От репрессий к ТРК, которые после трагедии в «Зимней вишне» инициирует Госдума, безопаснее детские развлечения не станут, просто бизнес понесет миллионные убытки.
О том, что до конца весны в парламент внесут законопроект, обязывающий перенести кинозалы, катки, детские развлекательные и спортивные центры на первые этажи, 2 апреля в эфире канала «Россия 1» сообщил зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Идея возникла из-за пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где большинство погибших находились в кинозале и игровых зонах на последнем этаже здания.
Как именно будет реализована инициатива, не сообщается. Но ранее партия «Единая Россия» обратилась в Минстрой с просьбой запретить размещение кинотеатров и детских игровых комплексов выше второго этажа. Помимо этого народные избранники хотят усилить уголовную ответственность за небрежное отношение к безопасности в сфере услуг.
Идею депутатов Госдумы поддерживают петербургские власти. «Два простых решения – удаленность развлекательно-торговых центров площадью от тысячи метров и более на периферию, за городскую черту, и перенос на первые этажи всей инфраструктуры развлечений и общепита – уберегут нас от трагедий и помогут спасти человеческие жизни», – написал вице-губернатор Игорь Албин в канале Telegram. Сейчас размещать детские зоны на верхних этажах коммерсантов заставляет жажда наживы, уверен чиновник: «Предполагается, что посетитель, пришедший, например, в кино, не сможет пройти мимо торговых точек, а раз его путь лежит через многочисленные магазины, то обязательно что-нибудь приобретёт».
Собственники ТРК и ретейлеры встретили предложения чиновников и депутатов в штыки. Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group («Лондон Молл», «Европолис» и другие), называет абсурдом идею законодательно изменить зонирование ТРК. «Гибель людей в Кемерово произошла из-за того, что не сработали системы оповещения, а не из-за того, что они не успели спуститься. Если бы кинотеатр был на первом этаже, итог был бы тем же», – рассуждает он. Не поддерживает предприниматель и перенос ТРЦ за городскую черту: «Можно подумать, в области ничего не горит».
Если законопроект коснется новых ТРК, он мало что изменит. «Сейчас почти ничего не строится», – комментирует Левченко. А вот для действующих торговых центров и их арендаторов ротация может стать головной болью.
Принятие законопроекта приведет к уничтожению индустрии кинопоказа в России, считает совладелец петербургского кинотеатра «ПИК» Артём Дасковский. «Для кинотеатров нужна определенная высота потолков и определенный шаг колонн, которые на первых этажах конструктивно невозможны. Вместо магазина с бельем кинозал не поместится».
Но даже если подходящее помещение найдется, затраты на перенос будут сопоставимы с открытием нового объекта. Для восьмизального киноцентра они составят около 4 млн долларов (около 300 млн рублей). По мнению Артема Дасковского, запретить открывать кинотеатры на верхних этажах после пожара — это все равно что запретить самолетам летать зимой после аварии из-за неисправности датчика обледенения.
«Кинотеатры надо делать открытыми, как раньше, в парках культуры. Тогда они будут полностью пожаробезопасны. Правда, зимой будет немного не комфортно», – иронизирует над нововведением в социальной сети twitter управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов.
Федор Гавриченко, вице-президент Российской национальной ассоциации развлечений и совладелец детских центров «Сказочный лес» и «Круча», считает, что законопроект будет неисполнимым. «Это популистское непрофессиональное решение», – говорит он.
По словам эксперта, запуск детских центров развлечений – это длительный и затратный процесс. На оборудование помещения площадью 2000 кв. м может уйти год и обойтись в 50 – 100 млн рублей. «Инвестиции в переезд сравнимы с открытием нового объекта. То есть, скорее всего, это будет означать банкротство», – считает Гавриченко.
Запускать детские парки в новых ТРК на первом этаже тоже вряд ли получится: ставка аренды может быть в несколько раз выше, чем на третьем или четвертом, и операторы ее не потянут. «Если закон будет принят, развлекательные центры просто исчезнут. Это логика, что лучшее средство от головной боли – это гильотина», – отмечает Федор Гавриченко. Безопасность можно грамотно обеспечить на любом этаже. «После «Зимней вишни» к нам приходила с проверкой прокуратура. Нас похвалили, хотя мы даже никак не готовились специально», – рассказывает предприниматель.
Убытки грозят и самим ТРК. «Исторически сложилось, что на первом этаже обычно располагаются одежда, товары импульсного спроса, за которыми люди далеко не пойдут, и продуктовые магазины, которым нужен доступ автотранспорта для разгрузки», – говорит он. Кинотеатры и прочие развлечения обычно находятся выше. «Это объекты целевого посещения, туда люди в любом случае дойдут», – комментирует Максим Левченко. Просто перевести их на первый этаж не получится — вакантных мест в ТРЦ практически нет. «Если их придется закрывать, придется искать новых арендаторов», – говорит Левченко и оценивает в 15 – 30% ту часть дохода, что приносят торговым центрам развлекательная составляющая и фудкорт.
Пострадать могут и детские магазины. Их нет в списке арендаторов, названных Анатолием Выборным, но, как правило, они также находятся на верхних этажах, где ниже ставка аренды и поблизости находятся зоны развлечений. Уход детских центров может привести к значительному сокращению трафика, а значит, и выручки сетей.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово произошел 25 марта. Погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. Большинство из них находились в кинозале и игровых зонах на четвертом этаже, где и началось возгорание. После пожара в рамках уголовного дела о причинении смерти по неосторожности, нарушении пожарной безопасности, оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, были задержаны семеро. Среди них — руководство торгового центра и глава стройнадзора по Кемеровской области. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев через неделю после трагедии досрочно покинул свой пост.