18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
05:56 23.04.2019

Топливная очистка. Рынок избавляется от пережитков прошлого и следов Владимира Гуревича

История одного из старейших петербургских независимых производителей топлива близка к завершению. Налоговая подала в суд заявление о банкротстве ООО «Компас-строй», оператора НПЗ в Назии с выручкой в 2 млрд рублей. В лучшие годы компания, входившая в империю «Линос» предпринимателя Владимира Гуревича, приносила 3,3 млрд рублей.

Топливная очистка. Рынок избавляется от пережитков прошлого и следов Владимира Гуревича

Олег Харсеев/Коммерсантъ

Сейчас «Компас-строй» припомнили схему ухода от выплаты акцизов, продажу дизеля, замаскированного под судовое топливо, лабораторные махинации. Никто из опрошенных «Фонтанкой» участников рынка не жалеет о судьбе расположенного в Ленобласти назиевского НПЗ, говоря о перевернутой странице истории. Дефицита топлива тоже не будет: за последние годы на рынок вышли мощные игроки с огромными объемами. 

Положение «Компас-строя» кажется если не безвыходным, то крайне тяжелым. У него приостановлены операции по банковским счетам, огромный, уже подтвержденный в суде, долг перед налоговой – в треть годовой выручки, выбиты из-под ног мало-мальские конкурентные преимущества перед крупными конкурентами, а основной владелец – Владимир Гуревич – в заточении.

Иск о признании «Компас-строя» банкротом подан налоговой 1 апреля. По телефону компании секретарь, выяснив, в чем вопрос и от кого, обрывает: «Комментариев не даем», и бросает трубку. Известные редакции телефоны гендиректора предприятия Виктора Шутова и формального владельца Дмитрия Чеснокова «выключены или находятся вне зоны действия сети». 

Обложили





«Компас-строй» относительно небольшой игрок, он производил около 100 тыс. тонн топлива в год. Это единицы процентов от общего потребления в Петербурге, однако своя ниша – крайне дешевое дизтопливо. И в сегменте корпоративных продаж для грузовой техники, особенно по области, у назиевского НПЗ позиции были очень сильны, что не могло не раздражать конкурентов.

До получения банкротного иска несколько месяцев «Компас-строй» пытался отбиться в суде от претензий ФНС больше чем на полмиллиарда. Материалы иска интересны в первую очередь тем, что в них подробно описывается схема работы крупнейшего в регионе независимого НПЗ. 

Если коротко изложить 20-страничное заключение, выходит, там делали нормального качества бензин и дизель, но выдавали их за судовое топливо, керосино-газойлевые фракции и т.п. Еще недавно это позволяло экономить на акцизе, а это крупнейшая (до 60%) составляющая в розничной цене. Показания сотрудников предприятия с головой выдают схемы, позволявшие это делать. Указывают они и на организатора серой схемы – Владимира Гуревича, реального владельца группы «Линос». 

В материалах суда «Компас-строя» говорится, что кроме, собственно, налоговой в исследовании деятельности назиевского НПЗ принимало участие ГСУ Следственного комитета по Петербургу. Выяснилось, что следователи прослушивали телефоны руководителей предприятия, в том числе Владимира Гуревича. Формально он не имеет отношения к Назии, но из полученных записей выходило, что именно он руководил финансами и экономикой. Также следствие запросило данные у банка «Санкт-Петербург», где обслуживался «Компас-строй».

Неоднократные проверки работы «Компас-строя» проводил Ростехнадзор. В последний раз минувшим летом, когда тщательному изучению подверглась установка стабилизации газового конденсата (она нужна для производства бензина, как правило, АИ-92). Инспекторы нашли сразу 30 нарушений, и их устранение явно не добавило рентабельности назиевскому предприятию. 

Возможно, самым неожиданным ударом стали показания сотрудников «Компас-строя», которые с потрохами выдали начальство. Мол, руководство подделывало образцы, которые посылались на экспертизу в лаборатории, подмешивая в хороший дизель мазут. Так его можно было подать как низкокачественное топливо и не платить акциз. 

Новая жизнь 

Исследуемые в ходе разбирательства события относились к 2014–2016 гг. А тогда ситуация и на рынке, и на заводе сильно отличалась от нынешнего положения дел. Во-первых, сейчас акцизы на низкокачественные сорта топлива практически уравнены с акцизами на бензин и дизтопливо. И экономического смысла выдавать дизель за корабельное топливо уже нет. Вероятно, этим объясняется полуторакратное сокращение выручки «Компас-строя» с тех пор. Его продукция стала стоить почти столько же, сколько и у конкурентов, спрос на серые схемы резко упал. 

Заметно изменился и парк автомобилей, работающих на дизеле. Если раньше отечественная грузовая техника легко переваривала суррогаты, то теперь новые импортные грузовики и тракторы требуют только выскокачественной заправки. 

Еще один гвоздь в гроб независимого производителя – закручивание гаек государством в части экологических требований к топливу. Чтобы соответствовать современным нормам, нужны многомиллиардные инвестиции в оборудование. Их могут позволить себе вертикально-интегрированные нефтяные компании, а локальные игроки – нет.

Ну а главный удар – вывод крупнейшими госкомпаниями на региональный рынок новых огромных объемов, которые требуют освобождения занятых прежде ниш. К примеру, у «Газпром нефти» не так давно открылась собственная нефтебаза в Тосненском районе стоимостью около 2,5 млрд рублей. До этого приходилось арендовать складские мощности, в том числе в Назии. Теперь новая нефтебаза «Газпром нефти» способна обеспечивать сразу 20% рынка.

Кроме того, в декабре 2018 года в Выборгском районе заработала НПС «Невская». По сути, это вентиль в магистральном трубопроводе, переводят на обывательский язык специалисты. Он, по оценкам экспертов, потенциально может давать колоссальные объемы – до 200 тыс. тонн дизтоплива в месяц. Это примерно равно нынешним потребностям региона и ставит под вопрос существование многочисленных небольших нефтебаз. Всего их в регионе насчитывается около 15 штук, и все они, похоже, переживают трудные времена, без какого-либо света в конце тоннеля.

Бензовоз на трассе

Как рассказал "Фонтнке" один из игроков рынка, схемы, которые использовались в Назии, были широко распространены на рынке в 1990-е и 2000-е годы. Тогда в городе ощущался дефицит топлива, и мелкие НПЗ – их было пара десятков по Петербургу и Ленобласти – занимались грубой переработкой нефти и полуфабрикатов (прямогонного бензина, газового конденсата и т.п.). Как правило, такое топливо продавалось крупным корпоративным клиентам с собственными мощностями по заправке своего автопарка или на нестационарных точках продаж вдоль трасс – попросту с бензовозов.  

Некоторые из владельцев обзавелись розничными сетями, и как раз «Линос» (ранее работала под брендом «Славнефть») стал едва ли не крупнейшей из них. 

Со временем положение дел менялось: на рынок выходили крупные федеральные игроки, каждый из которых может в одиночку обеспечить хоть всю потребность города в топливе. Год от года им становилось теснее, и постепенно назрело понимание, что от старых форматов необходимо избавляться, расчищая место для новых высокотехнологичных игроков. И задача, которую крупные локальные игроки не могли решить два десятка лет, почти сама собой разрешилась в считанные годы.

Олег Ашихмин, глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, вспоминает, что к назиевской нефтебазе и заводу всегда была «куча претензий». Именно Нефтяной клуб годами боролся с мелкими производителями, которые «бодяжили» бензин из всего что только можно. Сейчас возможное закрытие НПЗ он видит единственно возможным выходом. 

Других вариантов не видно: старые мини-НПЗ становятся крайне нерентабельными. В качестве примера можно привести новый, почти с иголочки завод «Волховнефтехим». Он был построен за 8 млрд рублей в 2011 году, первую прибыль смог показать лишь в 2015 году. Сразу после этого вновь убыток – и банкротство, оставившее кредиторов ни с чем. Семь раз они пытались продать «Волховнефтехим», и лишь в начале этого года имущественный комплекс удалось сбыть за 300 млн рублей — против 4,5 млрд рублей первоначальной цены. Почти наверняка можно сказать, что бензин там больше делать не будут. Времена уже не те.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор