Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Валерий Калугин — бизнесу: приказано выжить. Как получить льготы по аренде во время эпидемии коронавируса

Валерий Калугин — бизнесу: приказано выжить. Как получить льготы по аренде во время эпидемии коронавируса

44 562
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

Спровоцированный коронавирусом экономический кризис — это не только общая беда, но и время возможностей, уверен глава комитета имущественных отношений Валерий Калугин.

Пока бизнес следит за новыми ограничениями и запретами городских властей, как за сводками с фронта, чиновники ломают голову над планом спасения. Пока полного понимания масштаба бедствия нет. Но победа над коронавирусом уже не за горами, главное — продержаться, считает глава КИО Валерий Калугин. В интервью «Фонтанке» он рассказал, на что направлены меры «первой помощи» и как их правильно использовать.

Валерий Калугин

Валерий Валентинович, уже понятно, что эпидемия коронавируса и ограничения, с ней связанные, принесут колоссальные убытки бизнесу. Можно ли оценить потери для петербургских предприятий, и в какой степени готов город их разделить?

— Ситуация очень сложная. Сейчас, после введения мер для сдерживания распространения коронавирусной инфекции, бизнес прекращает свою деятельность полностью либо частично. И тут очень важна помощь государства. Потери мы сейчас оцениваем, активно занимаемся сбором аналитики из банковской и налоговой сфер, от консалтинговых компаний. Мы не можем действовать на авось и пытаемся сделать меры поддержки актуальными, справедливыми и существенными для тех, кому они действительно нужны.

Вчера на заседании правительства была заявлена довольно скромная сумма — 4,5–5 млрд рублей в виде налоговых и арендных льгот. На ваш взгляд, этого достаточно? Может ли город дать бизнесу больше?

— Правительство РФ определило те отрасли, которые наиболее пострадали от ограничений. Правительство Санкт-Петербурга будет, безусловно, синхронизироваться с федеральным центром. Но у каждого субъекта есть свои экономические и географические особенности, поэтому индивидуальный подход тоже будет применяться.

На сегодня, в соответствии с планом поддержки, который утвердил губернатор, малым и средним предприятиям из сферы образования, культуры, спорта, выставочной и просветительской деятельности, а также индустрии развлечений на второй квартал этого года город обнулит арендные платежи. Представителям туриндустрии, гостиницам и общепиту мы предоставим отсрочку по платежам за второй и третий кварталы до 31 декабря 2020 года и беспроцентную рассрочку на выплату этих платежей на год — до конца 2021 года. Еще одна важная мера, что мы на этот период перестаем проводить проверки и не будем выселять фактических пользователей госимущества, договоры с которыми прекращены, но которые исправно платят за фактическое пользование. Вводим мораторий на снос и расторжение договоров в отношении «неформатных» НТО. Дальше будем смотреть, в каких отраслях и в чем еще нужно усилить помощь.

Надо понимать, что сумма в 4,5–5 млрд рублей — это те доходы, которые город все равно уже вряд ли получит в нынешних реалиях. Можно сказать, что мы заранее предупреждаем «возможные долги».

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться льготами по арендной плате?

— Работа будет вестись в заявительном порядке и через заключение дополнительного соглашения к договору. Для отсрочки будет достаточно приказа КИО. Он уже готов. Для освобождения от арендной платы нужен специальный городской закон. Мы его подготовили, сейчас согласовываем текст в Смольном, потом отправляем в ЗакС. Как только он будет принят, предприниматели смогут подавать заявления. Заявление можно будет подать через личный кабинет арендатора у нас на сайте, после чего мы подготовим допсоглашение и отправим его на подпись.

Как быть тем, у кого нет личного кабинета, а также тем, кто по какой-то другой причине не успеет заключить дополнительное соглашение? Как я понимаю, срок оплаты аренды за II квартал наступает 10 апреля.

— Те, кто не имеет личного кабинета, могут подать заявление по обычной или электронной почте. Даже если не получится сделать это оперативно, можно не переживать. Допсоглашение можно будет заключить и позже. Если предприниматель все же заплатит за льготные кварталы, то эти платежи мы впоследствии можем зачесть в счет оплаты последующих периодов по договору. Но мне хотелось бы все же обратиться к бизнесу, чтобы те, у кого пока нет кабинета, его завели. Это очень удобно.

Сколько арендаторов, по вашей оценке, смогут претендовать на льготы? И каких доходов недосчитается городской бюджет?

— Мы сейчас проводим анализ. Выпадающие доходы в связи с освобождением от платежей во втором квартале должны быть не очень большие — может, десятки миллионов рублей.

Организаций, которые могут рассчитывать на отсрочку платежей на два квартала, будет больше, потому что в их список войдут общепит и отели. Полагаю, по ним бюджет в этом году не получит сотни миллионов рублей. Но эти доходы город сможет получить в 2021-м.

По мнению бизнеса, предложенных городом мер не достаточно. Что еще может сделать город, чтобы поддержать бизнес?

— Эти меры поддержки — первый шаг, но мы уже готовим второй. Мы ежедневно мониторим ситуацию. Если увидим, что в какой-то из отраслей падение доходов превышает 50%, то будем вмешиваться и помогать. Сейчас рассматриваем возможность снижения размера арендной платы и распространение уже принятых мер на иные отрасли и сферы предпринимательской деятельности.

В списке утвержденных губернатором мер также мораторий на снос нестационарных торговых объектов. Это относится ко всем видам бизнеса?

— Речь об НТО, которые сегодня не соответствуют разрешенным параметрам. Как вы знаете, когда такие объекты возводились, они согласовывались согласно действовавшему тогда порядку, но законодательство меняется. Устраивать «ночь длинных ковшей» сейчас совершенно не к месту, это будет несправедливо. Поэтому мораторий, который действовал до 1 марта, теперь продлен до 1 апреля 2021 года.

Как быть тем, у кого истек договор аренды?

— Сейчас задача поддержать малый бизнес и максимально сохранить арендаторов. Тех, кто платит за фактическое пользование объектом и у кого нет грубых нарушений, не будем выселять. Договоры на неопределенном сроке расторгать тоже не будем. Ситуация у бизнеса сложная, и для того, чтобы выжить, надо еще постараться. Если предприниматель платит, пусть работает. Число проверок тоже будем минимизировать. Конечно, при предоставлении участка или помещения новому пользователю осмотры обязательны, их мы продолжим. Также бывают ситуации, когда объекты угрожают жизни и здоровью граждан, к примеру, если находятся на инженерных сетях. Тут, конечно, будут проводиться мероприятия по демонтажу, безопасность не обсуждается.

Не опасаетесь ли вы, что такая политика в сочетании с отказом от проверок приведет к тому, что киоски будут стоять на каждом углу — и в итоге пострадает и город, и добросовестный бизнес?

— Незаконной торговли мы не допустим: если у предприятия никогда не было договора или участка нет в схеме [размещения НТО], то будем сносить. Сохранять такие объекты — нечестно по отношению к добросовестному бизнесу. Поэтому деятельность «стихийных» незаконных НТО будет обязательно пресекаться.

Какой план по сбору арендной платы вы перед собой ставили? На сколько процентов удастся его выполнить с учетом предоставленных льгот?

— Я боюсь давать прогноз. В 2020 году мы планировали заработать на сдаче в аренду и продаже городской недвижимости 21,8 млрд рублей. За первый квартал предприниматели заплатили нормально, в пределах плана. По итогам года провал будет, конечно. Но сейчас важно, чтобы бизнес увидел — город идет навстречу. Мы как командир, который обеспечил солдат на передовой едой и водой. Главное, на мой взгляд, — доверие в этот тяжелый период.

Нет ли опасности, что солдаты посмотрят на такой паёк и решат, что лучше разбежаться?

— Я разговаривал с бизнесом на прошлой неделе. Пока понимания масштаба проблемы нет. Все с напряжением наблюдают, как город спасает себя. Надо переломить кривую вниз, и тогда будет полегче.

Бизнес хочет знать, чего ждать дальше. Есть ли у властей понимание, каким должно быть число заболевших или доля летальных исходов, чтобы ограничения, введенные на время президентских каникул, были продлены или, наоборот, сняты?

— Только санитарные власти могут профессионально оценить ситуацию, а принимать решение будет губернатор. На сегодняшний день меры, которые приняты в городе, направлены на то, чтобы не допустить резкого роста [числа заболевших]. Главное — продержаться.

Если остановить распространение инфекции не удастся, готовы ли вы к признанию ситуации с коронавирусом форс-мажором? Правильно я понимаю, что договорные отношения, в том числе с городом, просто перестанут действовать?

— Я не хочу говорить «если». Сейчас в Петербурге установлен режим повышенной готовности. Но вопрос о признании ситуации с коронавирусом чрезвычайной ситуацией и т.д. не может быть решен на уровне одного субъекта. Это должно быть установлено правительством РФ. В случае введения такого режима мы будем руководствоваться общими нормами права на этот счет. Сейчас ситуации нет, мы находимся в договорных отношениях и решаем, как помочь нашим контрагентам. Я уверен, что мы сумеем изменить нынешнее положение.

Каков сейчас размер задолженности по аренде перед городом? Начал ли он снова расти на фоне ухудшения экономической ситуации?

— В прошлом году рост задолженности удалось остановить. По первому кварталу даже было небольшое снижение. Дальше все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация [с распространением инфекции], и от наших действий. Но очевидно, что следующие два квартала будут тяжелыми. Когда мы победим эпидемию, люди выйдут на работу, деньги в нужном объеме все равно будет сложно заработать, чтобы погасить образовавшийся минус и вложиться в дальнейшее развитие. Прибыли сейчас нет. В этих условиях сложно будет рассчитывать на арендную плату в срок. Поэтому мы и вводим меры поддержки.

Как сказывается эпидемия на заключении новых договоров аренды? Затормозила ли программа приватизацию?

— Работа по приватизации госимущества и вовлечению объектов в арендный оборот продолжается. Конечно, на период карантина торги и личный прием предпринимателей не проводятся. Но все продолжится по окончании карантина.

За торгами мы будем наблюдать: на 1–2-м шаге или 7–8-м они заканчиваются, какие помещения востребованы, дорогие или недорогие. Думаю, ситуация будет понятна через две недели. Если торги по недорогим объектам остановятся, значит, запас прочности у бизнеса иссяк. Что касается способов заключения договоров, то, как ни странно, сегодняшняя ситуация может даже стать стимулом и толчком для полного перехода на электронное взаимодействие.

Сейчас мы дорабатываем платформу, которая сможет обрабатывать документы, защищенные электронной цифровой подписью, и будем готовы заключать договоры в электронном виде.

Минпромторг советует властям регионов развивать ярмарки. Нужно ли это сейчас и не пострадает ли добросовестная торговля?

— Мы действительно хотим упростить порядок размещения ярмарок, чтобы районные власти или профильный комитет — по промышленной политике, инновациям и торговле — могли быстро принимать решение и размещать такие торговые точки. Нестационарная торговля и ярмарки, на мой взгляд, все-таки разные вещи. В первом случае предприниматель ставит павильон и пять лет торгует. В случае ярмарки идея в том, чтобы своевременно организовать площадку, на которой те же фермеры или садоводы из Ленобласти, производители смогли «здесь и сейчас» продавать свои сезонные товары. Поэтому нужна быстрая, понятная и простая процедура.

На 2020 год вы планировали масштабную инвентаризацию городского имущества. На какой она стадии?

— Инвентаризация — одна из самых важных задач на этот год. Мы приостановили процесс только на эту неделю. Как только карантин закончится, продолжим. До середины апреля, я рассчитываю, что мы закончим обследовать Адмиралтейский район. До конца года хотелось бы завершить четыре остальных центральных района — Центральный, Адмиралтейский. Василеостровский и Петроградский. Там надо навести порядок в первую очередь.

Но хочу подчеркнуть, что сейчас мы не сидим сложа руки: постоянно работаем, совершенствуем и упрощаем регламенты, IT-программы пишем, чтобы сделать коммуникацию с бизнесом прозрачной, простой и быстрой, чтобы перейти на электронную модель заключения договора и делать это в максимально короткие сроки.

То есть кризис нужно рассматривать как время возможностей?

— Я считаю, что выход из кризиса должен быть энергичным. Когда мы преодолеваем тяжелую ситуацию или одерживаем победу, появляется желание что-то сделать. Если момент подъема не поймать, будет большое упущение.

Беседовала Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях