Фактическим открытием велосезона стал в Петербурге фестиваль «Велодень», который дал сигнал автомобилистам – теперь на дорогах они не одни. В флешмобе в центре Северной столицы участвовали более 300 человек с двухколесными.
Первые любители велосипедов начали собираться на Дворцовой площади около 10 часов утра. С погодой участникам не особо повезло. Накануне метеорологи пообещали штормовой ветер, мокрый дождь и даже снег, а МЧС попросило горожан соблюдать осторожность. Настоящего шторма не было, но и легким ветерком участники акции не отделались. Сильные порывы сбивали даже поставленные на подножки велосипеды. Но от своих планов организаторы не отказались, к тому же велосипедисты все прибывали и прибывали. Многие запаслись горячими напитками в термосах и домашними пирогами, что помогало не окоченеть под ледяным ветром.
Простой пешеход сегодня на Дворцовой мог изучать новинки и ретроварианты этого вида транспорта. Одним из наиболее выделяющихся стала «бешеная кровать», названная так за почти лежачее положение своего седока при езде. Хозяин этого чуда, он же его создатель – 60-летний механик Александр Галкин. На сборку «бешеной кровати» ушло более 3 месяцев.
Достичь мирового рекорда в количестве выстроившихся по расчерченным линиям в форме гигантского велосипеда сегодня не удалось (около 300), но владельцев и сторонников такого транспортного средства это не расстроило: собравшимся было объявлено, что для Петербурга это все равно большое достижение. Конечно, не с нашим количеством велодорожек и неразвитым велопрокатом сравниться, извините, с Уфой, – мировой рекорд установлен был в мае прошлого года там. 900 (!) человек.
Праздник продолжился на набережной реки Мойки, участок которой от Гороховой улицы до Исаакиевской площади был специально перегорожен для водителей. Здесь катались на велосипедах, роликах и скейтах, учились танцевать танго и даже играли в шахматы.
– Во многих странах велосипед является эффективным транспортом «последней мили», грубо говоря, чтобы добраться до метро, – заявил велоактивист и один из организаторов «Велодня» Раиль Габдуллин. – В Петербурге – приемлемый климат. Мы видим отличные примеры развития велоинфраструктуры в Финляндии, где даже зимой велопользование падает совсем незначительно. Поэтому, мне кажется, что и в Петербурге можно организовать это очень удобно и комфортно. Естественно, мы не рассчитываем, что уже завтра все автомобилисты и пассажиры общественного транспорта пересядут на двухколесные, но мы уверены, что велосипед может являться достойной альтернативой.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»
В 2017 году Смольный проложил 40 км дорожек. За 110 млн рублей были проложены маршруты: от станции метро «Крестовский остров» до набережной Карповки, по набережным Петроградской стороны и реки Фонтанки, «Гражданский проспект — центр (до Гренадерского моста)» и «Проспект Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставели». Впоследствии к маршрутизации и использованию инфраструктуры появилось много претензий. В частности, велодорожки вдоль набережных прерываются у мостов, а на зиму становятся площадкой для складирования снега, причем на вполне законных основаниях. Разметка стирается, исчезает вместе со снятым во время ремонта асфальтом, упирается в киоски. Смольный обещал исправить недочеты в новом году.