Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

13:25 19.05.2019

Город

15.05.2019 19:24

В блокаду — через атмосферу победы. Зачем музею в Соляном переулке сталинский ампир

Попадать на экспозицию, посвященную блокаде Ленинграда, посетители обновленного музея в Соляном переулке будут через тему победы в войне. Правильно ли это, «Фонтанка» спросила экспертов.

В блокаду — через атмосферу победы. Зачем музею в Соляном переулке сталинский ампир

фото из конкурсной документации

Владимир Путин в январе выделил 150 миллионов рублей. В мае комитет по госзаказу наконец объявил конкурс на создание новой экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда. «Фонтанку» заинтересовало её техническое задание, сделанное на основании проекта петербургской компании «Рест-Арт». Тем более что директор музея в Соляном переулке Елена Лезик в беседе с «Фонтанкой» отметила, что участие в новом конкурсе «Рест-Арт», которая в прошлом году выполнила за 7,2 млн рублей проект обновленного музея, весьма вероятно.

«Мы действуем исключительно в рамках правового поля, – сказала Лезик. – И очень надеемся, что организация-проектировщик примет участие в объявленном конкурсе, потому что хотели бы, чтобы к нам пришел лучший из лучших подрядчиков, имеющий опыт создания военных экспозиций».

Опыт у «Рест-Арт» действительно большой. Среди ее контрагентов — Государственный Эрмитаж, Дирекция по сохранению объектов культурного наследия, комитет по культуре Ленобласти, Новгородский музей-заповедник и петербургская таможня.

На протяжении нескольких лет подряд (особенно активно с 2008-го по 2015 год) «Рест-Арт» выполняла работы для Государственного Эрмитажа, в 2010 и 2011 годах на разных контрактах для главного музея города набиралось по 40 миллионов рублей в год. Имеет лицензию на сохранение объектов культурного наследия. В 2019 году компания успела заработать миллион на подготовке выставки «Монолог о раковине» и выполнить демонтаж выставки «Санкт-Петербург» в центре «Эрмитаж–Выборг». Тема Великой Отечественной войны подрядчику не чужда: в 2017 году компания по заказу Музейного агентства за 1,7 млн рублей разработала проектно-сметную документацию на устройство «Стены памяти» на Невском пятачке, а после осуществляла авторский надзор за созданием панорамы «Прорыв» в Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». В том же году «Рест-Арт» заработала 10 миллионов на госконтракте по обследованию и разработке проектов ремонтных работ памятников Великой Отечественной войны в Ленинградской области.





Исполнителя второго этапа работ по созданию новой экспозиции в Соляном переулке определят 10 июня. Застраивать музейные площади он в любом случае будет по проекту, выполненному «Рест-Арт». Как уже писала «Фонтанка», в оформлении экспозиции будут использоваться стиль сталинский ампир и копии трофейного оружия вермахта, художественно подавляемые советским оружием. Дополнят картину массивные люстры и «кремлевский» ковер. А вот объемных панорам, представляющих сцены жизни блокадного города, которые упоминались в проектной документации прошлого года, не будет, рассказала директор музея.

«Объемные панорамы у нас будут тогда, когда появятся новые площади, – рассказала «Фонтанке» Елена Лезик. – А пока экспозиция будет занимать те же площади, что и до этого. Но будут новые интересные решения, которые позволят увидеть и традиционные музейные витрины, и интерьерным способом изображенные сюжеты из жизни блокадного Ленинграда».

Как ранее писала «Фонтанка», Смольный договорился с Министерством обороны о передаче городу 3,5 тысяч квадратных метров помещений в Соляном городке. Из них выкуплено пока только 300, передадут их не раньше конца мая.

«Что касается стиля сталинский ампир – это прежде всего архитектура, характерная для 1940–1950-х годов, – сказала Елена Лезик. – Например, послевоенная часть Московского проспекта – образчик такой архитектуры. И этот стиль будет у нас применен только во входной зоне, чтобы посетители могли попасть на экспозицию через тему победы под Ленинградом. И там звук и цвет должны передать атмосферу великого торжества. Но в основной экспозиции стиль и настроение меняются практически на сто процентов, чтобы раскрыть цену победы, которая была очень высока». Директор музея отметила, что надеется на развитие экспозиции Государственного мемориального музея. «Мы предполагаем, что эта архитектура в дальнейшем позволит трансформировать зал, сегодня полностью посвященный Ленинградской битве и блокаде Ленинграда, в зал, посвященный промышленности нашего города в годы Великой Отечественной войны, – сказала Лезик. – Зал промышленности располагался в самом первом музее, 1940-х годов, именно здесь. Новый проект устраивает и ветеранское сообщество, и профессиональное музейное сообщество».

Что же касается «мерча», изображения которого «Фонтанка» нашла в проектной документации, то Елена Лезик удивилась предположению, что эти предметы вообще могут оказаться в продаже. А вот использовать толстовки и футболки в качестве формы для волонтеров музей вполне может.

Ничего крамольного в кружках и футболках не видит и историк, музейный специалист Милена Третьякова. «Это как раз очень хорошо, что впервые музей будет делать такие вещи, – сказала Третьякова «Фонтанке». – Важно, чтобы сувенирная продукция была исполнена качественно. Но в конкурсной документации не говорится о перезапуске музея, который расширил бы поле его деятельности. Музей занимался только хранением коллекций, экспозицией и выставочными проектами. Мультимедийные элементы – это вопрос о том, «как». А должен быть ответ на вопрос «о чем». То, что я видела в конкурсной документации, укладывается в старую экспозицию, но с новым дизайном. Но старое помещение обладает своими особенностями. В ходе реставрации и ремонта там были выявлены надписи, которые остались от сельскохозяйственного музея. Они должны быть сохранены и совмещены с экспозицией, которая рассказывает о блокаде. Портреты Жданова, Трибуца и Говорова тоже должны остаться на своих местах, ведь помещения музея не увеличились и других вариантов размещения для них нет».

Но с тем, что музей величайшей трагедии в жизни города должен начинаться с триумфального зала, согласны не все.

«Григорий Мишкевич, заместитель первого директора Музея блокады Льва Ракова, рассказывал журналисту Льву Сидоровскому: "Маленков, а вслед за ним и новый секретарь обкома и горкома партии Андрианов, размахивая нашим путеводителем, кричали: "Свили антипартийное гнездо! Создали миф об особой "блокадной" судьбе Ленинграда! Принизили роль великого Сталина"».

«Судя по всему, нынешнее руководство музея той партийной критике начальства вняло в полной мере, – так прокомментировала «Фонтанке» новый проект музея писатель, редактор блокадных дневников ленинградцев Наталия Соколовская. – В конкурсной документации читаем: "Оформление должно соответствовать стилистике сталинского ампира, "кремлёвские" ковровые дорожки. Необходимо оформить все пространства лестниц и холла с использованием латунных креплений и аксессуаров", "исполнение в стиле сталинский ампир"… Сама экспозиция начинается против всякой логики развития событий с зала Победы, чего, кстати, не было в первом, настоящем музее, открытом в 1946 году.

О высоком полете современной творческой мысли говорит также фраза: "Все трофейные предметы должны располагаться под советскими предметами". В связи с этим надеюсь, что в создании экспозиции "нового" музея не будет использовано ни одного мультимедийного или любого другого устройства (детали), произведенного в Германии (а также в странах-союзниках, которые в КД ни разу не упомянуты). 

Кстати, слово "блокадники" в документации встречается два раза, один из которых в требованиях к тематическому контенту: "Должен включать интервью блокадников и ветеранов с рассказом о первых экспозициях музея и ценности посещения новой экспозиции". 

Слово "жертва" встречается дважды в названиях работ художников.

Слово "народ" и "трагедия" встречается по одному разу: "...символизируя победу советского народа над врагом, принесшим трагедию всему человечеству".

Мне кажется, воссоздание Музея блокады и обороны в таком виде свидетельствует о том, как далеко расходятся официальная и городская, народная память о блокаде».

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор