ее более выгодной по стоимости производства, сделала несколько прототипов, в том числе домашний, — можно дома поставить вместо мусорки и кидать туда пластик, — рассказывает Юлия.

Радостью поделилась и Елизавета Прудовская, PR-менеджер Smartstool. «Фонтанка» уже писала о том, как самоуправляющаяся компания, директор которой застрял в Таиланде во время карантина, быстро сориентировалась в новых условиях и увеличила продажи на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Мы сделали коронавирусное предложение, которое очень хорошо зашло — скидка на комплексное рабочее место, стол плюс стул-седло, поскольку люди перешли домой и поняли, что [после работы] за кухонным столом, или где они там сидели, спина им спасибо за это не сказала, поэтому они обратили внимание на наше предложение и стали закупать правильную мебель к себе домой, — рассказала она.

Примерку ортопедической мебели, которая раньше проходила исключительно в магазинах, фирме Smartstool быстро удалось перевести в онлайн-формат с помощью видео- и фото-консультаци.

Писала «Фонтанка» и о петербургском рестораторе Михаиле Кузьмине, который в разгар кризиса начал поставлять в «Перекресток» изготовленные по собственному рецепту пирожки «Мёки». Хотя поставку 10 пирожков по себестоимости 30 рублей за штуку сложно назвать поставкой, поездки из Петербурга в Сосновый бор и Петрозаводск во время самоизоляции помогли Михаилу справиться с негативными эмоциями: «У меня был такой паспорт с собой, что я могу перемещаться по этому городу от Х5 Retail Group».

По словам предпринимателя, заход в «Пятерочку» был нужен для продвижения нового продукта, который раньше продавался в мелком ретейле и небольших сетях кофеен.

— Путь очень долгий, нереально длинный, процесс согласования просто космический, — рассказывает Кузьмин. — Все спрашивают, платил ли откаты, — нет.

У Станислава По, владельца ресторана «Питер-Баку», тоже есть чему радоваться, — за прошедшие 4 месяца ему удалось расширить бизнес: в Шуваловском парке появился новый ресторан «Елифорели» и там же открывается йога-студия. «Гости довольны, я тоже счастлив», — сообщил ресторатор.

Не ограничивалась только антикризисными мерами и работа банков с клиентами из сегмента малого и среднего бизнеса. На днях Сбербанк объявил о запуске совместного с Mastercard проекта для малого бизнеса «СберРядом». Проект мотивирует покупателей приобретать товары и услуги у локальных предпринимателей с выгодой для обеих сторон и направлен на рост доходов малого бизнеса. Механизм заключается в том, что участники программы «Спасибо от Сбербанка», совершая покупки у представителей малого бизнеса, также клиентов банка, получат повышенные бонусы. Проект продлится до 31 октября 2020 года по всей стране, участие в нём для продавцов и покупателей — бесплатное.

— В период карантина мы наблюдаем значительный рост интереса к эквайрингу со стороны предпринимателей, — рассказывает Роман Львов, заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк, — количество клиентов и обороты по интернет-эквайрингу в некоторых сегментах показывают кратный рост. Период самоизоляции спровоцировал массовый переход на бесконтактные платежи во всех сферах. Наиболее динамично росли интернет-продажи в таких направлениях, как фуд-ретейл, автотовары и электроника.

Развитие дистанционных продуктов, несомненно, продолжится. Сейчас, по словам Романа Львова, ежемесячно Сбербанк совместно с компаниями экосистемы выводит на рынок в среднем пять новых сервисов для бизнеса. Их можно получить как в личном кабинете интернет-банка, так и у персонального клиентского менеджера. На электронной полке представлены самые разные продукты: от электронного документооборота до комплексных аналитических систем. На Северо-Западе, по статистике банка, предприниматели наиболее часто используют такие сервисы, как «Работа.ру», курьерские услуги от Сберлогистики, «Личный юрист», бухгалтерия для бизнеса, продукты компании «Корус Консалтинг СНГ».

— По активности своих корпоративных клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса мы сейчас видим постепенное восстановление объёмов продаж, поэтому фокусируемся на разработке вспомогательных сервисов, которые позволят предпринимателям экономить время и ресурсы, и при этом повышать эффективность бизнеса, — подчеркнул Роман Львов.

Что касается различных антикризисных программ для бизнеса, Сбербанк одобрил на Северо-Западе более 20 тыс. заявок на общую сумму свыше 76 млрд рублей, из них 98% приходится на поддержку малого бизнеса.

Несмотря на очевидные трудности, по данным за первое полугодие 2020 года, объём средств на счетах клиентов малого бизнеса почти не изменился, а кредитный портфель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк в сегменте малого и микробизнеса превысил 53 млрд рублей, увеличившись с начала года на 6%. Больше половины портфеля приходится на Санкт-Петербург и Ленобласть.

— Предприниматели активно обращаются в Фонд за поддержкой, — подтверждает Александра Питкянен, — с начала года на 27 июля Фонд предоставил 160 поручительств. Сумма оказанной поддержки составила 2,09 млрд рублей, а предприниматели смогли привлечь кредитные средства на сумму 5,2 млрд рублей. По основной программе микрофинансирования Фонд выдал за это время 66 займов на сумму 177,6 млн рублей. По программе предоставления займов без залогового обеспечения на выплату заработной платы с начала действия программы (22 июня) на 27 июля выдано 26 займов на сумму 57 млн рублей, в работе находятся 37 займов на сумму 116,2 млн рублей.

Все еще на карантине

Хотя ограничения за последний месяц отменялись, кажется, непрерывно, остались отдельные категории, которые продолжают ждать у моря погоды.

— Мы относимся к развлечениям и островным конструкциям, так что нам пока не разрешено работать, — сообщил Илья Седелкин, генеральный директор сети клубов виртуальных развлечений MIR VR. — Клубы расположены в торговых центрах и кинотеатрах, и работать им пока не разрешили. Выручка обрушилась полностью еще в начале марта, а после того, как компания запустила альтернативное направление с доставкой игрового оборудования на дом к клиентам, удалось увидеть лишь десятую часть прежних доходов. К счастью, арендодатели снизили платежи на 90%, что позволило MIR VR сохранить активы и команду, закрыв всего одну локацию. Субсидии от государства из расчета на количество сотрудников, полученные за апрель и май, покрыли около 20% расходов фирмы, но на период с 1 июня до середины августа, в который клубам все еще не разрешено работать, даже такой поддержки не планируется.

По словам предпринимателя, списание страховых взносов оказалось полезным, а налога по УСН — нет, потому как прибыли, с которой списывается этот налог, тоже не наблюдается. Все возможные выплаты, в том числе и субсидия на дезинфекцию, были получены очень быстро — в течение недели после подачи заявки. А вот взять кредит на возобновление деятельности так и не удалось. Первую попытку MIR VR предпринял в середине июня, и с тех пор обратился в три банка, но ответ до сих пор не получен.

— Есть интересные детали: во-первых, кредит рассчитывается исходя изначально из 6 месяцев, об этом кредите было объявлено в мае, с 31 мая по 15 июня сумма кредита рассчитывается под 6 месяцев, начиная с 15 июня сумма кредита уже рассчитывается под 5 месяцев, — рассказывает Илья Седелкин. — Затем, начиная с 15 июля, сумма уже рассчитывается на 4 месяца. И так каждый месяц дальше, пока, как бы условно, сумма кредита сходит к нулю.

Верные администраторы сети клубов виртуальной реальности готовы приступить к работе в любой момент, но этот момент никак не наступает — несмотря на то, что 27 июля торговые центры вновь открылись, запрет на работу островных конструкций сохраняется.

— Логику этого решения мы не понимаем. Важно понимать, что этот вирус не уйдет ни через две недели, ни через три недели, ни через месяц, — рассуждает Илья Седелкин, — и поэтому необходимо подстраиваться под новые реалии, и для этого нужно позволить бизнесу работать, чтобы он мог адаптироваться. Это закрытие не приводит ни к чему.

По словам Ильи Седелкина, MIR VR готовит официальное обращение на имя губернатора Петербурга с просьбой о том, чтобы была разрешена в ТРК деятельность развлекательных локаций площадью до 100 кв. м, в том числе не имеющих отдельного зала, так как на них можно проконтролировать постоянное соблюдение дистанции между клиентами и нахождение не более одного человека на 4 кв. м. На неофициальное обращение через страницу Беглова «ВКонтакте» был получен бессодержательный ответ.

Еще за месяц до объявления карантина Мария Головченко, исполнительный директор «Техноакадемии Teenger», обучающей детей от 3 до 15 лет инженерному творчеству, отметила спад посещаемости: «Мамы — это люди очень тревожные и волнующиеся, которые достаточно рано начинают реагировать на те или иные события». Поэтому в середине марта организация объявила о готовности работать онлайн и до сих пор оказывает услуги дистанционно. Самой главной сложностью стал перевод на дистанционку практической части занятий, которая заключается в работе со специальными авторскими лабораториями, отдельными для каждой возрастной группы и ограниченными по количеству. «Мы собрали все наши силы, обработали все наше оборудование, все наши лаборатории антисептиками, помыли, почистили всей командой, и развезли по домам всем нашим клиентам, которые были готовы попробовать занятия в онлайн-формате», — делится Мария. За время карантина Техноакадемии пришлось закрыть один филиал, несмотря на лояльного арендодателя, потому как в нынешней ситуации полгода даже минимальных платежей становятся непозволительной роскошью. Второе арендованное помещение — созданную практически с нуля красивую теплую домашнюю зону — организация изо всех сил старается сохранить и пытается договориться с арендодателем.

— Дополнительное образование достаточно специфично, полгода в году мы работаем, полгода не работаем, потому что летний период провальный, май обычно провальный, январь. И только к сентябрю ближе начинается новая волна, — говорит исполнительный директор. — Аренду мы покрывать полноценно не можем в нынешней ситуации, но сохранить зарплату нашим сотрудникам и выплатить ее, и немножко продолжать деятельность можем.

С помощью выделенных государством 15 тыс. рублей Teenger планирует погасить часть налогов.

— Пандемия сорвала нам весь сезон полностью, — сообщила Елена Рыженкова, генеральный директор INCAMP.RU, сервиса бесплатного бронирования путевок в детские лагеря. — Мы работаем на рынке с 2011 года, и пик бронирования у нас приходится стабильно на три месяца — это май, апрель и июнь. Несмотря на падение выручки в 10 раз и сокращение штата на 70%, INCAMP.RU выжил, и это уже успех. Причем выкарабкался самостоятельно, не привлекая кредитные средства и не обращаясь за помощью к государству.

По словам Елены, только за счет сокращения штата и оптимизации текущих затрат им удалось вернуть все свои обязательства. Елена Рыженкова активно начала работать с соцсетями, которые буквально взорвались после публикаций ее мнения о состоянии детских лагерей.

— Мы провели крупнейший онлайн-фестиваль детских лагерей, — делится генеральный директор INCAMP.RU. — Это был эксперимент достаточно удачный. Мы получили очень хорошие охваты и pr-компанию. И надо отдать должное, что очень быстро подхватили тему онлайн лагерей, когда организаторы детского отдыха так быстро переформатировались и фактически вывели на рынок новый продукт. Понятно что в текущих условиях интерес к нему падает, однако мы получили порядка 500 бронирований онлайн-смен и, в общем, не столько заработали денег, сколько поддержали своих поставщиков-организаторов детского отдыха, потому что сделали для них антикризисный оффер, то есть разрешали поставщикам размещать эти смены на нашем сайте бесплатно».

Сейчас показатели по бронированию в июле сравнялись с июлем прошлого года. И все было бы еще лучше, если б не ограничения Роспотребнадзора, из-за которых треть поставщиков INCAMP.RU в этом сезоне не открылась.

— Я прогнозирую, что до 30% организаторов детского отдыха просто пропадут, обанкротятся в этом сезоне и в следующем не продолжат свою работу, — говорит Елена Рыженкова.

Креативные решения

Как только появились первые новости о вирусе, «Группа Отелей Евразия» потеряла 80% бронирований на будущие периоды, и средства пришлось возвращать.

— Мы могли работать, нам не нужно было закрываться, но пустые отели работать не могут, — рассказывает Арина Орловская, директор по маркетингу. — Поэтому мы находили самые креативные решения.

«Евразия» размещала объявления на Авито, предлагая снять номер от 800 руб. в сутки, что было даже ниже себестоимости, на несколько месяцев для самоизоляции или как коворкинг для удаленной работы, но все равно не смогла обеспечить нужный спрос.

— На этих выходных мы впервые в этом году увидели стопроцентную загрузку всех отелей, и эта была очень радостная картина. На День Военно-морского флота приехало очень много туристов, в основном, из Москвы. Такого на день ВМФ наверное не было никогда. Приехали на выходные, в понедельник снова уехали, — делится Арина Орловская. — Сейчас снова загрузка 30–40%. Пока что все не стремительными шагами восстанавливается, но и это уже хоть что-то.

Цены тоже начинают стабилизироваться, но все же до показателей прошлого года еще далеко.

— Думаю, постоянные гости — это наша главная мотивация преодолевать любой кризис и становиться лучше несмотря на обстоятельства, — говорит Арина Орловская. — У нас есть постояльцы, которые с нами уже 10–15 лет. И они остались с нами в тяжёлые времена. Мы получили множество писем и сообщений со словами поддержки. Они бронировали номера на будущее и стали приезжать к нам при первой возможности.

Международная студия по организации мероприятий CulinaryOn тоже творчески подошла к решению проблем — она смогла перевести в онлайн-формат кулинарные и арт-вечеринки, квизы и мастер-классы.

— Нам удалось совместно с Москвой организовать примерно 260 мероприятий за это время, — говорит исполнительный директор Марина Лысикова. — С началом пандемии ни о каких офлайн-мероприятиях не могло идти и речи, и чтобы спасти бизнес, сохранить команду и поддержать клиентов, а основной доход студии — это в2в-сегмент, нужно было срочно запустить новое направление.

Студия организовала доставку продуктов по Москве и Петербургу и начала проводить коктейльные мастер-классы и арт-вечеринки в Zoom и Twitch. Самое крупное мероприятие объединило 300 участников.

— Плюс за это время у нас родилось несколько новых продуктов, новых активностей, когда мы поняли, что некоторым людям не хочется сильно заморачиваться что-то готовить, они просто в чем-то хотят поучаствовать, мы стали играть с ними в «мафию», в «угадай мелодию», в квесты, разработали эти продукты и запустили их, — рассказывает Марина.

Таким же образом, онлайн, проводились и частные мероприятия.

— У нас собирались такие компании из разных регионов, из разных стран, была компания в Лос-Анджелесе, кто-то в Париже, кто-то в России, Москве, Питере, и они так весело отмечали свои дни рождения, — вспоминает Марина Лысикова.

С основной задачей — максимально сохранить свою команду — фирма справилась. Ушло менее 20% сотрудников, да и то, люди просто перешли на фриланс и согласны работать с CulinaryOn при необходимости. С помощью от государства и банковскими кредитами у студии сложилась точно такая же ситуация, как и у сети клубов виртуальных развлечений MIR VR. Если государственные субсидии, включая выплаты на дезинфекцию, фирма получила, то банки до сих пор просят какие-то дополнительные документы.


Елена Шевчук, Мария Мокейчева

<br><br>автор фото: Михаил Огнев


автор фото: Михаил Огнев

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (2)

AP-SPb
"Бежать маски шить и халаты? Это не выход, потому что там маржинальность минимальная" - все, что нужно знать о нашем "малом бизнесе". Не получается драть с людей % 300 прибыли? - "не выход" . Печально. Перлы про бесформенные модели и поддержку ожирения вообще что-то с чем-то. Очень хочется такому "бизнесу" пожелать побыстрее окочуриться и сделать окружающую действительность хоть чуть-чуть менее токсичной.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор