Пешим по лётному.

Как Ленобласть готовит конкурента для Пулково

Убежденность губернатора Ленобласти в том, что бывший военный аэродром в Сиверском через год примет первый коммерческий рейс, ставят под сомнение туманные перспективы проекта.

11
Олег Харсеев/Коммерсантъ
Олег Харсеев/Коммерсантъ
ПоделитьсяПоделиться

Военный аэродром, побывавший в плену у фашистов во время Великой Отечественной и познавший горечь утраты во время расформирования авиаполка при министре обороны Анатолии Сердюкове, в 2019 году теряет «погоны». Минобороны РФ приняло решение о передаче его территории в муниципальную собственность, которую затем передадут Ленобласти для строительства гражданского аэропорта. Радиопозывной Сиверского «Ордынка» больше не прозвучит в эфире, а на его взлетно-посадочные полосы длиной 1981 и 2506 метров не приземлятся Су-24М.

Вместо бомбардировщиков в Ленобласти ждут коммерческие рейсы. 15 января губернатор Александр Дрозденко встретился с основным инвестором будущего аэропорта, гендиректором транспортной компании «Евросиб» Дмитрием Никитиным. После изучения «дорожной карты» в инстаграм-аккаунте Дрозденко появилась запись о том, что «реализация проекта аэропорта в Сиверском переходит в активную фазу. В 2020-м аэропорт должен принять и отправить первые самолеты».

Вполне возможно, что при этом у правительства области и инвестора различные приоритеты в развитии аэропорта. В заявлениях чиновников Сиверский все больше упоминается как «гнездо» для лоукостеров с доступом к дешевым перелетам. В свою очередь, представители «Евросиб» еще в 2017 году рассказывали журналистам, что «грузовой сектор является одним из наиболее приоритетных направлений работы будущего аэропорта «Сиверский», особенно на фоне достаточно высоких тарифов на грузовые операции в аэропорту «Пулково».

По словам заместителя руководителя рабочей группы правительства Ленобласти по строительству аэропорта Сиверский Михаила Москвина, в данный момент нет окончательного решения, какой из терминалов будет открыт в 2020 году. Нет бизнес-плана и пока неизвестен объем требуемых вложений. На данном этапе «Евросиб» инвестирует в кадастровые работы. Скорее всего, будет выбран тот терминал, который можно построить быстрее всего и с наименьшими затратами, отметил Москвин.

Препятствия на предварительном старте

При этом еще до начала строительства терминала нужно будет решить два важных вопроса. Первый из них – соглашение между Петербургом и Ленобластью, запрещающее строительство новых гражданских аэропортов в радиусе 450 км от города. Документ был подписан в 2009 году, чтобы защитить интересы «Воздушных ворот Северной столицы», взявших на себя управление Пулково с 2010 года.

Как рассказал источник «Фонтанки» в администрации Ленобласти, благодаря письму ФАС 2016 года чиновники считают этот вопрос решенным в свою пользу. Как ранее писали 47news, на самом деле в ответе ведомства содержится юридический казус. В документе говорится, что «Соглашение не содержит ограничения на строительство и развитие аэродромов, за исключением случаев, указанных в статье 4 Соглашения». При этом статья 4 гласит: «Стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области нового аэропорта гражданской авиации». Другими словами, ФАС разрешил строительство со ссылкой на его запрет. «В случае возникновения разногласий будет решать Минтранс», – резюмировал собеседник «Фонтанки» в обладминистрации.

Второй важный вопрос – ремонт взлетно-посадочных полос. По данным из открытых авиационных источников, обе полосы Сиверского имеют бетонное покрытие, но на них нет огней для полетов в темное время суток, а общий вид аэродрома представляет собой «яркую иллюстрацию постсоветской разрухи».

скриншот страницы сервиса maps.aopa.ru
скриншот страницы сервиса maps.aopa.ru
ПоделитьсяПоделиться

Как рассказал источник «Фонтанки» в администрации Ленобласти, для ремонта полос планируется привлечь средства из федерального бюджета в рамках проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Ранее сообщалось, что на развитие инфраструктуры и региональных маршрутов в облет Москвы в 2019 году будет выделено 16,6 млрд рублей, столько же в 2020 году и еще 17,4 млрд рублей в 2021 году. Проект направлен на реализацию указа Владимира Путина об увеличении доли региональных маршрутов до 51%.

Впрочем, ведущий эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что получение средств из госбюджета для Сиверского маловероятно: «В Петербурге уже есть проект аэропорта «Пулково», реализованный с привлечением государственного финансирования. Поэтому вероятность того, что в федеральном бюджете найдутся средства еще на один аэропорт, по сути в том же месте, очень низкая. Тем более что перспективы Сиверского менее очевидны, чем у Пулково десять лет назад».

Туманная траектория

Проект вызывает и другие сомнения. Прежде всего с точки зрения перспектив по привлечению пассажиропотока и грузовых авиакомпаний. Ближайший конкурент будущего Сиверского – аэропорт «Пулково»  – 28 декабря обслужил 18 млн пассажиров с начала 2018 года. Как отмечалось в сообщении пресс-службы «ВВСС», таким образом, объем перевозок Пулково по сравнению с прошлым годом вырос на 11,8%.

Если Сиверский собирается перетянуть к себе часть пассажиров за счет дешевых полетов на лоукостерах, то непонятно, как владельцы нового аэропорта планируют привлекать авиакомпании. В наземном обслуживании действует принцип конвейера, где себестоимость операций уменьшается обратно пропорционально их количеству. Другими словами, цена на обслуживание самолетов в крупных аэропортах, как правило, ниже за счет массовости.

В свою очередь грузовой терминал аэропорта «Пулково» загружен мало. По данным из открытых источников, регулярные грузовые рейсы из Пулково выполняют лишь три авиакомпании: Korean Air Cargo, "Псковавиа" и "РусЛайн". Росавиация сообщает, что объем обработанных грузов в период с января по ноябрь 2018 года в Пулково составил 24 716 тонн. На данном этапе строительство дополнительной инфраструктуры для обработки грузовых авиарейсов выглядит неоправданным.

Russianplanes.net / Luba Ostrovskaya
Russianplanes.net / Luba Ostrovskaya
ПоделитьсяПоделиться

Следующий вопрос – транспортная доступность. В мировой авиации есть устоявшийся образ удаленного от крупных населенных пунктов аэропорта. Дорога туда занимает больше времени и не так удобна, но обычно это окупается скидкой на авиабилет. В таких случаях удобный трансфер может стать одним из решающих факторов для пассажира, который размышляет, действительно ли ему так нужна эта экономия.

В Европе одним из многих примеров является аэропорт Франкфурт Хан, равноудаленный на 120 км от Франкфурта-на-Майне и Люксембурга. Добраться до него из любого населенного пункта в этом радиусе можно минимум четырьмя способами. Кроме очевидных – на личном автомобиле или такси – существует возможность доехать на любом из шести автобусных маршрутов, а также совместить поездку на автомобиле и автобусном шаттле. Франкфурт Хан является одним из хабов ирландского лоукостера Ryanair. В 2017 году его услугами воспользовались 2,4 млн пассажиров.

В Москве примером удаленного от столицы аэропорта в 2016 году стал Жуковский. Он находится в 26 км от МКАД. Чтобы пассажиры могли добраться до него, были разработаны два варианта общественного транспорта. Первый включает в себя поездку на метро, а затем пересадку на автобус. Альтернативно предлагается доехать до Жуковского на электричке, где у железнодорожной платформы ждет шаттл до терминала аэропорта. Согласно данным сайта аэропорта, время в пути составляет от 40 минут до 1 часа 15 минут.

Сиверский находится в 50 км южнее Пулково. Под анонсом начала полетов в инстаграм-аккаунте Александра Дрозденко комментарий «Что с дорогами к Сиверской?» повторялся в разных интерпретациях чаще других. Ответ аккаунта Дрозденко был кратким: «Будет реконструкция». Чуть больше деталей в комментариях добавили в комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области и ГКУ «Ленавтодор»: «Сейчас идёт реконструкция Киевского шоссе в сторону Луги. Заканчивается строительство обхода Гатчины». Другие возможности добраться до будущего аэропорта пока не анонсировались.

Несмотря на перечисленные факторы, главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что перспективы у альтернативного аэропорта в области есть. «Местоположение аэропорта Сиверский не идеально – оно на юге от города, за аэропортом «Пулково». В этом отношении некогда существовавшие планы по развитию Левашово на севере города были куда интереснее. Тем не менее развить аэропорт можно и рядом с Гатчиной. Однако такая возможность существует лишь в случае серьезных бюджетных вложений в инфраструктуру аэродрома. А частному инвестору нужно будет обосновать ответные экономические эффекты для экономики региона и будущих налоговых поступлений», – считает Федор Борисов.

Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

скриншот страницы сервиса maps.aopa.ru
скриншот страницы сервиса maps.aopa.ru
Russianplanes.net / Luba Ostrovskaya
Russianplanes.net / Luba Ostrovskaya

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (11)

А идею гражданского аэропорта в Кронштадте похоронили?

На севере есть Касимово - полоса 2000 метров, рядом шикарная новая дорога, от города близко. Сейчас там вроде кроме местного аэроклуба никого не осталось.

Если нужен второй аэропорт, то лучше всего для этого подходит военный аэродром в Пушкине. Находится на территории Петербурга, удобное транспортное сообщение, аэропорт Пулково недалеко, если понадобится пересадка. А Сиверский находится на расстоянии 67,2 км (на электричке с Балтийского вокзала).

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...