10.03.2019 10:55
53

Ford: если не уйдем, то законсервируемся. Что потеряет и что выиграет регион от закрытия завода во Всеволожске

Решение о судьбе площадки ждут в середине марта. Прямые потери для бюджета в случае закрытия предприятия будут почти незаметными, но эффект домино ощутят производители комплектующих и дилеры.

Светлана Холявчук/Интерпресс
Светлана Холявчук/Интерпресс

О том, что компания Ford Sollers рассматривает возможность закрытия завода во Всеволожске, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли. По данным агентства, предприятие, которое выпускает модели Focus и Mondeo, может стать одной из первых жертв реструктуризации неэффективного европейского подразделения, которую компания анонсировала в начале января. «Фонтанка» проанализировала последствия остановки предприятия для экономики Ленобласти и Северной столицы.

В Ford Sollers «Фонтанке» подтвердили, что акционеры предприятия «проводят стратегический пересмотр планов» и «рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса». «Решение будет принято во втором квартале 2019 года», – отметили в компании. 

Но на самом предприятии утверждают, что ясность может наступить раньше. Как рассказал «Фонтанке» председатель первичной профсоюзной организации МПРА в Петербурге и Ленобласти и сотрудник площадки во Всеволожске Игорь Темченко, представители Ford Sollers посещали завод в конце февраля.

«Нам сказали, что в середине марта после совета директоров что-то решится. Возможно, будут сокращения, даже если завод продолжит работу», – сказал он. По словам Игоря Темченко, с начала марта на фоне низких продаж предприятие во Всеволожске приостановило выпуск модели Mondeo, хотя общий производственный план (95 машин в сутки) остался неизменным. Сейчас завод работает в одну смену четыре дня в неделю. По данным профсоюза, на нем трудятся 1030 человек, из которых около 800 заняты непосредственно на производстве. 

К решению компания должна прийти после подведения финансовых итогов за 2018 год. Но эксперты сомневаются, что руководству удастся совершить экономическое чудо. По данным СПАРК, в 2015, 2016 и 2017 годах ЗАО «Форд Мотор Компании» работало в минус. По итогам 2017 года выручка завода составила 1 млрд рублей, чистый убыток 46 млн рублей. 

В 2018 году Ford удалось незначительно увеличить продажи в России: дилеры продали 53 234 автомобиля — на 6% больше, чем в 2017 году. Но темпы роста оказались в два раза ниже, чем у рынка в целом (+13%), а значит, компания сократила свою долю. По итогам первых двух месяцев 2019 года компания снова ушла в минус: в январе—феврале спрос на продукцию Ford снизился на 45%, следует из опубликованного 6 марта отчета Ассоциации европейского бизнеса. 

«Общие продажи двух моделей Focus и Mondeo, которые собираются под Петербургом, за январь—февраль упали более чем в два раза», – говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб». Впрочем, с марта у Focus ситуация может улучшиться из-за начала действия программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По данным Reuters, помимо закрытия завода во Всеволожске Ford Sollers рассматривает отказ от площадки в Набережных Челнах, где делают модели EcoSport и Fiesta.  Производство в Елабуге, вероятнее всего, сохранится. Но не исключено, что завод продолжит выпускать только Ford Transit, отказавшись от Kuga и Explorer.

Власти Ленобласти пока сохраняют оптимизм. В ходе инвестфорума в Сочи глава региона Александр Дрозденко заявил, что площадка продолжит работу как минимум до конца 2019 года.  Как сообщил «Фонтанке» экономический вице-губернатор Дмитрий Ялов, перспектива закрытия пока не обсуждалась, вопрос реструктуризации тоже не стоит на повестке. Это можно считать хорошим знаком. «Когда глобальные вещи происходят, они всегда с нами встречаются и информируют», – сказал он. 

Но не обсуждала компания с правительством Ленобласти и возможность заключения специнвестконтракта с Минпромторгом, сказал Дмитрий Ялов. Ранее сообщалось, что эта мера поддержки должна прийти на смену истекающим соглашениям о промсборке. Производители должны пообещать правительству дополнительные инвестиции и усиление локализации, иначе потеряют субсидии на импорт комплектующих, что грозит серьезным ухудшением рентабельности. Ранее вице-премьер Дмитрий Козак призвал автоконцерны не затягивать и подать заявки до конца апреля. В Ford Sollers сообщили «Фонтанке», что СПИК является одним из вопросов стратегического пересмотра плана. Но обсуждается ли такой вариант для предприятия во Всеволожске или одного из заводов в Татарстане, не уточнили.

Бюджет не заметит потери Ford’a

Точную сумму налоговых поступлений в бюджет Ленобласти от Всеволожского завода Ford в правительстве  региона не раскрывают, но отмечают, что за прошлый год компания принесла  не более 0,1% отчислений. Общая сумма налоговых доходов составила 147 млрд рублей, а значит ЗАО «Форд Мотор Компани» заплатило около 147 млн рублей. Основными отчислениями, которые получает регион от производственных предприятий, являются налоги на прибыль и на имущество. 

Сейчас в региональный бюджет перечисляется 17% от прибыли, а 3% в федеральный. Компании, получающие убыток, налог на прибыль не платят. Но, по данным СПАРК, ЗАО «Форд Мотор Компани», которое работало в последние три года в минус, все это время перечисляло бюджету данный налог. В 2017 году его сумма составила 31 млн рублей. 

В комитете по финансам Ленобласти не раскрыли показатель за 2018 год, сославшись на налоговую тайну, но подтвердили, что в случае убытка компания могла получить свои деньги обратно. «Налог платился авансом ежеквартально. При пересчете можно вернуть или зачесть предприятию», – прокомментировали в ведомстве. 

Что касается налога на имущество, то бюджет даже сможет выиграть от закрытия предприятия. В 2015 году правительство Ленобласти разрешило ЗАО «Форд Мотор Компани» платить его по ставке 1,1% вместо 2,2%. Сообщалось, что с учетом льготы бюджет будет получать в 2016-2018 годах по 53 млн рублей. По словам Дмитрия Ялова, в конце 2018 года власти региона продлили действие льготы до конца 2021 года. Но если завод закроют, скидка с налога на имущество будет потеряна. Таким образом, размер поступлений может удвоиться. 

Кроме того, сейчас власти Ленобласти выделяют ЗАО «Форд Мотор Компани» субсидии на переобучение сотрудников. В 2018 году компания получила на эти цели 4,2 млн рублей. «В целом последствия для региона при возможном закрытии предприятия незначительные», – считают в комитете по финансам.

Налог на доходы физлиц  компания платит в федеральный бюджет, но затем в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15%  в местные. По данным первичной профсоюзной организации МПРА, средний оклад сотрудника завода во Всеволожске составляет 55 тысяч рублей в месяц. Размер НДФЛ при такой зарплате составит около 8,2 тысячи рублей в месяц, а отчисления от всех 1000 сотрудников – 8,2 млн рублей, или около 100 млн рублей в год.

Эффект домино

В случае закрытия завода во Всеволожске кадры смогут перетечь на петербургские предприятия, которые хотят расширяться или реализовывать проекты по выпуску комплектующих, считает Михаил Чаплыгин. Так, Hyundai планирует строительство в Петербурге нового завода двигателей в рамках специнвестконтракта. Аналогичные проекты можно ждать от Toyota, которая также готовится к заключению соглашения с Минпромторгом. Кроме того, в течение года может заработать площадка General Motors в Шушарах, которую хочет приобрести белорусский концерн «Юнисон».  

«В рамках такого большого промышленного города, как Петербург, такое количество высвобождаемых сотрудников точно найдёт работу»,- комментирует Ольга Копылова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services. Но не факт, что новое место удастся подыскать сразу и с аналогичными условиями. Крупных кампаний по подбору персонала в автопроме в Петербурге, по данным агентства, не идет. Но, как и в случае с GM, альтернативой может выступить судостроительный кластер.

Но на этом экономические последствия от закрытия производства для региона не исчерпаны. В числе пострадавших могут оказаться производители комплектующих и автодилеры. Сейчас   продукция Ford локализована  на 60%. Но моторы, которые вносят наибольший вклад в показатель локализации, выпускаются в Татарстане. Среди местных поставщиков с компанией работают, например, производитель штампованных деталей ООО «Гестамп Северсталь Всеволожск» и изготовитель тормозных трубок ООО «Ти ай аутомотив». «У большинства производителей комплектующих деятельность диверсифицирована», – говорит Михаил Чаплыгин. Но, по мнению Игоря Темченко, потеря крупного клиента в любом случае станет ударом. 

Для дилеров Ford реструктуризация российского бизнеса тоже не пройдет бесследно. Сейчас в Петербурге семь салонов американской марки.  Собираемые во Всеволожске Focus и Mondeo занимают в продажах 15%, говорит совладелец автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий. Вряд ли после закрытия завода компания будет их импортировать, поэтому они просто исчезнут с рынка. В итоге количество центров может сократиться. Но если Ford решит сохранить производство не только Transit, но также Kuga, Explorer и EcoSport, потери будут не такими значительными.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (53)

Serg_I
Форд Фокус-2 был моей третьей машиной, но не всеволожской, а испанской сборки. Все злобствуют насчёт заводов, и хоть бы кто вспомнил о нынешних владельцах "фордов", которым уж точно придётся жить с возросшими расходами после ухода завода, нарушении связки дилеры- поставщики комплектующих и невозможности трейд-ин форда на новый форд...Но вот по решениям фордовского руководства и раньше было много вопросов: они в своё время анонсировали подорожание машин на 20%, но не сделали этого, потом вздули цену на ФФ-3 до небес... В общем, я ушёл от этой модели к московской сборке!

Был у меня ФФ2 всеволожской сборки, только приятные воспоминания, никаких проблем с ним не было, повезло.
Сейчас Куга, тоже не жалуюсь, жаль, конечно, если Форд уйдет, машинки хорошего уровня для средней ценовой категории, но, увы, потребителей этой категории видимо не так много, все больше различного рода эконом класса типа солярисориовест, наверно символично.

ЗЫ. Всем старичкам привет:)

Borze
Ездил на брата сузуки, опеле, рено. И 2 микрика ещё было у меня, форд транзит и рено трафик. Всё из этого свои задачи выполняет.
Мерседесы, БМВ и Субару - не хочу покупать, не лежит к ним душа.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор