12.04.2020 09:35
122

«Работа стала круглосуточной».

Исповедь петербургской учительницы, которая не сложила руки

Внезапное дистанционное обучение перевернуло с ног на голову педагогический процесс. Учителя поделились на тех, кто достойно принял вызов, и тех, кто делает вид, что учит.

Фото: Коллаж/«Фонтанка.ру«/pixabay.com

«Фонтанка» побеседовала с учительницей из самой обычной петербургской школы. Особенности профессии заставили ее просить редакцию об анонимности. Но услышанное заставляет снять шляпу и низко поклониться.

«Я учитель и веду русский язык и литературу у трех классов средней школы.

Самой тяжелой была последняя неделя марта перед каникулами. Никто из нас не понимал, что такое свободное посещение уроков: часть детей приходила в школу, кто-то оставался дома. В полной растерянности была и администрация — мы все оказались в одной лодке и не знали, куда плыть. Все слышали о федеральном проекте «Цифровая школа», но его внедрение было рассчитано на 2024 год, так что никто не сомневался: у нас достаточно времени, чтобы подготовиться. А здесь сразу стало понятно: детей придется учить через интернет.

Первый учебный день выдался напряженным. В 9 утра ты включаешь компьютер, красишься, завтракаешь, приводишь себя в порядок, потому что веришь, что дети увидят тебя на экране. Но в половине десятого начинается нервная дрожь, потому что не работает ничего. Не работает «Учи.ру,» не работает РЭШ, не работает «Сдам ГИА». Эту платформу создал наш петербургский преподаватель Дмитрий Гущин. Я читала его интервью, в котором он рассказывал, как планирует увеличивать пропускную способность своих серверов, чтобы учителя могли проводить там уроки. Он работал и старался. Но, к сожалению, никто не был готов к тому, что несколько сотен тысяч учащихся Петербурга одновременно выйдут в интернет.

Ближе к 11 часам ты понимаешь, что запланированные уроки вряд ли состоятся, и пытаешься через эти сайты хотя бы отправить детям задания. Но, когда не получается загрузить даже элементарный вордовский файл, паниковать начинают уже родители. Тогда многое было сказано: они звонили директорам, писали жалобы в электронные приемные, обвиняли и говорили о нашей неготовности — когда люди не знают, что делать, они склонны искать виноватых. И виноватыми, к сожалению, оказались учителя.

А мой первый учебный день тем временем продолжается. Слава богу, работают мессенджеры, да и все дети заранее знают домашнее задание на неделю. К 11 вечера в электронной почте оказываются 132 письма. Практически все дети сделали упражнения, и они, естественно, ждут обратной связи: что не так, какие у них ошибки, что нужно исправить. А я, как учитель, сделать этого не могу.

Дело в том, что обычно на проверку 30 тетрадей с домашними заданиями по русскому языку уходит не так много времени: кладешь тетрадь на стол, открываешь ее, берешь ручку и начинаешь исправлять, посмотреть одно домашнее задание у шестиклассника — это в среднем 5–7 минут работы. Но теперь все растягивается на полчаса. Сначала я должна сохранить фотографию тетради из почты, потом открыть ее в редакторе, в котором могу включить «режим кисточки», выбрать цвет и начать коряво исправлять эти буквы. Затем фотографию нужно сохранить и отправить на почту с комментариями. Серьезно, я даже думала повесить на какое-нибудь дерево почтовый ящик и попросить детей, чтобы они складывали туда свои работы, а я бы приезжала и забирала тетрадки.

Если кто-то домашнее задание не сделал, еще нужно позвонить родителям и узнать, почему так произошло. К тому же мы каждый день пишем отчеты: сколько человек вышли на связь и начали учебу, по какой причине пропустили занятие. Звонить родителям и выяснять, почему ребенка не было, должны классные руководители, и им я сейчас не завидую совсем.

Наша работа стала круглосуточной. Вчера моя мама зашла на кухню в 9 утра и спросила: «А ты вообще спать ложилась?» Встаешь из кресла, а у тебя не двигаются ноги и не работает голова. Ты заикаешься и не можешь говорить от усталости, тебя шатает, не можешь есть. Вся семья, которая пока еще это терпит, делает тебе кофе и приносит на рабочее место со словами: «Выпей, взбодрись». И этот кофе в течение дня хлещется литрами.

Мой рабочий стол сейчас выглядит так: передо мной стоит компьютер, справа один планшет, слева — второй. На первый сыпятся вопросы из «ВКонтакте», на другой — из WhatsApp. А если ты, не дай боженьки, перед сном забыл выключить звук на одном из планшетов или на компьютере, проснешься от того, что дети присылают тебе домашнее задание в 3 часа ночи.

Вести уроки в Zoom — это нормально. Но работа учителя — совсем другое. Это близкий контакт третьей степени: мне нужно видеть глаза, мимику и позы, чтобы моментально понять, в каком состоянии находится ребенок. Не скучно ли ему, не отвлекается ли он. В Zoom это сделать не получается, ведь не у всех даже есть видеокамеры — иногда ребенок просто пишет мне: «Да, я вас вижу», но его я увидеть не могу.

В нашей школе мы собственными силами организовали обучающие семинары: собирались в аудиториях с компьютерами, помогали и показывали, как с этим работать. Кроме того, администрация школы постоянно присылала нам ссылки на курсы. Все, кто хотел научиться… Даже не научиться, а просто попрактиковаться и отработать навык, могли это сделать. Мне повезло: я работала с такими платформами и раньше. Но средний возраст учителя — 40–45 лет. Были те, кто понял, что не в силах учить детей дистанционно. И они нашли выход. У них якобы сломались компьютеры.

Министерство образования проанонсировало, что будут проведены всероссийские проверочные работы, но пока у нас нет никакого представления о том, как это будет происходить. Мы никогда не были в такой ситуации... Больше всего мне жалко выпускников. У меня девятиклассники, русский язык в этом году на ОГЭ они сдают в новом формате. Там укрупнили блоки вопросов: если для подготовки к одному заданию раньше нужно было изучить 1–2 темы, то теперь, чтобы дать ответ на один вопрос, нужно знать 15–20 параграфов из школьных учебников для разных лет обучения. В 4-й четверти мы должны были индивидуально отрабатывать с каждым выпускником их пробелы в знаниях. Но теперь это затруднительно, и их единственная надежда — репетиторы. Для тех, кто планировал успешно сдать экзамены, это, конечно, катастрофа».

Елизавета Ивантей для «Фонтанки.ру»

Фото: Коллаж/«Фонтанка.ру«/pixabay.com

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (122)

У моей дочери в школе для занятий иностранным языком класс делится на три группы. Из трёх учительниц у одной нет ни зума, ни скайпа, ни контакта (и вообще она типа не умеет так работать и не будет), у второй проблемы с интернетом и поэтому она тоже типа не может работать. За всех работает одна (у которой в отличие от двух первых еще и дети-школьники): составляет онлайн тесты, выкладывает грамматический материал, ведет страницу вконтакте, проверяет дз, консультирует в зуме, осуществляет обратную связь с родителями и детьми, да еще и доброе слово для каждого найдет. Ко всему прочему она еще и вынуждена как-то оправдываться перед теми родителями, которые возмущены бездействием двух других педагогов. И еще некоторые родители высказывают ей претензии, что что-то у них не открывается и они не поняли, как и что делать (там нормально все открывается и все предельно понятно).
Вот у меня ощущение, что эта учительница работает 24 часа в сутки. А за что получают зарплату две другие, вопрос.

atty
Полностью понимаю эту учительницу, сам муж такой учительницы, только математики в средней школе и плюс классной руководительницы. Уже трясёт от недалёкого мнения многих родителей, что у учителя это время отдыха, работа стала реально круглосуточной, жена засыпает и просыпается в обнимку с ноутом, планшетом и телефоном, все домашние уже вовлечены в эту дистанционную деятельность. Несмотря на громкие заявления чиновников от образования, что все возможности для дистанционки есть, это полная …, ни один ресурс не готов для полноценной работы, всё «лежит», внятной схемы работы ни у городского ни у районных комитетов образования нет, всё «лепится на ходу», зато дурных отчётов требуют море, наподобие обеспеченности детей компьютерной техникой и что классный руководитель для этого сделал. Школа стала заложником между родителями и чиновниками из телевизора, так как все претензии от родителей сыпятся на школу, так как им по телевизору сказали что всё гуд, а в реальности всё далеко не так.

Может наконец-то задумаются над об-емами домашних заданий! И над программными требованиями!!!

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор